Мы не глупее наших английских, французских и американских коллег. Мы знаем многое и многое умеем… Но мы не желаем самим себе ответить на очень простой вопрос: почему в серьёзных научных медицинских журналах мира печатают статьи, т. е. результаты исследований наших коллег из стран Азии, Африки и Латинской Америки, и практически никогда – наши, украинские? А ответ ясен: в подавляющем большинстве своём наши исследования не являются наукой, не соответствуют её критериям.
Почему выпускники наших, украинских медицинских институтов вполне успешно конкурируют с коллегами в США, Великобритании, Португалии, Ливии и т. д. и т. п., а здесь, в Украине они не способны выделиться из серой массы, из системы? И здесь ответ прост: система нашей профессиональной жизни жестко воспитывает единообразие. Серое, примитивное единообразие – её, системы, девиз и цель. Именно поэтому весь цивилизованный мир живёт в XXI веке, а мы – в средневековье. Где больным согражданам предлагают в качестве «эффективных медикаментов» пищевые добавки и неизвестного состава магические снадобья, способные, к примеру, «лечить» синдром Дауна… Где велеречивый пожилой профессор рекомендует в качестве эффективного лечебного средства дельфинотерапию и пневмомассаж черепа ребёнка. Где врач, обыкновенный врач, остановившийся в своём профессиональном интеллектуальном развитии на достижениях медицины средины прошлого века, имеет право безнаказанно игнорировать официально утверждённые минздравовские Протоколы (т. е. технологию лечения).
Кто они, учителя наших студентов-медиков, готовящихся стать практикующими врачами в Европе первой половины XXI века? Цитирую выпускницу столичной медицинской академии: «Все лекции профессора Н. – не о предмете, он всегда говорит только о себе, о своих встречах с великими коллегами за рубежом. Однажды я чуть-чуть не спросила его, к счастью, сдержалась: «Профессор, а на каком языке Вы так уверенно общаетесь со своими зарубежными коллегами? Ведь они ни украинского, ни русского языков не знают?» Но это было позднее, ещё до знакомства с профессором Н. я просмотрела написанный им учебник. Плохой учебник, но обязательный для нас, киевских студентов».
Есть и другие учебники. Хорошие, настоящие, современные. Но – не у нас. Вот один из них, предназначенный для студентов: “Essential evidence-based medicine”, издан в Великобритании вторым изданием в 2010 году. («Доказательная медицина. Учебное пособие»). На украинский, как и на русский, переведен не будет. Опасен. Для ВАКа, Академии медицинских наук, всех этих плохообразованных профессоров и доцентов, индекс цитирования научных работ которых в современном научном мире – нуль. Полный, неоспоримый нуль.
…А госпожа Акимова так искренне старается осуществить реформу медицинской системы в стране. Где профессор Н. ещё долго, очень долго будет готовить будущих врачей. Подобных себе, разумеется. Знающих о существовании доказательной медицины. Там, далеко, в США и Европе. И в Африке с Латинской Америкой.
А мы сильны другим. Успешным применением дельфинотерапии, к примеру. Только вот Нобелевские премии нашим отечественным учёным не дают. Потому что для шарлатанов и жуликов существуют особые премии. В виде тюрьмы или денежного штрафа, с обязательным лишением права на медицинскую практику.
Не у нас, разумеется.