ГоловнаСуспільствоЖиття

Автообзор. Вечные ценности

До чего же все мы похожи! Пока статистические данные о каких-нибудь стихийных бедствиях или авариях на дорогах не касаются нас или наших близких и друзей – нам кажется, что все эти потерпевшие-пострадавшие словно живут в каком-то параллельном мире.

Автообзор. Вечные ценности

Там-то и там-то случилось то-то и то-то. Эпизод из новостей. 15 секунд внимания – и жизнь идет дальше.

Но вот когда статистика подступает вплотную, начинаешь понимать, почему огромное количество людей уже продали свой бизнес/квартиры/машины, собрали вещи и уехали жить в благополучную Европу. Впрочем, почему обязательно в Европу? Подойдет любая страна, где вероятность стать статистической строчкой в разы ниже.

Можно до хрипоты обвинять эмигрировавших в отсутствии патриотизма, в слабости – да в чем угодно. Но когда машина со встречной полосы выносит с дороги автомобиль, в котором сидит кто-то из дорогих тебе людей – задаешься вопросом: вот почему кто-то решает, что "не такой уж он и красный" или "по встречке - быстрее"?

Почему в мозгах не срабатывает даже функция самосохранения?

У меня тут есть пара предположений.

Предположение первое: сейчас учат водить – и делают это все, кому не лень. Если Вы не до конца поняли, о чем я, поясню: "водить машину" и "управлять машиной" - это разные вещи. Есть даже такая поговорка: руль, рычаг коробки передач и педали – это оркестр, в котором никто не должен фальшивить. Актуальна она лишь в среде профессионалов, которых, к сожалению, в автошколах очень мало. Именно эти немногие умеют управлять движением автомобиля в самых разных режимах. Остальные машину водят – как корову на веревочке. Что, в общем-то, неудивительно: обучение базовым навыкам обращения с машиной превратилось у нас просто в один из видов бизнеса. Хотя суть, в общем-то, не поменялась: человек, который садится за руль, должен не только знать, как правильно трогаться и тормозить, но и уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге – и конечно, четко понимать, чем могут закончиться "прострелы" на красный сигнал светофора и выезды на встречную полосу. В него это нужно вложить, потому что в своей повседневной жизни он не думает о том, какое количество пьяных садится за руль, сколько гибнет из-за превышения скорости… Ему это просто не нужно, не до того – но только лишь до момента, как он сядет за руль. Когда человек решил обзавестись машиной в нашей стране, ему нужно рассказать, что вон тот парень, рассекающий в городе на 140 км/ч – он не просто "спешит", он вполне может быть "под дурью". А может просто не знать, какой тормозной путь у автомобиля, несущегося с такой скоростью. Но как бы там ни было, к встрече на дороге с такими "экземплярами" нужно быть готовым.

Отсюда вывод: зарабатываете деньги тем, что обучаете людей? Ок, не вопрос. Но делайте это как положено и не валите все на бездарных учеников. Потому что Ваши выпускники – это в полной мере отражение Вашего профессионализма.

Вопрос получения прав сейчас опустим – потому что человек, полноценно обученный обращению с машиной и уделивший время изучению правил дорожного движения, гарантированно сдаст экзамен. А если его откровенно "валят" - не вопрос: идет в суд и доказывает свою правоту там.

И вот тут предположение второе. Сколько Ваших знакомых, решивших сесть за руль и грамотно подготовленных, готовы к судебным тяжбам в случае явно предвзятого отношения со стороны инструктора, принимающего экзамен в ДАІ? Правильно, единицы, что вполне понятно. Потому что наши суды вызывают вопрос: "а смысл?".

Потому что в суде у нас прав тот, у кого шире возможности.

К чему это все приводит?

По данным Госкомстата, в 2009-м году на дорогах Украины зарегистрировано 37049 ДТП с пострадавшими. В этих авариях погибло 5348 человек. Это при там, что на данный момент в нашей стране проживает 45 млн 800 тыс. человек, на которых приходится порядка 7 млн автомобилей.

Безусловно, по сравнению с 2008-м годом, в течение которого погибло 7718 человек – серьезное улучшение ситуации. А если учесть, что в 2007-м на дорогах погибло 9574 человека – мы двигаемся просто семимильными шагами.

Но дело в том, что если брать ту же цивилизованную Европу, получится, что мы тут – просто стадо баранов. Возьмем Германию как самый емкий европейский авторынок: ежегодно здесь продается более 3 миллионов автомобилей. На 82 млн населения там приходится около 40 млн авто. Однако, даже такое дикое количество транспорта на улицах совсем не приближает немцев по уровню смертности к Украине: в течение 2009 года на дорогах Германии погибло 4 106 человек. Это ощутимо меньше, чем у нас – при почти 6-кратном перевесе в количестве автомобилей.

Согласитесь, странно: по автомобильным вкусам мы вполне сравнимы с Европой (первая тройка самых популярных новых иномарок у нас – Hyundai, Toyota, Ford), но по части отношения самих к себе демонстрируем абсолютную дикость. Наши вечные ценности:

- обогнать по встречной полосе? На раз-два!

- проехать перекресток на красный? Да не такой уж он и красный.

- проскочить железнодорожный переезд "под шлагбаум"? Легко!

Вот только за последние 3 года страна с этой нечеловеческой легкостью потеряла почти 23 тысячи своих жителей.

Моей подруге повезло: после столкновения, о котором я говорил в начале, она осталась живой благодаря тому, что сидела пристегнутой в седане бизнес-класса. Мне не хочется думать, что эта поездка могла закончиться иначе, сядь она в машину попроще. И я очень рад, что ее в свое время научили пользоваться теми средствами защиты, которые заложены в автомобиль инженерами.

Строго говоря, у нее в декабре теперь второй день рождения.

Искренне желаю всем нам поменьше таких "праздников".

И еще. Люди написали правила дорожного движения, когда поняли: большое количество аварий происходит в однотипных ситуациях. И этого вполне можно избежать, следуя несложным рекомендациям.

Конечно, мы все не идеальны, но в следующий раз, решив проскочить по "встречке" или на красный, подумайте не только о том, что плохой пример очень заразителен.

Вспомните о тех, кто Вами дорожит. Честное слово, лучше в 10 часов вечера дома, чем на пару часов раньше – но в морге.

Юрий Бугаев, автообозреватель ИА "МОСТ-Харьков"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram