ГоловнаСуспільствоЖиття

Записки режиссера. Трудные люди

Кто сказал, что украинцы ленивы? Да вырвут тому его лживый язык! Соцопрос показал, что 69% украинцев уверенно считают себя трудоголиками. Врут, конечно…

Записки режиссера. Трудные люди
Фото: photosight.ru

Трудолюбивы – да, но чтоб трудоголики… Но это еще полбеды. 17% наших соотечественников абсолютно уверены в том, что работа для них – смысл жизни! Представляете?

Только зря вы все так радуетесь. Это раньше говорили: «Он упорно работает, он многого добьется», «Вот с кого должны брать пример остальные». Сейчас все по-другому.

Уже стало ясно, что чрезмерное трудолюбие, как и убойная лень, до добра не доведут. И это уже без шуток. Ведь чем отличается обычный трудолюбивый человек от трудоголика? Трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат труда. А для трудоголика все наоборот – для него важен процесс. Развлечения, отдых, хобби, друзья, даже семья воспринимаются им как жуткие помехи, отвлекающие от работы и часто вызывающие лишь раздражение и досаду. Такие люди не умеют жить без работы и ужасно боятся без нее остаться.

Кропотливым и все более упорным трудом пытаются придать своей жизни некий пристойный смысл. Вне работы трудоголики обычно беспомощны и слабы.

Трудоголизм часто становится для них таким же способом ухода от реальных житейских и жизненных проблем, такой же формой саморазрушения, как и другие пагубные зависимости для других людей: алкоголизм, наркомания, обжорство или азартные игры. И настолько же опасным. Многие трудоголики счастливы, когда о них говорят, что они «горят на работе» и завидуют тем, кому удалось умереть на трудовом посту. В Японии это называется кароши – «смерть от переутомления на работе».

Дошло до того, что в большинстве стран Евросоюза созданы так называемые общества анонимных трудоголиков. Формулировки, звучащие на их собраниях, очень похожи на те, что произносят страдающие алкогольной зависимостью: «Мы признаем, что наша тяга к работе носит патологический характер, мы должны трезво взглянуть на прожитую жизнь и сделать выводы».

По подсчетам Евросоюза, около 7% европейцев страдают от «выгорания» на работе, 5–7% подвержены депрессии, и 28% испытывают хронический стресс!А теперь взгляните на себя. Современные психологи выделяют четыре стадии развития трудоголизма.

Первая, начальная, обычно проходит незаметно и начинается с того, что человек задерживается на работе, думает о ней на досуге, личная жизнь отходит на второй план.

Вторая стадия – критическая, когда работа становится страстью. Личная жизнь полностью подчиняется работе, а человек находит этому множество оправданий, убеждая себя и окружающих, что он работает ради денег или другой абстрактной цели. Появляется непроходящая усталость, нарушается сон.

Следующая стадия – хроническая. Трудоголик добровольно берет на себя все больше и больше обязанностей, становится перфекционистом, но успеть все у него не получается.

Когда наступает последняя стадия, четвертая, человек уже болен и физически, и психологически. Вынуждено уходя на пенсию, он тут же становятся ипохондриком, убивая время в бесконечных хождениях по врачам.

«С помощью тяжелой работы мы полетели в космос, разработали вакцины, наша страна движется вперед, – писал Брайан Робинсон, автор книги «Прикованы к рабочему столу», – Но люди, которые много работают, обычно имеют какой-то баланс в своей жизни. Они сидят за рабочим столом и думают о горнолыжном курорте. Трудоголики наоборот – катаются на лыжах и думают о работе». Но это – американцы.

А вот интересно, о чем бы думали в такой ситуации украинцы?..

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram