ГоловнаСуспільство

Мaнфред Профази: «Миграция может приносить пользу, если она управляемая»

Новый глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Украине, Беларуси и Молдове Мaнфред Профази родился в Германии, получил образование политолога, а с 1997 года начал работать в структуре упомянутой международной организации.

Мaнфред Профази: «Миграция может приносить пользу, если она управляемая»

Тут - он успел поработать в головном офисе МОМ в Женеве, в Афганистане, Индонезии и Германии. В начале 2010 года господин Профази прибыл в Киев, сменив своего предшественника – в МОМ практикуют ротацию руководящих кадров. «Левому берегу» удалось встретиться с новым руководителем влиятельной организации в регионе.

Вы уже приезжали в Украину?

Я был тут 10 лет назад как турист, но работаю в Украине я впервые. И мои впечатления положительные: интересная страна и очень красивая столица. За десять лет многое изменилось в лучшую сторону. Правда, еще остались некоторые сферы, где Украина могла бы развиваться дальше. Я долго жил в Берлине и мог наблюдать, сколько времени потратила Германия на восстановление после падения Берлинской стены… Целое поколение прошло. Но уже, мне кажется, Украина преодолела более половины этого пути.

Чем занимается ваша организация?

МОМ работает более чем в 100 странах. И, конечно, задачи МОМ в разных условиях отличаются: в Гаити или Афганистане они будут разными. Естественно, есть своя специфика в работе МОМ в странах Восточной Европы и бывшего СССР. Наша организация очень серьезно относится к Украине и считает, что это важная страна.

Понятно, что жителям Гаити или Афганистана нужна помощь, чтобы наладить нормальную мирную жизнь. А какова специфика вашей работы в Украине?

Миграция может приносить пользу странам и их населению, если она хорошо управляема. Но в Украине с этим не все в порядке: миграционные процессы тут контролируют сразу несколько органов власти. И первое, что нужно сделать – создать одну главную организацию в этой сфере. Ваше правительство хорошо знает об этой проблеме, и уже готовится новый закон о миграции, дискутируется идея создания миграционной службы.

Формально она создана, но не работает. Почему?

Законотворческий процесс занимает время, а теперь в Украине есть новое правительство. И мы знаем, что оно занимается этим вопросом.

А какова ваша роль в этой сфере? Помогаете разрабатывать законы?

Нет, к законодательству мы не имеет отношения. Хотя если Украина как член МОМ с 2002 года нас попросит, то мы готовы оказывать помощь. Сейчас же мы работаем в нескольких направлениях. Одна из главных сфер: управление миграционными процессами. В рамках этого направления мы помогаем потерпевшим от торговли людьми и боремся с этим явлением. Также мы оказываем помощь мигрантам, которые хотят вернуться к себе домой.

В то же самое время мы пропагандируем миграцию, которая идет на пользу странам. Традиции эмиграции и жизни украинцев за границей очень стары. В этой стране живет много образованных людей с хорошими рабочими навыками, которые бы хотели использовать возможности, существующие за границей. Пример нашей работы в этой области – занятие так называемой «циркулярной миграции». Мы сотрудничаем с украинским правительством и правительством Португалии, помогая украинцам легально кратковременно трудоустраиваться заграницей. С нашим партнером Всемирном банком мы исследуем, как себя чувствуют такие украинцы, и как себя чувствуют их семьи на родине. Также мы работаем с Министерством труда и социальных отношений Украины, чтобы украинская сторона также могла самостоятельно осуществлять такие программы и в больших объемах.

Мы также предоставляем услуги людям, которые хотят эмигрировать. Мы помогаем людям проверить свое здоровье и подготовить документы.

А сколько из Украины выезжает нелегальных мигрантов в другие страны?

Мы их называем мигрантами без определенного статуса. Само такое определение уже говорит нам, что посчитать их невозможно. Хотя существуют разные оценки на этот счет. Разные исследователи предлагают разные цифры от 1,5 до 4,5 млн. украинцев, живущих за границей. И от двух третьих до половины этих людей не имеют соответствующего долгосрочного разрешения. Но имейте в виду, что есть разная методология. Есть свои правила в каждой из стран.

Мигрантам без статуса вы также помогаете?

Украинским мигрантам без статуса мы помогаем только в том случае, если нас об этом просят страны их пребывания и если сами они не против возвращения. Последний пример от 25 января, женщина из Мадагаскара. У нее было трое детей, она развелась с мужем, хотела вернуться в Украину, но у нее не было на это денег. И МОМ помог ей это сделать.

Куда украинцы едут чаще всего и какие профессии выбирают?

Популярнейшей страной остается Россия. Это больше 50% легально работающих мигрантов. Далее следует Италия с 12%, Чехия с 11% и Польша – 9%. Конечно, это не полная картина, так как мы ориентируемся на цифры легальной миграции в официальной украинской статистике.

Мужчины работают, как правило, в строительстве и сельском хозяйстве. Женщины работают по дому и смотрят за детьми. Огромное количество украинских мигрантов работало в последние годы на юге Испании в строительстве. Много украинок работает в Италии: смотрят за детьми и престарелыми или работают в доме. И, что интересно, они проходят тот же путь в Италии, который в свое время прошли польские женщины. То есть в плане миграционных процессов Украина идет по польскому пути.

Многие правые политики Украины осуждают вступивший в силу договор Украины и Европы о реадмиссии. Якобы это грозит нам наплывом нелегальных мигрантов, хотя с начала года пограничники приняли только несколько десятков человек согласно этому договору... Как вы относитесь к этому документу?

С января вступил в силу пункт, который касается граждан третьих стран, а само соглашение действует уже довольно давно. Это цивилизованный инструмент, который применяется государствами во всем мире. И это право государства – заключать или не заключать такое соглашение. Никаких проблем с применением этого закона лично я не встречал.

Недавно заместителем руководителя государственного телеканала в Украине был назначен выходец из Ливана. Он получил гражданство несколько лет назад и плохо говорит на украинском языке, потому назначение вызвало бурную дискуссию в обществе. Как вы относитесь к этому назначению, как люди в других странах относятся к натурализированным мигрантам?

После объявления независимости страна приняла закон о гражданстве, то есть существуют правила. Но дискуссия, о которой вы упомянули, будет очень полезной для страны. Она поможет понять, кто принадлежит к украинской нации, а кто не принадлежит, кто является ее частью, а кто – нет. И мы пропагандируем межкультурный диалог в Украине.

Что касается других стран, то Украина, конечно, - не единственная, где идут такие дискуссии. Везде, где бы я ни работал – и в Афганистане, и в Индонезии – люди говорят о таких вещах.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram