ГоловнаСуспільствоЖиття

Александр Попов: Состояние ЖКХ Украины - критическое

Новый министр ЖКХ Александр Попов считает, что поднимать тарифы на коммунальные услуги без решения социальных проблем населения нельзя. Кроме того, он считает, что тарифы на водоснабжение, квартирная плата во всех городах практически соответствуют себестоимости. Об этом он заявил в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Александр Попов: Состояние ЖКХ Украины - критическое

Александр Павлович, в каком состоянии сегодня находится жилищно-коммунальное хозяйство Украины?

Я бы назвал его критическим. На сегодняшний день предприятия отрасли жилищно-коммунального хозяйства имеют кредиторскую задолженность более 11 млрд грн. Это рекордный показатель за последние десять лет. За природный газ задолженность по состоянию на прошлую неделю составляла 6,7 млрд грн. Сейчас может быть и 7 млрд грн, из которых около 3 млрд грн – сумма, накопившееся за текущий год. Убытки предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства – примерно 2 млрд грн. Кроме того, наблюдается рост задолженности по заработной плате. Когда мы уходили из правительства в декабре 2007 года, задолженность по заработной плате на предприятиях жилищно-коммунальной сферы составляла 2,7 млн грн, а сегодня она составляет 110 млн грн. Это та цифра, которая официально признается правительством. По моим данным задолженность составляет около 200 млн грн.

Существует ли угроза прекращения со стороны НАК "Нафтогаз Украины" поставок энергоресурсов предприятиям отрасли в связи с такой суммой задолженности за потребленный газ?

Угроза существует и существовала все время. По моему мнению, президентские выборы, конечно же, имели определенное влияние на ситуацию. Правительство, во что бы то ни стало, сдерживало процесс возможного отключения предприятий жилищно-коммунального хозяйства от поставок газа. До настоящего времени ситуация удерживалась только благодаря тому, что основной удар неплатежей в конечном счете несет "Нафтогаз Украины". Поскольку до последнего времени за потребленный газ компания рассчитывалась с "Газпромом" то выданными взаймы деньгами Национального банка Украины, то полученными кредитами Международного валютного фонда, ей удавалось производить оплату со стороны Украины. Но очевидно, что возможное отключение отопления жилого фонда может иметь место не 15 апреля, как это обычно происходит, а несколько раньше.

Какую вы занимаете позицию в вопросе размеров тарифов на коммунальные услуги – являетесь ли вы сторонником повышения тарифов или их удержания на прежнем уровне?

Тарифы на водоснабжение, квартирная плата во всех городах практически соответствуют себестоимости. Я считаю реальной только угрозу повышения цен на услуги теплоснабжения. Тут есть экономическая и социальная составляющие.

Украина в январе 2009 года подписала с "Газпромом" договор о поставах газа, по которому цена за природный газ в текущем году составит $320 за 1 куб. м (прогнозируемая стоимость российского газа для Украины в 2010г – ИФ). В то же время, предприятия коммунальной теплоэнергетики, которые производят тепло и горячую воду для населения, покупают этот же газ по цене $110 за 1 куб. м. Разницу в $210 на 1 куб. м нужно компенсировать через выделение НАК "Нафтогаз Украины" определенных ресурсов из государственного бюджета. По моим расчетам, это около 15 млрд грн в год, которые не были заложены даже в том проекте бюджета, который Тимошенко подавала в парламент еще в сентябре прошлого года. Было понятно, что если эти деньги в нем не заложены, значит, возникнет, если не в начале, то в средине года, вопрос о том, как же выходить из этой ситуации в условиях, когда бюджет практически пуст. А из этой ситуации остается один выход – нужно повышать тарифы.

С другой стороны, в период кризиса повышение тарифов на коммунальные услуги является тяжелой ношей для людей. Поэтому я считаю неправильным поднимать тарифы без решения социальных проблем населения. Мне кажется, что в этом году нужно искать возможности решения этого вопроса таким образом, чтобы тарифы не поднимались, или их удорожание было неощутимым для граждан.

Какое это может быть решение?

Может быть вариант пересмотра цен на природный газ – можно договорится о другой цене хотя бы на второе полугодие-2010, либо найти способ, который бы позволил компенсировать "Нафтогазу" убытки и, таким образом, удержать существующую цену. Виктор Федорович, еще будучи кандидатом в президенты, говорил о том, что нужно вернутся к теме газотранспортного консорциума. Структура, в которой участниками являются Россия, которая добывает газ, Украина, которая транспортирует газ, и Европейский союз, который в основном его потребляет, очень интересна с точки зрения долгосрочных, стратегически важных отношений между всеми заинтересованными сторонами. С одной стороны, появляется гарантия того, что эта система будет стабильно работать и модернизироваться, в чем она сильно нуждается, с другой стороны – это шанс сбалансировать ситуацию прежде всего для населения Украины, потому что, по моим расчетам, чтобы компенсировать "Нафтогазу" те 15 млрд грн, о которых я говорил, нужно будет увеличить тарифы на теплоснабжение для населения на 160%. А это означает, что практически 90% населения окажется неплатежеспособным.

Еще одной мерой, которую нужно рассматривать вместе с упомянутыми уже вариантами, является энергосбережение. Это очень широкий спектр деятельности – начиная от установки счетчиков тепловой энергии в домах и заканчивая внедрением современных энергосберегающих технологий. Очень важно уже в 2010 году начать реализовывать Общегосударственную программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Украины до 2014года, принятую парламентом в июне прошлого года (Закон № 1511-VI от 11 июня 2009г – ИФ). Реализация этой программы является стратегически важной.

В последнее время много говорят о необходимости закрепления процесса тарифообразования на государственном уровне. Вы являетесь сторонником централизованного регулирования тарифов или считаете, что их и дальше должны устанавливать власти на местах?

Конечно же, нужно перенимать практику многих европейских государств, где централизованное регулирование тарифов принято, как элемент общегосударственной политики. Еще в 2008 году в парламенте зарегистрирован проект закона "О государственном регулировании в сфере жилищно-коммунальных услуг" (№2649 от 19 ноября 2008г – ИФ). Но мы тогда были в оппозиции, и закон не удалось принять.

Какие вы видите пути решения проблемы изношенности сетей водо- и теплоснабжения, учитывая нехватку бюджетных средств на их ремонт?

В программе реформирования отрасли (Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Украины – ИФ) на это выделено государственное и долевое финансирование. Всего программа реформирования обойдется государству на пять лет в 23 млрд грн. Но, учитывая дефицит бюджетных средств, приоритетным должно стать сотрудничество государства с частным бизнесом и мировыми финансовыми организациями и учреждениями.

Сейчас практически готов ко второму чтению проект закона "Об особенностях передачи в аренду и концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности" (№2320 от 2 июля 2009г – ИФ). Уже в марте мы намерены его вынести на второе чтение, и документ, возможно, будет принят. С одной стороны он закрепляет интересы и права органов местного самоуправления в сотрудничестве с частным бизнесом, а с другой стороны – закрепляет права частного бизнеса на те инвестиции, которые будут вкладываться в сферу жилищно-коммунального хозяйства. В будущем я вижу очень перспективным такое сотрудничество – государство не несет никаких финансовых нагрузок и одновременно решает проблему энергосбережения, обновления основных фондов и т.д.

Второе приоритетное направление – дешевые займы. В 2007 году мы имели перспективу сотрудничества со Всемирным банком и возможность получать займы под 4,5-4,7% годовых на долгосрочный период до 20 лет и с отсрочкой платежа на пять лет. Тогда мы видели большой потенциал в таком сотрудничестве. Это очень выгодный вариант, потому что у нас многие инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства окупаются в течение двух-трех лет. Сегодня, когда кредитный рейтинг Украины, к сожалению, упал, получение таких кредитов усложнилось. Я думаю, со стабилизацией политической ситуации стране, а со временем и экономической ситуации, к этому нужно будет вернуться.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram