ГоловнаСуспільствоЖиття

Военный театр бездействия

Запаса прочности у украинской армии больше нет. Начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Сергей Кириченко заявил, что армия уже почти исчерпала нынешний ресурс для обеспечения своих потребностей и эффективного выполнения задач. «Я сегодня не могу сказать, что мы сэкономим и проживем до конца года - нет!», - отметил генерал армии.

Военный театр бездействия

 Это заявление прозвучало на фоне подготовки к празднованию Дня независимости Украины. Хотя на военном параде впервые военную технику решено представить для обозрения на статичной площадке. А ясности с пролетом военной авиации над Крещатиком не было до последнего момента. Нервозности в принятие решения - пускать-не пускать самолеты - добавила и катастрофа в подмосковном Жуковском, где накануне авиашоу МАКС разбился самый опытный ас России.

В Украине же в Воздушных силах в этом году за счет бюджетных назначений боевой подготовкой занимается только истребительная авиация, которая привлекается к боевому дежурству. «Все другие виды авиации, в том числе истребительная, не привлекающаяся к боевому дежурству, в этом году не готовятся», - констатировал Сергей Кириченко. Это отзвуки того, что в 2009-м армия получила наименьший бюджет за последнюю пятилетку. При запросе Минобороны в 32,4 млрд. грн армия получит лишь 7,4 млрд. Более 80% этих денег уйдет на оплату жалования, еду солдат и коммунальные расходы. На боевую подготовку и обновление арсеналов - почти ничего. Хотя хрестоматийное процентное соотношение между подобными военными потребностями обычно выглядит так: 40-30-30.

Военные надеялись на пересмотр бюджета-2009 после первого квартала года, но ничего хорошо так и не произошло ...

Величина оборонного бюджета, численность армии и количество вооружений, - это те показатели, которые мы сразу начинаем припоминать, когда рассуждаем об обороноспособности страны, сдерживании, защите, безопасности и других громких понятиях. Но реальное понимание того, что может армия на самом деле и насколько «живуча» страна в разных военных ситуациях, требует интегрального знания. О том, например, каковы реальное состояние вооружений, выучка личного состава и так далее. Ну, все те иные детали, которые порой раздражают хмурых людей - мол, зачем это вы нашей военной тайной интересуетесь...

Но от военной тайны порой слишком близко до военного театра абсурда. Например, правительство в этом году волевым решением выделяет деньги из стабилизационного фонда на поддержание отечественного танкостроителя - прямо говоря, на закупку танков. При этом на базах хранения ВС Украины находится около 3 тыс. танков разных типов. Непосредственно в боевых частях Сухопутных войск в 2009 году - 735 танков. До 2011-го это количество планируется уменьшить до 448 машин. По мнению Генштаба, этого будет достаточно для решения всех задач, связанных с обороной страны. Тем более что еще есть и более 2 тыс. единиц легкой бронетехники типа БМП и бронетранспортеров.

А все последние войны и конфликты начинались с воздуха. Так будет и дальше. Если страна потеряла контроль над своим воздушным пространством, ее войска на земле - смертники. Сидят ли они в танках, БМП или окопах. А что у нас с авиацией? Всего самолетов разных типов - около 300. Истребителей - более сотни. На первый взгляд, вполне достаточно. Но вспомним о важности интегральных оценок. Вот слова Верховного Главнокомандующего Виктора Ющенко, сказанные в сентябре 2008 года - из 112 истребителей способен выполнять боевые задания лишь 31. С тех пор ситуация только ухудшалась, так как в 2009 году средств на ремонт боевой авиации не выделяли. Как и на летную подготовку.

По словам экс-командующего ВВС Украины Виктора Стрельникова, год-два назад максимальную подготовку в ВС Украины получали от силы два звена (экипажи 12 самолетов). При этом, по его утверждению, в Украине только 4 летчика-инструктора могли обучать полетам на всех типах боевых самолетов. Все они были в предпенсионном возрасте, а мастеров такого класса молодого поколения просто нет. Стареют и пилоты. Если в 1992 году средний возраст летчика первого класса составлял 29-31 год, то сейчас он «повзрослел» - 36-37 лет. С этого рубежа до увольнения по выслуге лет - рукой подать, так как в боевой авиации на пенсию уходят достаточно рано.

«Если год, два, три летчик не поднимается в небо, он сам не видит себя, собственно, летчиком. Главной причиной оттока летных кадров является низкий социальный статус человека в погонах, его незащищенность. Лишь в 2008 году свыше 30 летчиков (1 и 2 класса) уволились по окончании срока контракта. А если мы потеряем эту категорию, то есть летчиков 1-2 класса, кто же будет готовить молодых?! В целом в Воздушных Силах свободны почти 70 летных должностей. Сегодня всем нам надлежит приложить максимум усилий, чтобы сохранить по крайней мере то, что мы имеем. Скажем, если через 2-3 года у нас будут деньги и мы сможем купить новую технику, кто на ней будет летать, если все разбегутся?» - говорил в начале 2009 года Василий Никифоров, заместитель командующего Воздушными Силами ВС Украины по авиации.

При этом поясню: в Украине летают только летчики, входящие в состав наиболее боеготового компонента ВС Украины - Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР), которые составляют около 25% от численности ВС Украины. Главный ориентир: достичь летчиками ОСБР уровня налета как минимум в 90 часов в год. Но боеспособность для «избранных» тоже требует детализации, так как общий налет - лишь одна сторона медали. Летчик должен уметь работать днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Крайне велик риск, что, например, в сложных метеоусловиях, в тумане, без необходимой практики, даже с 100 часами дневного налета пилот боевую задачу не выполнит - цель не поразит. А сам может погибнуть. Это тоже по поводу важности интегральных оценок.

Но с 2003 года в Украине ни разу не удалось обеспечить пилотам ОСБР налет в 90 часов. Притом, что во времена СССР, как и сейчас в странах НАТО, средний показатель для летчиков ВВС составлял 150-180 часов. При этом в 2009-м ежегодный налет в ОСБР может составить не более 10 часов на экипаж. На закупку авиационного горючего в военном бюджете-2009 заложено 39 млн. грн. Это в пять раз меньше, чем в 2008 году, когда этот показатель составлял почти 200 млн. грн, на которые ВС купили 3 тыс. тонн авиационного керосина, а летчики ОСБР налетали те самые 35-40 часов.


Во вторник на Крещатике состоялась репетиция парада ко Дню независимости. Фото: Левый берег

Так что сегодня количество боеспособных самолетов и экипажей украинских Воздушных сил - если измерять интегрально по всем нормам - вполне равняется числу машин, которые должны пролететь над Крещатиком в День независимости, демонстрируя военно-воздушную мощь страны. Не более десятка. Если я не прав, пусть меня поправят. Но, впрочем, не стоит сильно расстраиваться. Практика прошлого говорит о том, что все армии к войнам обычно не готовы. Просто степень неготовности разная...

Цена пилота

$5 млн. и четыре года необходимо для подготовки пилота реактивного истребителя. Чтобы оправдать такие подготовительные расходы, летчику необходимо как минимум шесть лет продуктивной службы. За этот период он должен получить квалификацию пилота первого класса, способного выполнять боевые задачи днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, применять все виды авиационного вооружения типа «воздух-воздух» и «воздух-земля». При этом после четырех лет из училища летчик обычно выходит пилотом третьего класса. Дальнейшие повышение мастерства проходит в строевых частях.

Около 80% стоимости подготовки пилота составляют расходы на обеспечение летной деятельности. Так, один вылет истребителя обходится в $4–5 тыс. Кроме цены топлива, в эту сумму входит привлечение значительного числа технического персонала, обслуживающей техники и оборудования. Если один полет длится в среднем 40 мин., то для годового налета хотя бы в 100 часов в год необходимо около $800 тыс. «топливных» на каждого пилота. Применение авиационного вооружения – не менее затратная статья. Так, применение ракеты «воздух-воздух» средней дальности может стоить до $400 тыс. Отработка навыков с менее грозным оружием стоит дешевле, но этим нужно заниматься чаще. Зарплата летчика и решение его социальных проблем в содержании государством летающей боевой единицы занимают менее 5%.

Цена обороны, млрд. грн

2005 - 5,925
2006 - 7,594
2007 - 9,061
2008 - 9,926
2009 - 7,4*/11,65

 * Верховная Рада после подачи Кабмина при запросе Минобороны в 32,4 млрд. грн выделила на потребности военных лишь 11,65 млрд. грн, из которых 7,4 млрд. грн напрямую запланированы из бюджета, а 4,2 млрд. - из специального фонда, наполняемого средствами от продажи избыточного имущества ВС. Но до сих пор в Спецфонде - ни копейки.

Сергій ЗгурецьСергій Згурець, головний редактор журналу Defense Express
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram