«Речь идет и о компаниях-операторах, суднах и самолетах, которых нагло нарушают украинское законодательство, посещая порты, несмотря на строгий запрет, который выдала Украина», – пояснил Петр Порошенко.
Предварительный список компаний, попадающих под экономические ограничения со стороны Украины, уже сформирован. По словам президента, он сейчас прорабатывается в Кабинете Министров, Национальном банке, Службе безопасности Украины, других структурах. СНБО также дорабатывает «черный список» в отношении людей, принимавших участие в организации выборов в Госдуму РФ на территории оккупированного Крыма.
Названия российских предприятий, пополнивших санкционный список, еще не известны. В прошлом году на публикацию аналогичного документа понадобилось несколько недель. В итоге оказалось, что большинство предприятий, попавших под экономические ограничения и без того практически не работают с Украиной. А, следовательно, и ущерб их деятельности минимальный. В парламенте считают, что так может произойти и на этот раз. Расширенный список также не скажется на российском бизнесе в Украине.
«Выглядит довольно странно, когда малоизвестные фирмы попадают под санкции, а ведущие игроки, почему-то в этот список не попадают. Нужно обращаться к тем, кто с украинской стороны инициирует эти санкции, чтобы они объяснили свою логику – исходя из чего эти решения принимаются. К сожалению, этот процесс не особо прозрачен», – отмечает народный депутат от НФ Дмитрий Тымчук.
Российские товары, утверждают опрошенные нардепы, по-прежнему широко представлены на украинском рынке, особенно в потребительском сегменте: это и бытовая техника российской сборки, и автомобили мировых брендов, произведенные в Российской Федерации.
В Украине вольготно чувствуют себя крупные российские банки. «Сбербанк России», ВТБ («дочка» российского правительственного «Внешторгбанка») и «Проминвестбанк» (принадлежащий российской госкорпорации «Внешэкономбанк») имеют серьезное влияние на украинский банковский рынок, и, по словам экспертов, даже используются российской властью для спасения своей экономики в ущерб Украине. При этом в санкционный список попали не они, а, например, «БайкалБанк», «Банк Москвы» и Краснодарский краевой инвестиционный банк.
Единственный сектор, где украинские санкции коснулись серьезных игроков – это транспорт. Полеты в оккупированный Крым обернулись запретом на полеты в Украину для крупнейших российских авиакомпании – «Трансаэро» и «Аэрофлота» с его дочерними компаниями. Также под санкции попал крупный российский железнодорожный перевозчик «Первая грузовая компания», которая возила российские военные грузы в Крым и на контролируемые сепаратистами территории Донбасса. Вероятно, поэтому они возымели на российский бизнес серьезный экономический эффект.
В остальных сферах украинская власть, по-видимому, не готова идти на обострение.
Замглавы фракции БПП в парламенте Алексей Гончаренко поясняет, что главным критерием в санкционной политике Украины на сегодня является не связь компаний с РФ, а деятельность бизнеса на оккупированных территориях или в поддержку действующих там «режимов».
«Ввести санкции против всех компаний, которые так или иначе связаны с Российской Федерацией – это политическое решение, и оно на сегодняшний день не принято. Санкции распространяются на тех, кто работает в Крыму, кто каким-то образом вовлечен в эксплуатацию украинской оккупированной территории или в российский военно-промышленный комплекс. В этом логика действующих на сегодня санкций», – подчеркивает Алексей Гончаренко.
Тем не менее, россияне стараются добиться отмены украинских санкций в наиболее болезненной для них транспортной сфере. Не оставляет попыток возобновить полеты в Украину «Аэрофлот». Ведь ущерб транспортников РФ от украинских санкций в четыре раза превышает потери украинских авиаперевозчиков от аналогичных мер со стороны России.
Желание российской авиации вернуться в города Украины настолько велико, что о нем говорят не представители отдельных компаний, а глава Минтранса РФ Максим Соколов. При этом отказываться от полетов в оккупированный Крым российская государственная авиакомпания не собирается.
Вместе с тем, появились информация и о попытках вернуться в Украину со стороны железнодорожного перевозчика «Первая грузовая компания». До осени прошлого года она вместе с другими российскими перевозчиками контролировала до трети железнодорожных грузоперевозок по территории Украины. Поэтому введенные экономические ограничения оказались для ПГК жестким ответом, который она получила за непосредственное участие в аннексии Крыма.
О «вкладе» «Первой грузовой компании» в российскую агрессию на территории нашей страны, весной 2015 года сообщал посол Украины в РФ Владимир Ельченко. Включенные в черный список ПГК и ее «дочка» обвинялись в том, что их деятельность «создает угрозу национальным интересам, безопасности и территориальной целостности Украины, препятствует ее экономическому развитию, способствует террористам и нарушает права и свободы украинцев».
Кроме этого журналисты неоднократно встречали в неподконтрольных Украине районах Донецкой и Луганской областей вагоны ПГК, груженные углем, лесом и чугуном.
По словам нардепа Димитрия Тымчука, на сегодня собрано достаточно свидетельств очевидцев и фотодоказательств того, что российские железнодорожные компании доставляли боевикам на Донбасс с территории России технику и боеприпасы.
«Нужно быть последовательными и придерживаться следующего принципа: если «Аэрофлот» летать в Крым, значит, он не должен летать в Украину. Потому что мы добиваемся, чтобы вводились санкции для всех, кто, например, строит мост в Крым. Как мы можем сами не вводить эти санкции», – подчеркивает его коллега из БПП Алексей Гончаренко.
Опрошенные эксперты единодушны в одном. До возвращения Крыма под юрисдикцию Украины и вывода российских войск из Донбасса говорить о снижении санкционного давления преждевременно. Прежде чем задумываться об отмене существующих ограничений, правительству и СНБО стоит трезво оценить те репутационные потери, какими обернутся для Украины подобные уступки российскому бизнесу.