ГоловнаПолітика

Тріумвіратори

Выборы президента Украины завершились. Первый тур не принес сюрпризов и неожиданностей – лидер рейтингов Петр Порошенко стал президентом, уверенно перевалив за 50% барьер. Инаугурация нового президента должна состояться уже в первых числах июня. Таким образом, Украина выиграла не только полмиллиарда гривен за счет экономии на проведении второго тура, но и драгоценные в нынешних обстоятельствах три недели – к 15 июня новый президент уже освоится в новом кабинете, войдет в курс дел и начнет принимать первые решения.

Фото: коллаж LB.ua/ фото Макса Левина, job-sbu.org, EPA/UPG

Распустить нельзя помиловать

Собственно, из заявлений Петра Порошенко, сделанных в пресс-центре его предвыборного штаба сразу после оглашения результатов экзит-полов, прямо следует, что уже буквально на днях между игроками в украинском парламенте начнутся большие торги. Петр Порошенко подтвердил свое ранее озвученное намерение сделать все для того, чтобы в Украине состоялись досрочные парламентские выборы. Возможно – уже осенью текущего года. Следовательно, лидерам депутатских фракций, групп и неформальных объединений нужно сделать все для того, чтобы Порошенко свою точку зрения поменял. Проще говоря – передумал.

Сам Порошенко, наверняка, прекрасно понимает, перед каким экзистенциальным выбором он ставит сегодня ключевых парламентских игроков. Месседж о скором роспуске Верховной Рады, внутри которой мало кто заинтересован в подобном сценарии развития событий, послан депутатам явно неспроста. Все смахивает на то, что новый президент ставит распорядителей депутатских душ перед четким самоопределением, и дает время на размышление. А именно – или новый формат большинства (пропрезидентский), или – досрочные выборы, после которых кадровый состав Верховной Рады обновится как минимум на 50%, как максимум – на 2/3. Это вполне ясный сигнал таким кулуарным игрокам как Еремеев, Хомутынник, Колесников, Симоненко, и даже Тимошенко с Турчиновым, продолжающие контролировать значительную часть некогда оппозиционной мега-фракции «Батьківщини».

Результат президентских выборов всем вышеназванным лицам дает четкое понимание – сохранение нынешней каденции парламента, пускай и при несколько ином статус-кво – единственная надежда на политическое выживания и воспроизводство себя в политике в новых условиях. Электоральная карта Украина изменилась до неузнаваемости. Изменились и актеры, имеющие реальные рычаги влияния на ситуацию. Порошенко сменил Януковича, Коломойский выдавливает с позиции олигарха №1 Рината Ахметова, УДАР в связке с Порошенко и после занятия стратегической столичной высотки из имиджевого проекта превращается в реальную политическую силу, Тимошенко занимает нишу конструктивной оппозиции с прицелом на будущие парламентские выборы.

Следовательно, состав, структура и, самое главное – расклад сил в нынешнем парламенте уже не соответствуют реальной расстановке игроков на политической доске. Возьмем, к примеру, Партию Регионов. Кандидат от ПР Михаил Добкин, набравший на выборах чуть более 3%, а также переехавший от греха подальше из Донецка в Киев Ринат Ахметов – только эти два простых факта не позволяют Партии Регионов претендовать на контроль 100 депутатских мандатов. Это против логики.

Фото: Макс Левин

Похожая картина и у Петра Симоненко и КПУ. Логичными выглядят центробежные процессы в «Батьківщині». Ну а 1% Тягнибока делает «Свободу» наиболее сговорчивой при формировании нового большинства, и, вполне вероятно, лишает права партии на такой ключевой портфель как пост Генерального прокурора. И пускай выборы президентские – это все-таки не парламентские – ниспадающие тренды «Свободы», ПР, КПУ и частично «Батьківщини» видны невооруженным взглядом. Никто из них не заинтересован сейчас в позиционном противостоянии с президентом, получившим небывалый аванс от избирателей и вполне готовому к роспуску ВР. Воспринят ли месседж о роспуске фракциями парламента и распорядителями других депутатских групп – покажут уже ближайшие дни после инаугурации.

Вместе с тем, вчера на европейском континенте штаб Порошенко-Кличко был не единственным местом, где поднимали бокал шампанского за успешный исход мероприятия. Как минимум еще одно такое место находилось в Вене по адресу Schubertring, 5 – знаменитый отель Ritz, в котором нынче коротает время Дмитрий Фирташ в ожидании решений австрийского суда относительно своей дальнейшей судьбы. Шампанское в венском отеле Ritz пили не только и не столько в силу проигрыша Юлии Тимошенко – бокалы звенели в честь общей итоговой конфигурации результатов голосования. Ведь если Петр Порошенко – победитель выборов явный и очевидный, то победитель не очевидный и не столь явный – это Дмитрий Фирташ и его извечный политический уполномоченный Сергей Левочкин.

Тихий триумф Сергея Левочкина

Посудите сами. Ставка на Порошенко для тандема Фирташ-Левочкин вроде как была безальтернативная, однако их вклад в победу Петра Порошенко сложно переоценить. Ведь только после венской встречи Фирташа и Порошенко в апреле текущего года, которая закончилась заключением политического союза Кличко и Порошенко, для Петра Алексеевича окончательно сложилась формула победы. А именно – конфигурация под названием «выборы один на один с Тимошенко». Без Яценюка и, что самое главное, без Кличко, который вполне мог спутать все карты на пути к президентству. Тимошенко – соперник сильный, однако выпавший из активной политики на последние три года. Да и ежедневное промывание мозгов, сопровождавшее уголовные дела в отношении Тимошенко с 2010 по 2014 годы на всех главных телеканалах страны, нет-нет, да оставило свой неизгладимый отпечаток в умах избирателей.

Незримая рука Левочкина присутствовала практически во всех элегантных ходах штаба Порошенко против основного оппонента. Так, когда группа поддержки Петра Алексеевича поняла, что Тимошенко набирает рейтинг за счет эффективно организованных прямых эфиров на общенациональных каналах страны, из закромов достали уставшего от экспериментов над самим собой Евгения Киселева и возобновили политическое ток-шоу на «Интере», забравшего минимум половину аудитории у «Шустер LIVE» на последних неделях кампании.

Не менее эффективным оружием выступил и кандидат в президенты Олег Ляшко, который не просто выступил спойлером и оттянул голоса у Тимошенко, но и смог в ходе этих выборов выйти на третье место с результатом около 8,3%, в десятки раз повысив капитализацию своего партийного проекта на грядущих парламентских выборах. А значит – и личную политическую капитализацию Сергея Владимировича Левочкина, еще со времен администрации Януковича прочно застолбившего за собой роль куратора вечно радикального кандидата.

Фото: www.pravda.com.ua

Анатолий Гриценко – персонаж хоть и не настолько явно аффилированный с Левочкиным, как Ляшко, однако поддерживающий плотную коммуникацию с Сергеем Владимировичем. Вообще этот политический союз может многим показаться нелепым и неправдоподобным, однако он уже как несколько месяцев вполне зримо оформился и даже начинает давать первые всходы. 5,5% на выборах президента у Гриценко – еще один плюс к политической карме Сергея Левочкина. Добавим сюда мэрство Кличко, массовый заход УДАРа в Киевсовет, тот же «Интер» – и увидим, как на политической карте снова возник игрок, обладающий едва ли не самыми лучшими фигурами на шахматной доске.

Среди украинских журналистов около года назад появилась традиция сравнивать Сергея Левочкина с российским мастером политической и аппаратной интриги Владиславом Сурковым. Конечно, подобные сравнения – журналистский штамп, и не более. Разные судьбы, разные карьеры, разные условия политического созревания. Однако как минимум одно обстоятельство делает их невероятно похожими. Как-то российский журналист издания «Совершенно секретно» Юрий Васильев вывел прекрасную метафору, что товар Владислава Юрьевича Суркова – это «умный во власти». От себя добавлю – «питерские» до поры до времени, за неимением таковых в своей обойме, с радостью покупали этот товар, щедро вознаграждая Суркова за его труды. Тот же товар с таким же логотипом Сергей Левочкин продавал «донецким» с 2007-го по 2014 годы. Ровно до той поры, пока «донецкие» в его услугах нуждались. Сейчас, прожив последние месяцы в формате «умный в оппозиции», Левочкин снова готов вернуться в свое привычное амплуа.

Поле для комбинаций у Сергея Левочкина сегодня не намного хуже, чем в бытность его главой АП Януковича. А в некотором смысле – даже лучше. Поскольку сегодня Левочкин – по-настоящему свободен, что является важным обстоятельством для игрока.

Добавим сюда пятое место Сергея Тигипко (около 5,3%), совершившего в конце апреля демарш и вышедший из партнерских отношений с Левочкиным. Не исключено, что под влиянием результата Ляшко Сергей Леонидович поймет, какой промах он совершил («на его месте должен был быть я» (c)), и в скором времени вернется в орбиту группы RUE. И также не стоит забывать про козырный туз в рукаве – фигуру Валерия Хорошковского, назначение которого в правительство, по разным слухам, сегодня активно лоббируют определенные группы влияния в окружении Владимира Путина. Именно тандем давно знакомого Фирташу по Черновцам Яценюка и возможного вице-премьера Хорошковского при президентстве Порошенко – та конфигурация власти, при которой с Киевом возможен диалог (с точки зрения Москвы).

Сбрось маму с поезда

Начнет ли Сергей Левочкин играть в игру «перезагрузка парламента» – вопрос в данный момент открытый. Как минимум, у его политического союзника Петра Порошенко мотивация играть в эту игру должна быть не меньшая, и это произойдет, если Верховная Рада вместо конструктивного подхода начнет проявлять политическую близорукость и откажется жить по-новому.

Однако в истории с перезагрузкой парламента есть еще некоторое количество подводных камней. А именно – возможное искушение группы Фирташа-Левочкина и Петра Порошенко окончательно обнулить акции группы Рината Ахметова с одной стороны, и остатков «Семьи» с другой. Ведь как уже говорилось в начале данного материала – количественное представительство данных групп в парламенте совершенно не совпадает с их реальным влиянием и позицией на шахматной доске в изменившихся условиях. У того же Левочкина фигур сегодня гораздо больше.

Пускай это прозвучит и антинаучно с точки зрения политологии, но сумма процентов, которые набрали близкие к Фирташу-Левочкину кандидаты на президентских выборах (Порошенко (Кличко), Ляшко, Гриценко + Тигипко) – это уже заявка на конституционное большинство в будущем парламенте, если парламентские выборы провести быстро и по горячим следам президентских. Это ли не мотивация для нового этапа игры?

Наталья ПриходькоНаталья Приходько, независимый журналист Института Горшенина
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram