Международные суды – судебные органы, создаваемые на базе международных договоров для разрешения споров
- между государствами,
- между государствами и частными лицами.
Тяжбы с частными лицами нас сейчас не интересуют. Оставим их Европейскому суду по правам человека, другим институциям.
Сами – зададимся вопросом: в какую инстанцию, в какой судебный орган может пожаловаться одно государство, если уличает второе в нарушение его территориальной целостности, оккупации части территории, притеснении граждан и т.д.?
Основных вариантов три:
- в Международный уголовный суд;
- в Международный суд;
- добиваться через Совбез ООН формирования отдельного трибунала.
Рассмотрим по порядку.
Международный уголовный суд
Не входит в структуру ООН, хотя может возбуждать дела по представлению Совбеза. Его компетенция – преследование ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Действует на основании Римского статута (иной вариант названия – Римская конвенция).
После Второй мировой войны международная общественность жестко осудила геноцид. Состоялись Нюрнбергский и Токийский процессы. Однако, по их завершению, к теме преступлений против человечности больше не возвращались. То была пора «железного занавеса», мир был биполярен. Обе сверхдержавы - США и СССР - имели свои зоны влияния. Даже если на входящих в эти «зоны влияния» территориях вспыхивали конфликты, даже если там имели место очевидные преступления против человечности, на это закрывали глаза. Баланс был слишком хрупок, одно неверное движение запросто могло разрушить мир во всем мире. Уроки Карибского кризиса 1962-го года (вполне серьезно грозившего обернуться ядерной войной) человечество усвоило крепко.
Уже в 80-е колосс на глиняных ногах под названием СССР зашатался. Система биполярного мира давала сбои.
Вместе с ней – ООН. Поскольку сама Организация объединенных наций создавалась под лекала биполярности. Статут организации «переформатирования» не предусматривает. Система глобальной безопасности, сложившаяся после Второй мировой, оказывалась неэффективной в новых условиях.
В 1991-м началась гражданская война в бывшей Югославии. В 1994-м Руанда пережила геноцид. Для расследования преступлений против человечности в этих двух случаях ООН постановило создать специальный судебный орган – Международный трибунал. Работа трибунала ограничена по времени и связана лишь с данными конкретными конфликтами. То есть, комплексно проблемы не решалась. Однако, в конце 90-х международная общественность уже пришла к необходимости создания постоянно действующего уголовного суда. В 1998-м в Риме разработан и принят упоминавшийся Римский Статут – правовая база для функционирования органа.
К Статуту присоединились более 120 стран. Некоторые – подписали, но не ратифицировали. В том числе – Россия и Украина.
И вот тут оптимизм относительно «крымского вопроса» в Международном уголовном суде исчерпывается.
Определенные юридические лазейки все же позволяют нам в этот суд обратиться. Собственно, мы это уже сделали, но по иному поводу. Предмет обращения - преступления против человечности Януковича, Пшонки, Захарченко энд Ко.
Относительно Крыма, мы могли бы указать на многочисленные нарушения «зелеными человечками» прав местных жителей Крыма; на многочисленные случаи похищения людей, применения к ним жестоких пыток.
И даже то, что «зеленые человечки» к РФ отношения «как бы не имеют» - не помеха. Установить их связь – дело не наше, но международных прокуроров.
Да, вот только для организации разбирательства, Россия должна признать:
- компетенцию суда;
- себя стороной по делу.
Иначе разбирательство невозможно.
Согласится ли на это путинская Россия? Путинская – точно нет.
Ответ очевиден. Идем дальше.
Международный суд
Он же – Международный суд ООН. Один из главных органов Организации Объединенных Наций.
Международный суд в нынешнем его виде – продолжатель дела Постоянной Палаты международного правосудия при Лиге наций. Сама Лига наций – прообраз ООН. Де-факто – первая попытка государств создать некую систему коллективной безопасности между двумя мировыми войнами. Попытка, к сожалению, не слишком удачная. Вторая мировая – тому подтверждение.
В 1946-м, в связи с прекращением деятельности Лиги наций, Постоянная палата была распущена. Ко всему, выносимые ею решения, наблюдатели того времени расценивали как не вполне беспристрастные.
Годом ранее, в 1945-м, сообразно Уставу ООН, был учрежден новый судебный орган, он же – главный судебный орган ООН. Собственно, Международный суд ООН. Главная его задача – мирное урегулирование споров между государствами, в том числе территориальных. При этом обе спорящие стороны должны признать компетенцию Суда «разруливать» конфликт.
Ввиду этого, говорит нам международное право, «компетенция Суда для государств является не обязательной, но факультативной».
В это-то все и упирается. Конечно, существуют «оговорки», все же наделяющие Суд довольно широкими возможностями для разрешения международных конфликтов. Однако, практика показывает, что на сверхдержавы данные правила не распространяются. Даже если государство-истец внятно обоснует, почему Суд должен рассматривать его обращение и требовать привлечения второй стороны к ответственности.
«Компромиссный вариант» - так называемое «консультационное» заключение суда. Которое, опять таки, как мы понимаем, прямых правовых последствий не имеет.
Важно также отметить, что Суд не является правотворческим органом. Проще говоря: «его решения не создают прецедентного права, поскольку являются обязательными лишь для участвующих в деле сторон».
Функция контроля за выполнением решения Суда возлагается на Совет безопасности ООН.
Ну, а в Совете безопасности крупные государства, конкретно – Россия, способны заблокировать что угодно.
Совсем другое дело – если в споре не принимает участие сверхдержава или просто крупное влиятельное государство. В таком случае роль Международного суда действительно велика и существенна.
Приведем, для ясности, два примера.
Первый – позитивный.
В новейшей украинской истории уже были примеры взаимодействия с Международным судом. Так, в феврале 2009-го суд вынес решение относительно территориального спора между Украиной и Румынией. Рассмотрение продолжалось на протяжении пяти лет – с 2004-го по 2009-й. Предмет спора – делимитация морских границ.
По факту, требования ни одной из сторон удовлетворены не были. Суд на свое усмотрение определил границу исключительных экономических зон Украины и Румынии. Стороны это решение приняли, выполнять его согласились, более того каждая из сторон заявила о своей победе в споре.
Второй - негативный. Никарагуа против США (1986 год).
Краткая история такова. В 1979-м, после падения очередного правительства Никарагуа, США попытались взять страну под фактический контроль. Для этого активно задействовались антиправительственные группировки, которых власти США негласно (особо это, впрочем, не скрывалось) вооружали и финансировали.
9-го апреля 1984-го Никарагуа подала в суд на США, апеллируя к тому, что страна нарушила международные обязательства, запрещавшие ей применение силы. Суд свою юрисдикцию на рассмотрение данного дела признал, однако США в процессе участвовать попросту отказались.
После двух лет разбирательств было принято беспрецедентное решение. Конкретно: действия США признаны вмешательством в дела другого государства, и оправдать это никак нельзя. В данной связи Суд обязал Штаты выплатить Никарагуа компенсацию. История говорит нам, что этого не произошло, поскольку Никарагуа отозвала иск еще до того, как была определена сумма компенсации. Причина - определенные кулуарные договоренности. Однако, даже если б их не случилось, компенсаций Никарагуа все равно бы не получила. Почему – смотрите выше.
Международный трибунал
Казалось бы: в Международном суде ООН у Украины есть все шансы.
Агрессия России в Крыму очевидна. Верховная Рада признала АРК и город Севастополь «временно оккупированной территорией»(соответствующий закон принят в первом чтении).
Что же может служить препятствием?
Тут мы вынужденно возвращаемся к теме биполярного мира.
Да, его уже давно не существует.
Но Россия – правопреемница СССР в ООН. На протяжении 90-х и нулевых, РФ была, безусловно, крупным игроком, но сверхдержавой не являлась. Сегодня она также ею не является (в соответствии со всеми известными формальными признаками), однако активно на данную роль претендует. Претендуя, проводит правильную лоббистскую политику в международных институциях. Правильную и щедрую. От Европарламента (в чем мы имели возможность убедиться, в частности, осенью прошлого года) до Совбеза ООН.
Данная линия приносит свои результаты.
Так, несмотря на многочисленные попытки, до сих пор не создан Международный трибунал по Чечне. При том, что в ходе двух чеченских воен зафиксированы многочисленные случаи грубейшего нарушения базовых прав человек, все мыслимые нарушения Женевских конвенций (пытки, издевательство над пленными, применение запрещенного оружия и т.д.). Причем зафиксированы с обеих сторон: как чеченцами, так и федералами.
Однако, Россия сделала все, для того, чтобы минимизировать огласку произошедшего. Тем более – не допустить масштабного публичного разбирательства.
Примечательный факт. В самой РФ Авторов научной (!) монографии, посвященной перспективам анализа чеченских событий международными судебными инстанциями, затаскали по судам, обвинив в экстремизме. «Кабинетным» ученым «шили» ту же схему обвинения, которую полвека тому применяли к «врагам народа». Лекала преследования «инакомыслящих» у российской власти с тех пор не изменились.
Для того, чтобы очернить саму идею существования Трибунала по Чечне, приблизительно в то же время в российской и мировой прессе активно тиражировались мэсседжи о предвзятости работы Трибунала по Югославии. Тиражировались не без помощи и поддержки «газового лобби». Одним из «видных спикеров» выступал уже хорошо знакомый украинцам постпред России при ООН господин Чуркин.
Меж тем, других способов найти ответы на кровавые вопросы двух чеченских войн, кроме как создание профильного Международного трибунала, не существует. Почему ни Международный суд, ни Международный уголовный суд для этого не годятся, мы уже выяснили.
В качестве одной из сторон процесса по делу в Международном суде Россия фигурировала лишь однажды, с 2008-го по 2011-й.
Соответствующий иск подала Грузия. Сам факт судебного разбирательства спровоцировало вторжение РФ на территорию бывшей советской республики. Формальное основание иска – дискриминация Россией грузинского населения на территории Абхазии, Южной Осетии и самой Грузии, причем начиная с 1990 года.
После долгих препирательств, разделивших судейский корпус пополам, Суд вынес решение о том, что данный иск рассматривать попросту не уполномочен. Формальное основание – несоблюдение всех положенных досудебных процедур.
***
Конечно, краткая история неуспеха тех, кто, свято веруя в глобальную безопасность, пытался добиваться в международных судах равных подходов для сверхдержав, влиятельных государств и обычных стран, еще не значит, что попытки Украины вернуть Крым правовыми способами, заведомо безуспешны. Но – будем реалистами – вероятнее всего, это так.
Вероятнее всего, Крым вернется в состав Украины даже не тогда, когда «на материке» уровень жизни настолько повысится, что «островитяне» взбунтуются и сами «пойдут назад». Чем чреват бунт – почитайте в упоминавшейся чеченской монографии.
Вероятнее всего, это случится лишь после падения режима Владимира Путина. Случится фактически. И только потом международные инстанции закрепят реверс юридически.