Туристическую путевку в Египет на май журналистка Мария Жартовская купила еще в декабре. Договорилась об оплате – внести деньги она должна была до конца января, по курсу 8,4 гривны за доллар. Но вчера представитель туроператора перезвонил: деньги нужны срочно, иначе стоимость поездки придется пересчитать. Все – из-за слишком быстрого снижения курса гривны.
Впервые за долгое время, в январе 2014 года девальвацию национальной валюты в Украине мало кто ожидал. После первого транша кредита России, резервы Нацбанка в декабре выросли впервые за 8 месяцев, угроза дефолта на время ушла из повестки дня. Но вместо стабильности, всего за три недели курс потерял 16 копеек. Вчера Приватбанк продавал доллар уже по 8,41, Альфа Банк – по 8,42, притом, что Новый год украинцы встречали еще с курсом 8,23.
В чем причина, и какова может быть глубина падения?
Обычно главный драйвер роста стоимости доллара – украинское население. Согласно данным Нацбанка, в декабре 2013 года он потратил на интервенции, то есть погашение спроса населения на валюту, до $900 млн. В январе спрос снизился где-то в 2,5 раза, говорит казначей банка из первой десятки крупнейших по активам, попросивший на него не ссылаться. «Спрос на валюту был, но он был умеренным», - говорит начальник управления казначейства и финансовых учреждений «ОТП Банк» Владислав Анисимов.
Но курс все равно рос. Если за весь прошлый год он вырос на 15 копеек, то всего за 20 дней января он подскочил уже на 16 копеек - до 8,41 грн/за доллар (курс на продажу на межбанковском рынке).
На этот раз причина – спрос со стороны банков и спекуляции.
В январе упала продажа валютной выручки от предприятий, говорит Анисимов, спровоцировав дефицит доллара у банков, и в то же время у них сформировался избыток гривны.
Буквально за две недели остатки банков на корсчетах выросли на 8 млрд гривен - до 31,9 млрд гривен, при том, что для нормальной работы банковской системы нужно в среднем 25 млрд гривен, говорит экономист Укрсоцбанка Тантели Ратувухери. Этот избыток национальной валюты – частично – из-за того, что банки сами запаслись гривной на случай, если на фоне политической нестабильности в стране население ринется выводить депозиты; частично – из-за недавнего выкупа Национальным банком облигаций внутреннего госзайма на 2,5 млрд гривен. К тому же, кроме объективных причин для снижения курса гривны, не обошлось и без спекуляций, говорит Ратувухери.
Но если обычно Нацбанк жестко борется со спекулянтами и девальвацией гривны, сейчас он, напротив, «глух и нем» к ним. НБУ не выходил с интервенциями, не пытался придержать курс административными методами, или как-либо уменьшить их ликвидность – то, что делает обычно, как только курс американского доллара начинает быстро уходить вверх.
Более того: на снижение курса согласились даже оплоты стабильности гривны - госбанки Ощадбанк и Укрэксимбанк. «Обычно они не реагировали ни на какие колебания курса на межбанке, и в то время как другие продавали доллар, скажем, по 8,25, они продолжали продавать его по 8,15», - говорит Ратувухери. Теперь и этот бастион сдался: вчера курс доллара на продажу в двух госбанках составлял уже 8,30. Это значит, НБУ заинтересован немного девальвировать гривну, считает экономист.
Почему НБУ не вмешивается? В Нацбанке обычно не комментируют политику относительно курса. Но руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Александр Вальчишен считает, что "молчание" НБУ не случайно.
«Скорее всего, после огромных потерь валюты в последние два года, в НБУ, наконец, усвоили основы макроэкономики», - говорит директор исследовательской компании CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Из-за стабильности гривны украинские экспортеры проигрывают конкурентам из других государств: основные торговые партнеры Украины в последние годы девальвировали свои валюты. C начала 2013-го турецкая лира подешевела, к примеру, на 26%, белорусский рубль – на 12%, российский - на 11%. Украинская гривна за тот же период потеряла лишь 4,47%. А если учитывать инфляцию в этих (и других) странах-партнерах, гривна даже усилилась – на 6%, рассчитали в ICU. Как итог, украинский товар на рынках третьих стран просто из-за изменения курсов стал дороже российского, турецкого или белорусского.
На днях ситуация ухудшилась еще больше: Россия вовсе отказалась от политики поддержки стабильности курса рубля. С начала года рубль просел уже 3,4%. «Если в такой ситуации не давать гривне "дышать", то есть менять свою стоимость против доллара, то ее текущая переоценка станет еще большей, - говорит Вальчишен. - И тогда - пиши «прощай» экономическому росту, восстановлению промпроизводства, росту доходов бюджета в 2014 году».
Сильная гривна еще больше будет подрывать позиции экспортеров, что значит снижение их продаж, снижение производства, и, как следствие, снижение уплаты налогов в бюджет. Ослабив украинскую гривну, Нацбанк поможет продавать товар зарубеж украинским экспортерам, и тем самым внесет свою лепту в восстановление экономики.
Вопрос лишь в том, насколько Нацбанк позволит подешеветь гривне.
Тантели Ратувухери считает, что в ближайшее время пространства для спекуляций больше нет. «Маржа спекулянтов снижается. Уже сейчас видно, что на уровне 8,35-8,4 гривны за доллар курс начал стабилизироваться. И это – очень вольготный курс, в том числе, для экспортеров», - говорит он. Владислав Анисимов из ОТП считает, что курс будет терять еще понемногу, пока не достигнет уровня в 8,5 гривен за доллар. Дальше падать он вряд ли будет: на этот курс ориентируется закон о бюджете на 2014 год, и опускать гривну ниже его Нацбанку просто не выгодно.