Говорят, что в далёкой стране Боливии люди очень скучают по морю. Был вот раньше у Боливии выход к морю, а потом так случилось, что выхода к морю не стало. Проиграли боливийцы войну Чили – и утратили свой родной, боливийский выход к морю.
Зато сохранили боливийские военно-морские силы. Как? Ну понятно как: выход к морю, мол, всё равно наш, боливийский, и плевать, что его уже давно контролируют чилийцы, а значит, и у нас, боливийцев, должны быть наши военно-морские силы. И наши адмиралы тоже. Ведь как приличной морской державе быть без своего флота и без своих адмиралов?!
И пока свой выход к морю Боливия не вернула, её флот с адмиралами пользуются водами озера Титикака, ну и реками страны. Каждый год в Боливии 23 марта отмечают День моря. То есть напоминают самим себе, что уже сто лет военно-морские силы у Боливии сохраняются не потехи ради, а по серьёзной причине. И казалось бы – ну обделил бог иронией и адекватностью Боливию, но причём тут мы?
А мы тут при том, что вот именно такой же странной логикой – моря нет, а флот с адмиралами очень нужны – руководствуются и многие наши сограждане, когда комментируют отсутствие в Киеве мэра. В социальных сетях даже пишут, будто борьба за мэрские выборы уже в этом году – чуть ли не последний шанс доказать, что киевлянам хватает ума для самоуправления.
И публика почему-то не видит проблемы в том, что мэр в Киеве – тем более, оппозиционер – может стать эффективной административной фигурой ровно настолько же, насколько морским может быть боливийский флот на озере Титикака.
Ну зачем Киеву мэр без власти? Зачем оппозиции мэр Киева без власти? Вот оппозиционеры, по-видимому, так и не нашли ответы на эти вопросы, и поэтому не очень-то и борются за выборы в Киеве. То есть заявляют – что и должны заявлять, а вот делают...
Мэр города в Украине сегодня – очень несчастный и очень зависимый бюрократический персонаж. Если у него плохие отношения с центральной властью, если у мэра нет взаимопонимания с правительством и администрацией президента, если у мэра нет своих людей в правящей партии, то такой мэр – ноль.
Вот, допустим, в конце октября 2013-го проведут всё-таки выборы мэра и победит на них кандидат от оппозиции. Кто конкретно – не важно. Важно, например, что приступать к исполнению своих обязанностей мэру нужно будет в условиях начавшегося отопительного сезона. Простой вопрос: как мэр-оппозиционер убедит центральную власть надавить на энергокомпании для того, чтобы они не держали зимой киевлян с прохладными батареями и без горячей воды, если накопятся какие-нибудь долги за газ? Какие аргументы использует мэр-оппозиционер? Да и каких уступок центральная власть захочет от мэра-оппозиционера в обмен на эту помощь? И ведь каждый – ещё раз: каждый – отопительный сезон в Киеве проходил так, что мэру нужно было обращаться за помощью к центральной власти. И, кстати, до президентских выборов в 2015 году – ещё аж два отопительных сезона.
Партия регионов планирует вернуть к исполнению полномочий мэра Киева Леонида Черновецкого. Только так можно обеспечить непрерывность власти (предусмотрено Конституцией) без выборов мэра до 2015 года
— Народный депутат от «Батькивщины» Леонид Емец
Важно и другое: новоизбранному киевскому мэру придётся работать с главами районов, которых назначает и отправляет в отставку президент. С одной стороны, это и удобно – можно будет, например, «валить» на президента неубранный снег, позируя перед журналистами с лопатой и рассказывая, будто это именно к назначенным президентом глупым главам районов зима опять пришла внезапно, а мэр-оппозиционер тут не причём. Но с другой стороны – без нормального сотрудничества с главами районов мэр вообще ничем в городе не сможет нормально управлять.
И горожане сами прекрасно понимают (а если не понимают, то жизнь их быстро научит), что мэр городу нужен не для того, чтобы критиковать центральную власть и «вещать» правду, например, про глав районов – это и без мэра можно делать. Оцените уровень ожиданий горожан: как этим ожиданиям соответствовать, если ты – оппозиционер, а вокруг тебя – вроде как коллеги, но зависимые от президента и правительства?
Впрочем, и эти проблемы ещё могут показаться малозначительными, если задуматься о дефиците городского бюджета. А ведь ещё и бюджет на 2014-й как-то принимать.
Как мэр-оппозиционер будет обращаться в Кабинет министров за деньгами, чтобы дыры в бюджете закрыть? Что мэр-оппозиционер будет отвечать Николаю Азарову или Сергею Арбузову, когда те скажут что-нибудь в духе: ты же оппозиционер, ты рассказывал нам, что мы работаем неправильно, ну так и проведи теперь правильные реформы у себя в городе и работай на здоровье? Интернет-общественность, у которой собственная гордость, легко солидаризируется, в таком случае, с мэром. А вот зависимые от городского бюджета люди, – и их в городе большинство, – вряд ли поймут оппозиционность мэра, если эта оппозиционность помешает заводить в город деньги.
А ведь мэру-то придётся налаживать некие отношения ещё и с городскими нуворишами. Ну, со всей этой публикой, которая спит и видит очередной элитный жилой дом вместо детской площадки. Или очередной торгово-развлекательный центр вместо сквера. То есть со всеми теми, кому выборы мэра и выборы в городской совет нужны, в первую очередь, для того, чтобы что-нибудь ещё у города забрать. Ну или забрать у своих конкурентов в городе.
Горожане вообще обычно недооценивают объём неформальных договорённостей и сеть частных интересов в своих городах. Представьте себе эту «горизонталь власти» со своими правилами и на её фоне мэра-оппозиционера без каких-либо серьёзных полномочий и полной зависимостью от городского совета, любой созыв которого удовлетворяет скорее потребности городских нуворишей, чем кого-либо ещё. Многого добьётся мэр-оппозиционер? Ну разве что в ораторстве поупражняется.
Вопрос: сможет ли мэр-оппозиционер получить, если что, поддержку в прокуратуре? А насколько успешным будет мэр-оппозиционер в отстаивании своей позиции в судах? Думаю, ответы очевидны.
Конечно, оппозиционер в роли мэра столицы сможет ломать некоторые планы политическим руководителям государства, правительству, правящей партии. Мэр-оппозиционер в Киеве сможет портить настроение нуворишам. Вся эта публика любит комфорт, и ещё и в Киеве сильным страны сей головная боль не нужна. Поэтому – никаких выборов. Но даже если бы и были... воды озера Титикака всё равно не для авианосцев и крейсеров, максимум – катер.