ГоловнаПолітика

Февраль 2013 года, рабочий визит Президента Украины в город Висла, Польша

Этот визит Виктора Януковича в маленький курортный городок на границе Польши, Словакии и Чехии был запланирован в начале февраля, когда стало ясно, что саммит Украина – ЕС, назначенный на понедельник, 25-е, состоится при любой погоде. Смысл мероприятия был вполне очевиден: последние коррективы перед саммитом, «сверка часов».

Фото: president.gov.ua

Город Висла

Это маленький курортный городок, на территории сходятся истоки Белой и Черной Виселки, при слиянии образующие реку Вислу. Согласно последней переписи населения 2004 года, здесь проживает всего 11 450 жителей, т.е. это городок, размером меньше среднего украинского райцентра.

Почему встречались именно здесь?

Это было удобно двум из трех участников переговоров – президентам Польши и Словакии. Город Висла территориально находится в 157 километрах от Кракова, в 380-ти - от Варшавы, в 80-ти от крупного чешского города Острава и 74-х от города Жилина, второго, после Братиславы, крупного населенного пункта Словакии.

Удобно это было и потому, что здесь находится одна из резиденций главы польского государства. В 1929-1930 годах архитектор Адольф Шишко-Богуш построил здесь, на территории будущего горнолыжного курорта Силезских Бескид замок президента Польши, в модном в те времена модернистском стиле. В качестве такового он и использовался докоммунистическими, коммунистическими и посткоммунистическими лидерами Польши.

Сейчас это небольшой дом, который не может впечатлить наблюдателя архитектурных изысков киевской Никольской Борщаговки, среди редкостной красоты природы: карпатские горы, заснеженные озера и бодрящий морозец для поддержания в тонусе журналистов, ожидавших выхода к ним руководителей государств.

Контекст переговоров: Бронислав Коморовский и Иван Гашпарович

Инициатором этой встречи в Висле выступил ее Президент Бронислав Коморовский. На его государственном сайте анонсировалось: «будем говорить, пытаясь убедить украинского гостя, чтобы он выполнил целый ряд условий, которые подтверждают желание приблизить Украину к западному миру, которые увеличивают шанс подписания Соглашения об ассоциации уже на саммите лидеров ЕС и «Восточного партнерства» в ноябре этого года».

Фото: president.gov.ua

Поляки понад 20 років намагається навчитися прагматизму, ретельності у праці, спокою, слухняності – тобто чеснот, які цілковито суперечать нашому національному характеру та багатовіковій історії. Україна також ступає на цілком новий шлях. Вперше у своїй історії є незалежною впродовж тривалого часу і немає ніяких ознак того, що це зміниться в осяжному майбутньому.

— Марцін Войцеховський, Віце-президент Фундації Міжнародної солідарності у Варшаві

18 февраля 2013 года бессменный руководитель канцелярии президента Польши Яромир Соколовский продублировал этот мессидж, заявив в интервью польскому информагенству РАР^ «главными темами переговоров в Висле будет подготовка к саммиту Украина-ЕС 25 февраля в Брюсселе, и готовность Украины к выполнению условий, необходимых для подписания Соглашения об ассоциации на саммите "Восточного партнерства" в ноябре в Вильнюсе». Соколовский присутствовал на переговорах и практически не отходил от своего украинского коллеги Андрея Гончарука.

Польша и лично Бронислав Коморовский за последние полгода действительно доказали, что являются на западном направлении и адвокатом Украины, и прокурором, готовым обвинять Запад в недостаточном внимании к Украине, и мусорщиком, убирающим за нас наши неприятности.

Внимательный анализ доказывает, что Бронислав Коморовский лично занимался легитимизацией на Западе процесса, известного в Украине как парламентские выборы 2012 года.

Фото: president.gov.ua

26 октября 2012 года в Украину прибыли наблюдатели над выборами от парламента Польши - 40 депутатов Сейма и 9 членов Сената. Эта миссия находилась в Украине от 25 до 29 октября, ее координатором стал депутат от правящей партии Гражданская платформа Мирон Сыч. Наблюдатели посещали Киев, Луцк, Донецк и Луганск, встретились с представителями власти, оппозиции, политических партий, неправительственных организаций и церквей.

Известно, что Янукович и Коморовский обсуждали результаты украинских выборов в телефонных разговорах 4 и 6 ноября 2012 года. А 8 ноября 2012 года Коморовский заявил в эфире польской радиостанции ТОК FМ, что «сомнения касаются только 1% парламентских мандатов». По его словам, "проблемы возникли в сфере, связанной с введением системы одномандатных округов. Было известно заранее, что именно там появится хлопоты, ведь там присутствуют не только крупные политические интересы, но и прозаические - локальные".

14 ноября 2012 года Президент Польши вылетал в Брюссель, где, как было сообщено официально, провел переговоры с президентом Европейского Совета Германом ван Ромпеем. Коморовский сказал ван Ромпею, что «результаты выборов в Украине следует рассматривать как абсолютный успех проевропейских сил, ибо во время избирательной кампании все партии в украинском парламенте, кроме коммунистов, декларировали желание интегрироваться с Западом».

15 ноября 2012 года Бронислав Коморовский подвел итоги процессу представления им легитимности украинских выборов. Он повторил во время лекции в Европейском коллегиуме в бельгийском городе Брюгге, что «проблемные моменты касаются лишь пяти округов, где различные политические силы допустили нарушения» и добавил при этом, что «негативные явления в украинской политике могут исчезнуть только и исключительно в результате сотрудничества между властью и оппозицией». «Украина дозревает до Евросоюза», - заявил Коморовский в Брюгге.

Иван Гашпарович на фоне Коморовского, конечно, менее активен, но это не означает – пассивен. Президент Словакии традиционно много занимается пограничными проблемами, накануне переговоров в Висле он, например, закончил официальный визит в Венгрию. Когда в мае 2012 года решался вопрос с саммитом государств Центральной Европы в Ялте, оба они – и Коморовский, и Гашпарович, заявили о желании участвовать в нем, вопреки давлению стран-доноров ЕС.

Смысл и содержание переговоров

Фото: president.gov.ua

Вопреки и ожиданиям, и принятому в таких случаях протоколу, все три руководителя достаточно подробно рассказали о своих позициях. Слушать последовательный перевод на украинский, словацкий и польский было интересно.

Первым на правах хозяина выступил Бронислав Коморовский. Он довольно подробно говорил о движении Украины в Евросоюз, напирая на то, что уже много сделано, но Украине необходимо принимать дальнейшие реформы. Сказано было просто и понятно: «мы встречаемся в момент, когда решается судьба огромных усилий, которые предпринимала Украина, связанных с проведением переговоров и парафированием Соглашения об ассоциации. Это также эффект личного участия и работы господина Президента Януковича. Мы хотим таким образом помочь Украине получить этот финальный, желаемый результат, каковым будет подписание и ратификация Соглашения об ассоциации, собственно во время саммита в ноябре в Вильнюсе».

Коморовский не был в этой части пресс-конференции ни взволнован, ни эмоционален. Одним абзацем он коснулся вопросов Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, назвал их «решением, от которого зависит имидж Украины». Слова «избирательное» и «правосудие» от Коморовского не звучали.

Вторым выступал Президент Словакии. Иван Гашпарович чуть больше сказал о конкретике переговоров, заявив, что «мы обсуждали реформы в сфере юстиции», и вот в этом контексте он сказал слова «избирательное правосудие». Фамилии Тимошенко и Луценко здесь названы не были. Нелицеприятно звучали и эти его слова: "мы обсуждали также реформы в сфере юстиции и разницу между тем, что написано и как это выполняется, так как этого требует европейское законодательство". Гашпарович также сказал о возможном «замораживании» или «стагнации» отношений с ЕС, но сказано это было вот так: «очень важно, чтобы соглашение между Украиной и ЕС было подписано, потому что в противоположном случае дальнейшие переговоры могут быть заморожены ".

Я сознательно привел именно эту фразу Ивана Гашпаровича, которая немного отличается от всего того, что напечатано из его слов в Украине. Эта фраза взята из официального источника – сайта Президента Словакии, и каждый может там найти это сообщение.

Виктор Янукович закрывал пресс-конференцию. Он рассказал, что сделано: «с помощью европейских экспертов были приняты сложные, очень непростые документы - Уголовный процессуальный кодекс, закон об адвокатуре. И сегодня идет большая работа над законом о прокуратуре и органах юстиции». По его словам, «уже принят ряд законов о судоустройстве, осталась лишь та их часть, которая должна быть урегулирована в Конституции», а «над усовершенствованием Основного закона работает Конституционная Ассамблея, которая действует в полном сотрудничестве с европейскими экспертами».

Фото: president.gov.ua

Далеко не сразу, а где-то на четвертой минуте своего выступления, Президент Украины коснулся фамилий. Это было сделано так. Прямая речь Виктора Януковича: «разделяя сложности и тревогу, которая существует у наших друзей, мы понимаем, что достижение компромиссов и поиск решений является одним из вопросов, которые надо решать в ближайшее время. Я хотел бы в очередной раз сказать, подтвердить, что мы хорошо понимаем, что этот вопрос должен решаться в юридически-правовой плоскости».

Янукович подтвердил, что Украина будет двигаться по пути европейской интеграции и сотрудничать с Таможенным союзом, товарооборот с которым превысил 60 миллиардов долларов.

Выводы

Переговоры перед такими важными событиями, как саммит Украина-ЕС 25 февраля 2013 года, конечно, несут важный политический смысл. Один вариант: Коморовский и Гашпарович могли высказать нечто, что имеет смысл высказывать до саммита. Последние советы, мнения, решения. Опыт Польши и Словакии при вступлении в Евросоюз – для Украины просто бесценен.

Второй важный момент – эти два руководителя могли, без посредников, получить реакцию Януковича, уместную тоже до саммита.

Что-то останется за кадром, но было понятно, что переговоры в Висле не для галочки и не для «действия ради самого действия». Явно и не было такого, чтобы слова руководителей на пресс-конференции противоречили сказанному на переговорах.

По лицу Бронислава Коморовского, который был в этот момент эмоционален, было понятно, что ему не понравились слова Виктора Януковича «вопрос о Тимошенко и Луценко должен решаться в юридически-правовой плоскости». Вполне возможно, что польская сторона могла бы предпочесть их выход на свободу под любым предлогом, не важно, под каким, вплоть до объявления «эпидемии гриппа», как это было сделано Тимошенко в 2009 году. Впрочем, о неприемлемости такой логики как раз и говорит выражение о «юридически-правовой плоскости».

Что же касается слов Ивана Гашпаровича «очень важно, чтобы соглашение между Украиной и ЕС было подписано, потому что в противоположном случае дальнейшие переговоры могут быть заморожены", то они были адресованы не только Украине. Можно их воспринимать и так: нужен саммит Украина-ЕС 25 февраля, нужен ноябрьский саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе», нужны дальнейшие переговоры. В этой логике, чтобы не было «заморозки» и «стагнации», нужно движение, а именно ратификация Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. И вот здесь задержки действительно возможны, но вряд ли это будут страны, руководители которых переговаривали с Виктором Януковичем в польском городе Висла.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram