«Многовекторность» без соблюдения определенных ценностей и без «чувства меры» стала причиной того, что Украину уже фактически перестали рассматривать как субъект международных отношений, и все меньше и меньше государств хотят иметь дело с ее лидером. В этом тексте мы расскажем о том, с кем Украина уже испортила отношения, и с кем ей нужно поссориться в дальнейшем.
Евросоюз: «под знаком выборов и Тимошенко»
Подписание договора об ассоциированном членстве Украины в ЕС откладывается, несмотря на несколько тактических успехов Украины. И вовсе не потому, что ЕС настолько занят своими проблемами, что вообще не готов разговаривать с Украиной. Да, у них масса экономических проблем – кризис единой еврозоны, нарастающая безработица и т.д. Но у нас отказываются понимать, что отношение к Украине в ЕС формируется во многом на базе ценностей, которыми нельзя пренебрегать. Дело не только в том, что идет процесс согласования условий для торговли, но и в более абстрактных и отвлеченных, с первого взгляда, для украинской власти вещах. А именно – в налаживании бизнес-климата, в котором комфортно работать всем, а не только Александр у Януковичу, который не видит никаких проблем с бизнесом (напомним, что в рейтинге Transparency international, который учитывает, в том числе, и легкость ведения бизнеса, Украина занимает одно из последних мест).
И, конечно же, от Януковича требуют соблюдать хотя бы минимальные политические приличия – не преследовать уголовно оппозицию, выпустить хотя бы самых знаковых политических заключенных (Юлию Тимошенко и Юрия Луценко), проводить более-менее честные выборы. И так далее. То есть, принимать цивилизованные правила игры, а не только играть у себя в стране «в одни ворота».
Даже если часть экономических требований для Украины могут оказаться на данный момент «неподъемными» (например, свободный доступ европейских экспортеров на рынок Украины сейчас способен «убить» некоторые сектора отечественной экономики), надо все равно принимать политические требования. А для Виктора Януковича это – лишение его природной «среды обитания», что обрекает его на политическую смерть. Приспособиться к тому, что должна быть политическая конкуренция, реальное, а не «телефонное» правосудие, общественный контроль над государственными расходами, равенство всех бизнесменов перед законом – он вряд ли сможет. Все-таки Семья не строит свой бизнес на экспорте вообще, предпочитая другие схемы, например – финансирование из бюджета.
Поэтому она не очень стремится «евроинтегрировать» Украину, на самом деле. Именно по экономическим причинам – если будут приняты рекомендации ЕС по государственным финансам, большинство «семейных» схем будет разрушено. Не говоря уже о том, что идея освободить из-под тюремного заключения хотя бы Юрия Луценко (а тем более – Юлию Тимошенко) до сих пор в окружении Януковича считается признаком слабости. Поэтому осмелимся дать прогноз, что ожидаемое соглашение о предоставлении Украине ассоциации с ЕС подписано в 2013 году не будет. Если не по политическим (как бы «регионалы» ни жаловались, что это происки лоббистов от оппозиции), то по чисто экономическим причинам. А чего стоят множественные демарши со стороны европейских политиков в 2012 году – например, сорванный Ялтинский саммит стран Центральной и Восточной Европы, или демонстративный отказ Ангелы Меркель от общения с Януковичем на саммите НАТО в Чикаго. В общем, даже если дипломаты откровенно говорят уже об изоляции Януковича, можем представить, что будет дальше…
США: «Меняем Украину на Иран»
В нынешней ситуации отношения США и Украины оказались напрямую зависимыми от отношений США с Россией. Это связано как со спецификой работы «демократов», которые таки удержали власть в США, так и с изменениями приоритетов в геополитике, которые продолжаются с момента первой победы Барака Обамы на президентских выборах. На сегодняшний день для США приоритетом является именно «исламская» часть Азии и Северная Африка. И не потому, что США так уже сильно нуждаются в нефти – скорее потому, что они как раз в этом не очень уже и нуждаются (свои запасы, импорт из Канады, Нигерии и стран Латинской Америки уже покрывают все потребности США в нефти). А потому что за счет этого они опосредованно пытаются давить на страны ЕС, которые нуждаются в ближневосточной нефти. И, естественно, не допускают усиления позиций России – за счет той же дестабилизации на Ближнем Востоке. Вплоть до всяких конспирологических теорий о сознательном спонсировании США радикальной исламской оппозиции в Ливии и Египте (хотя на самом деле они не очень хорошо себе представляют, что с такими «союзниками», которые убивают их послов, делать) и запуска волны массовой нелегальной миграции, которая захлестнет Европу.
Что ж до Украины, то она им нужна не столько как плацдарм для осуществления своих интересов, сколько как важный бонус, который можно обменять на другой. Например, на согласие России в решении «иранского вопроса». Или на недопущение слишком тесного сближения России и Китая. Тем более, что Украина сама уже фактически отказывается от интеграции в евроатлантические структуры, ее руководство своим поведением показывает, что оно не намерено соблюдать те ценности, соблюдения которых ждет от них США. И вообще украинская власть загнала себя в патовую, с точки зрения США, ситуацию, в которой поддержка Януковича даже с мотивацией «он сукин сын, но он наш сукин сын» не имеет смысла.
Президент и другие члены элиты, кажется, имеют преувеличенное чувство значимости Украины для Европы и США, считая, что их нация является такой важной фигурой в геополитическом перетягивание каната между Западом и Россией, что в конце концов Запад отбросит свою озабоченность демократией и примет Украину такой, как она есть
— Экс-посол США Стивен Пайфер
Но есть признаки, свидетельствующие о том, что США таки не намерены окончательно «сдавать» Украину в орбиту РФ. Один из них – принятие «списка Магнитского», который ждал своего часа два года. Возможно, это был ассиметричный ответ на требования России прекратить функционирование USAID и других подобных организаций на ее территории. Но это может быть и первым признаком того, что «игра в поддавки» закончилась и с Россией особо церемониться не будут. Как с позициями в Азии, где США уже заполучили в свои союзники такую страну, как ранее колебавшийся то в их, то в российскую сторону, Узбекистан. Так и в Европе, где одним из пунктов борьбы может снова оказаться Украина. И тут для США будет одна проблема – или поддержать режим Януковича таким, как он есть, и тем самым легитимизовать коррупцию, полицейское государство и прочие его черты. Или сделать ставку на оппозицию, что будет трудным в данных условиях по «чисто внутренним» причинам, из-за которых, несмотря на все возрастающее недовольство Януковичем внутри страны, он сможет остаться на второй срок. И не только остаться, но и от испуга потерять власть, побежать в объятия России
Россия: «Таможенно-газовый ступор»
Несмотря на то, что Россия одержала в прошлом три крупные победы на «украинском фронте» (Украина фактически отказалась от вступления в НАТО, оставила у себя Черноморский флот РФ еще на 25 лет и приняла «языковый закон» в версии, выгодной именно для русскоговорящих), она не останавливается на достигнутом. Пользуясь тем, что в Евросоюзе кризис и тем, что там ставят заведомо неприемлемые (конкретно для Виктора Януковича) условия для ассоциации, Россия уже давно лоббирует идею Таможенного союза. Но тут снова проблемы – снова внутреннего, можно сказать, личностного характера. Причину мы называли выше – подведя газовые соглашения, подписанные Тимошенко и Путиным, под категорию уголовного преступления, Украина сделала Путина соучастником преступления. Путин такого не прощает, тем более – Януковичу. Отсюда и проявления, можно сказать, неуважения к Януковичу лично – от опоздания на 4 часа на встречу в Ялте до недавнего визита, который отменили за несколько часов до вылета из Киева (Интересно, а в следующий раз Путин заставит Януковича развернуть самолет в воздухе? Или отменит встречу уже после приземления?).
Поэтому о Таможенном союзе мы слышим в основном от Николая Азарова, с которым Путину легче общаться. Мало того, Таможенный союз невыгоден для олигархов (в первую очередь «семейной» группе и Ахметову) – ведь российский бизнес автоматически получает свободный доступ к рынку Украины, а там игроки более крупные, чем в Украине. И вряд ли слияния и поглощения будут цивилизованными. Мало того, в данных условиях в Таможенный союз даже Беларусь вступила с массой оговорок и торговые войны между Россией и Беларусью, возможно, будут продолжаться и после его создания (недавно шли безуспешные переговоры по поводу квот на сельхозпродукцию, экспортируемую Беларусью в Россию, а также можно вспомнить историю с «Ростсельмашем», продукцию которого сначала запрещали ввозить в Беларусь, а затем сам Александр Лукашенко предложил российским собственникам продать завод белорусским инвесторам – чтоб не допустить конкуренции с белорусскими производителями). Что уже говорить об Украине, которая может сначала вступить в ТС, надеясь на «газовые» скидки, а через некоторое время «Газпром» заявит, что условия ТС не распространяются на цены на газ (ведь большинство трюков с ценами уже проверены на той же Беларуси, где даже после приватизации ГТС «Газпромом» неоднократно повышались тарифы).
Кстати, если мы уже упомянули о газе, то тут Украина избрала схему пассивной защиты – ведь об встречном лоббизме в Европе по поводу противодействия «Южному потоку» и диверсификации поставок газа (хотя сейчас именно такой удобный момент и наступил, когда все больше стран недовольны политикой «Газпрома» и судятся с ним по поводу тарифов) речи не идет. В основном выступают против Польша, которая тоже теряет транзит в этом случае, и Турция, которая продвигает альтернативные проекты «Набукко» и «Транс- Анатолия». Судиться с «Газпромом» Украина тоже не желает, хотя именно это следовало бы сделать первым шагом, если Виктора Януковича не устраивает контракт, а не устраивать «показательный» процесс над Юлией Тимошенко и бывшим руководством «Нафтогаза» и таможни. Но и уступать России контроль над ГТС (чего Россия и добивается) тоже не спешит - мол, мы ее еще не оценили. А вообще со стороны России это все похоже на желание компенсировать убытки от снижения экспорта в Западную Европу за счет Украины. Тем более, что Украина отлично подходит на роль объекта для «разводки» – с ее «энергоэффективной» промышленностью и непонятными действиями типа подписания договора о строительстве терминала для сжиженного газа с… лыжным инструктором.
Третий фронт: «открытие Азии»
В поисках новых партнеров Виктор Янукович обратил внимание туда, куда его предшественники наведывались изредка, уделяя больше внимания США, ЕС и России. То есть в сторону Азии – именно туда он совершил большую часть визитов в прошлом году. Не считая саммита по ядерной безопасности в Сеуле и саммита СНГ в Ашхабаде, он посетил Катар, ОАЭ, Индию.
Зачем ему понадобилась Азия? Во-первых, если говорить о «политическом родстве», то именно «корпоративный» режим а ля Южная Корея наиболее близок к тому, что пытается построить в Украине Партия регионов – именно там, при формальной демократичности, был выстроен «корпоративный авторитаризм». Несмотря на декларируемую борьбу с коррупцией, она остается важным фактором в политических системах «новых индустриальных стран» – она связывает там политиков и корпорации. И, да, в той же Южной Корее сплошь и рядом после выборов нового президента сажают в тюрьму за коррупцию кого-то из предшественников – если не бывшего президента, то премьер-министра или сразу нескольких министров. Но коррупционеров, в общем, меньше не становится. Ничего не напоминает?
Во-вторых, там гораздо легче получить деньги на очередной «совместный проект» без всяких политических условий – тот же Китай дал около 3 млрд. долл. под сельскохозяйственные проекты. Если учесть, что одним из источников доходов Семьи являются поступления от импорта, логично предположить, что одним из последствий таких визитов Януковича может стать снятие ограничений на импорт азиатских товаров и полное насыщение ими украинского рынка (что затруднит жизнь отечественному производителю). И еще, в случае чего, деньги можно перевести в азиатские банки – подальше от Европы и США, которые могут заморозить «семейные» счета в любой момент.
По крайней мере, в Азии еще не обжигались на непредсказуемости Украины. Но что Янукович будет делать, если и на этом фронте он попытается «кинуть» своих новых партнеров или не гарантирует им условия для ведения бизнеса в Украине (пусть они и менее щепетильны, чем ЕС)? Снова бойкот и статус «невыездного президента»?
Правда, есть еще Африка. Но туда Янукович не полетит – во-первых, там правят балом западные корпорации через местных посредников, а это означает дополнительные расходы за вхождение, скажем, на рынок цветных металлов или нефти. И во-вторых, ему важно получить средства здесь и сейчас, а не, наоборот, рисковать, вкладывая их, например, в нефтяной бизнес в Нигерии или в нелегальную добычу цветных металлов в Конго, где до сих пор идет гражданская война. Поэтому он туда вряд ли полетит. И вообще никуда летать не будет – зачем? Там, где ему интересно, его видеть не хотят, а в остальные места земного шара летать нет смысла с точки зрения чисто утилитарной выгоды. А для всего остального есть Межигорье и Сухолучье,Синегора и «Чайный домик» на ЮБК. И Афон. Вот это, как мы уже говорили, и будет финалом «многовекторности» в ее «региональном» варианте – сингулярность. То есть точка. Если Янукович при всей своей негибкости и приземленности интересов замкнул на себе все принятия решений в международной политике Украины (и неразрывно связал имидж Украины со своим имиджем), то, пока он не изменится, все так и будет происходить.