Предвидя обвинения в свой адрес из-за выпадов в адрес Юлии Тимошенко, скажу: как человек, я сочувствую ей, поскольку в нашей стране от тюрьмы и сумы зарекаться нельзя. Как аналитик – хочу сказать, что экс-премьер делала все, чтобы превратить судебный процесс в политический фарс. Как историк – напомню, что Юлию Владимировну так много называли «единственным мужиком в украинской политике», что рюши и сантименты по отношению к ней может позволить разве что Луи Виттон.
Действительно, пребывание экс-премьера в колонии – явление беспрецедентное на постсоветском и не только пространстве. Даже Владимир Путин может себе позволить по отношению к экс-премьеру Михаилу Касьянову вспомнить про «Мишу Два Процента», но никак не доводить до крайности. Правда, Касьянов не конкурировал публично за президентский пост со своим шефом. Отношения Юлии Тимошенко с Виктором Януковичем напоминают скверную мелодраму: она то критиковала его с трибуны Майдана, то вместе с лидером Партии регионов переписывала законы и готовилась перекроить Конституцию, оставив партнера со своим пиковым интересом, то оскорбляла соперника тщательно подобранными выражениями во время президентской кампании. Так что говорить о том, что Юлия Владимировна не предвидела драматического для себя развития ситуации, мягко говоря, наивно.
Соратники Тимошенко помещением своего лидера в СИЗО и этапированием в колонию и вовсе были захвачены врасплох. Пресловутого «плана Б» не оказалось даже в черновиках. Вершины «сердечного» креатива последних недель – блокирование депутатами-бютовцами парламентской трибуны «в знак протеста против обморока Юлии Тимошенко» и проталкивание в информационное пространство тезиса о том, что Юлия Владимировна сегодня – это Нельсон Мандела во времена разгула апартеида в ЮАР. Еще немного – и начнут говорить о создании организации «Копье «Батькивщины», способной нанести смертельный удар Виктору Януковичу. Правда, мир за десятилетия между пребыванием в заключении Нельсона Манделы и Юлии Тимошенко серьезно изменился, и сравнения выглядят некорректными. Рассчитывать, что миллионы украинцев будут потреблять словесную жвачку с элементами мелодрамы и саспенса, приготовленную на Туровской явно не Хичкоком и не сценаристами «Санта-Барбары», означает обманывать себя.
«Батькивщина» взяла на вооружение тактику постоянного нагнетания ситуации вокруг состояния здоровья Юлии Владимировны, и ухитрилась проколоться. Думаю, многие вспомнили легендарную кушетку из комнаты отдыха у кабинета Тимошенко-премьера. Массажный стол тогда играл роль временного пристанища для краткосрочного отдыха главы правительства от забот о судьбе Родины и украинцев. Если бы в пенитенциарной службе служили более расторопные офицеры, они бы рассказывали согражданам не о 12 чемоданах имущества Тимошенко, отправленных в Качановскую колонию отдельной машиной, а о том, что массажный стол из правительственного чулана перевезен в камеру Тимошенко. Но оппоненты и соратники леди Ю стоят друг друга.
Выступающие преимущественно в западных СМИ Евгения и Александр Тимошенко мало кого удивляют. Да, высказывают свое мнение со шпаргалок, написанных спичрайтером Юлии Владимировны – семья старается помочь своему члену, это вполне нормально. Правда, Евгения Александровна могла бы быть более внятной и меньше увлекаться вояжами по европейским странам, а больше активничать на родной земле. Зато действия Александра Турчинова, постоянной правой руки Юлии Владимировны, просто умиляют – оставшийся на хозяйстве в «Батькивщине» проводит брифинги с фирменными интонациями, а в перерывах между ними контролирует местные организации и начинает работать над формированием избирательного списка. Чудеса, да и только. Александр Валентинович заметно нервничает, когда его спрашивают о письмах Тимошенко из колонии. Еще бы – Юлия Владимировна то молчала как Ленин, съевший чернильницу из хлеба в царских застенках, то начала забрасывать соратников посланиями с настырностью влюбленной восьмиклассницы.
Сегодня Юлия Тимошенко усилиями своих родных и близких превратилась из железной леди в принцессу на горошине. Вместо целостного образа лидера нации в заключении обществу предлагают «надувную Юлю». Помнится, совсем недавно в Интернете ходила шутка о том, что Юлию Владимировну стоило бы выпустить, чтобы посмотреть на выражение лица Арсения Яценюка, когда он об этом узнает. Так вот – список тех, кого освобождение Тимошенко может сильно удивить, продолжает увеличиваться…