…Летом 2008-го техническим партнером ФК «Шахтер» стала компания Nike. Почти сразу же в крупных городах Украины была запущена промо-кампания: футболисты «Шахтера» с биллбордов и баннеров призывали публику переходить на следующий уровень. В оригинале рекламный слоган компании, продвигаемый по всему миру, звучал так: «Take it to the next level».
Самое смешное, что «Шахтер» открывал новые горизонты под аккомпанемент самого провального в новейшей истории команды старта в чемпионате Украины (9 очков в девяти матчах) и непрекращающихся неудач в Лиге чемпионов. Пока фаны «Динамо» (акция Nike накрыла и Киев), используя все подручные средства, портили ненавистные баннеры, «Шахтер» сам обнажал кричащее несоответствие формы (next level) и содержания.
Но команда поправила свои дела в чемпионате, удержалась в еврокубках, перекочевав в тогда еще Кубок УЕФА и впоследствии выиграв его. Победа в турнире для грандов второго эшелона стала самым большим триумфом в истории украинского клубного футбола. «Шахтер» в сознании масс действительно перешел на следующий уровень.
Но почти сразу похмелье сменилось отрезвлением – команда не прошла скромную румынскую «Тимишоару» в квалификации Лиги чемпионов. Команда продолжала праздновать.
В прошлом сезоне «Шахтер», показалось, преодолел еще одну ступеньку, впервые в своей истории пробившись в плей-офф Лиги чемпионов, а затем и в четвертьфинал турнира. На фоне потока поздравлений непросто было обратить внимание, что успеху «Шахтера» сопутствовало и высокомерие «Арсенала», еврокубковой неискушенностью «Браги», обреченностью «Партизана» и очередным кризисом «Ромы». «Горняки», отделавшись испугом в гостевом матче с «Брагой» и пролетев над Лондоном со счетом 1:5, затем идеально использовали сложившуюся футбольную конъюнктуру. И хотя в матчах с «инопланетянами» из «Барселоны» все встало на свои места, но в сознании масс команда, безусловно, совершила переход на следующий уровень.
Сегодня повторить это будет уже сложней.
В «Шахтере» считается хорошим тоном обвинять во всех неудачах судей. Всеобщая истерия (это касалось и команды, и, что самое страшное, представителей клуба) не позволила объективно разобраться в причинах гостевого поражения от «Порту» в 1-м туре группового турнира. Всем было удобнее обвинить во всех смертных грехах судью. А то, что команда не хотела сражаться на поле, предпочли не заметить.
«Шахтер» разучился «умирать» за результат. Если даже в матчах с «Динамо» это имеет место быть, то что говорить о какой-то Лиге чемпионов. Команда, не встречая сопротивления в чемпионате страны, то ли утратила чувство реальности, то ли потеряла интерес к происходящему. А «по желанию» включить пятую передачу в еврокубках не удастся. Разгон нужно тренировать на домашних трассах.
Ринат Ахметов давненько уже озвучил тезис, что «Шахтер» не будет золотой клеткой. Хочешь уйти (перейти на следующий уровень) – пожалуйста. Только почему-то игроки из «Шахтера» или бегут, как Илсиньо, или добровольно заточают себя в золотую камеру (как Жадсон, например). Ни одного топ-перехода после продажи Тимощука за $20 млн клуб так и не провернул. Можно, конечно, вспомнить Чигринского в «Барселоне», но Дмитрия затем пришлось «выкупать из рабства». Если Дмитрий Медведев после провала сборной России на Зимней Олимпиаде в Ванкувере сказал, что в России спортивные федерации – как жирные коты, то это же сравнение уже давно уместно применить и к некоторым футболистам «Шахтера».
Вызывает вопросы и скучная и однообразная трансферная политика клуба. «Шахтер» уже давно не смотрит в сторону Европы (даже переход Эдуардо из лондонского «Арсенала» попахивает чем-то латиноамериканским). Клуб наладил конвейер по доставке (за небольшие деньги) талантливых молодых бразильцев в Донецк и их «переделыванию» под нужды команды. Но не со всеми это удается. Вам ведь тоже интересно, почему Дуглас Коста, так ярко начав, затем настолько сник?
«Шахтер» не так давно стал поп-звездой, поучаствовав в съемках клипа во славу клуба. Незатейливая песенка является как бы антиподом монументальному по сути своей официальному гимну клуба.
Так же незатейливо и попсово «Шахтер» отыграл в этой Лиге чемпионов. Так же несуразно выглядел Луис Адриано со своей новой прической «жена в бигудях» в матче с «Порту». Для бразильца в переломный для его команды момент принципиально важно было отметиться экстравагантной прической. Ну, что же - акция удалась.
Впрочем, Адриано лишь следует генеральной линии. Ведь ФК «Шахтер» стал слишком много внимания уделять собственному имиджу. Песни, пляски, социальные акции. Да, это – важно (особенно, забота о детях). Но в клубе почему-то забыли, что все это – вторично, а на первом месте должен быть собственно футбол, и его главная составляющая – команда.
Ринату Ахметову предстоит очень сильно подправить многие вещи в своей команде. Как и изменить что-то в себе, изменить свой взгляд на некоторые процессы. Скорее всего, «Шахтер» стоит на пороге больших потрясений. Это необходимо, чтобы команда наконец совершила переход на следующий уровень.