ГоловнаПолітика

Первые годы президентства: сравниваем

В философии и политологии есть «железное» правило: «сравнивать подобное с подобным». Что это означает?

Первые годы президентства: сравниваем
Фото: www.president.gov.ua

Адекватному сравнению подлежать действия политиков в схожих обстоятельствах. Это правило является альтернативой глупым мечтаниям a la Агафьи Тихоновны из «Женитьбы» Николая Гоголя: «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась замуж». И романтическим мечтаниям, как могло быть лучше, чтобы бы было, если бы…

Можно много дискутировать, чего НЕ сделали руководители страны – но история не знает сослагательного наклонения. Первый год президентства Виктора Януковича есть смысл сравнивать с 1992-м, первым годом президентства Леонида Кравчука, с 1994-1995-м, первым годом президентства Леонида Кучмы, с 2005-м, первым годом президентства Виктора Ющенко. На эту тему можно писать книгу. Нижеследующее – только фрагментарные заметки.

Все главы государства в свой первый год немало времени отдали внешней политике. Кравчук как первый президент, в 1992-году презентовал независимое государство Украину. Важным международным событием первого года президентства Леонида Кучмы стало принятие Украины 9 ноября 1995 года в Совет Европы. Виктор Ющенко в свой первый год много ездил по миру, получал славу за «оранжевую революцию», выступал в Бундестаге ФРГ и Конгрессе США. В апреле 2005-го года он вместе с президентом США Джорджем Бушем подписывает Декларацию, где они призвали «поддерживать продвижение свободы в Беларуси и на Кубе». Роман Бессмертный, сотрудник Ющенко в то время, ныне наш посол в Минске, предпочитает об этом не вспоминать. И кубинцы, слава Богу, лечить украинских детей-чернобыльцев не перестали.

Самым важным моментом внешнеполитической деятельности Виктора Януковича стало подписание 22 ноября 2010 года Плана действий Украина-Европейский Союз.

Фото: www.president.gov.ua

Теперь – о внутренней политике. Общим в действиях всех глав государства было то, что все они, кроме Виктора Ющенко, начинали с восстановления управляемости страной. Виктору Андреевичу, напомню, в 2005 году принадлежала полнота власти в объеме полномочий Леонида Кучмы 1996-2004 годов и нынешних полномочий Виктора Януковича.

Понятна ситуация Леонида Кравчука. Он начал с переподчинения себе структур партапарата, Советской Армии, КГБ и МВД, замкнул на Кабмин предприятия, работавшие на союзный центр. Правда, закончил Л.Кравчук выборностью губернаторов. Эту выборность пришлось упразднять Леониду Кучме после того, как крымский «президент» Юрий Мешков использовал ее в сепаратистских целях. Ю.Мешкова убрали, губернаторов стали назначать. В 1995 году Леонид Кучма инициирует Конституционный договор, закрепивший его власть, позже укрепленной Конституцией Украины 1996 года. Теперь эти полномочия – у Виктора Януковича.

Объединяет первые годы четырех президентов и то, что каждый раз происходило резкое повышение цен. У Кравчука это происходило в январе 1992 года, накануне введение в обращение купонов многоразового использования. У Кучмы – в ноябре 1995 года, после отмены государственных дотаций на хлеб, мясную и молочную продукцию. У Ющенко – в 2005 году, в связи с пересмотром цен на российские энергоносители. Бизнес-климат в первые годы всех президентов оставался сложным. Постоянно звучали заявления в препятствовании предпринимательству, инвестиции шли, после Кравчука, при котором их просто не было, в основном из Кипра.

Кадровая политика. Существенным обстоятельством деятельности всех глав государств было и то, что они сами создавали себе конкурентов на будущих выборах. Леонид Кравчук назначал своим премьером Леонида Кучму. Леонид Кучма делал премьерами Евгения Марчука, Павла Лазаренко и Виктора Ющенко, с которыми впоследствии долго и, в ряде случаев, небезуспешно «воевал». Виктор Ющенко первым своим премьером назначил Юлию Тимошенко. Пятеро из экс-премьеров – Кучма, Марчук, Лазаренко, Ющенко и Тимошенко - затем разыгрывали одинаковую комбинацию – «я хотел (хотела), я работал (работала)», мне не давали».

Все это доказывает, что персональный фактор в украинской политической и правовой системе выше, чем принято в Европе, где выше ценится партийность. Многочисленные переходы политиков с партий в партии дезориентировали избирателей, а сама партийная система так и не развилась. В то же время главы государства «на ошибках учились»: Леонид Кравчук спокойно работал с Витольдом Фокиным, Ефимом Звягильским и Виталием Фокиным, Леонид Кучма - спокойно уживался с Анатолием Кинахом и Валерием Пустовойтенко, Виктор Ющенко – с Юрием Ехануровым, Виктор Янукович продолжает работать с Николаем Азаровым.

Симптоматично, что кадровая политика всех четырех президентов тоже похожа. Во всех случаях ближайшие сотрудники «рекрутировались» из ближайшего профессионального круга. Леонид Кравчук набирал людей из аппарата ЦК КПУ, Леонид Кучма – из военно-промышленного комплекса, директоров гражданских промышленных предприятий и партийных кругов Днепропетровска, Виктор Ющенко – из «оранжевых» в самом широком смысле этого слова, Виктор Янукович – из Партии регионов. И Кучма, и Ющенко, и Янукович первыми назначениями в первый год руководства отдавали символические «долги» за победу на выборах; все они через год отказывались от тех, кто, по их мнению, новое место работы не освоил.

В двух случаях – Леонида Кучмы и Виктора Януковича первый год президентства включал действия по началу реформ. Парадоксально, но этого не было у Ющенко. 19 октября 1994 года Леонид Кучма выступил с докладом «Путем радикальных рыночных реформ». Виктор Янукович создал в апреле 2010 года Комитет по экономическим реформам, начал реализацию административной, налоговой и пенсионной реформ.

Фото: Макс Левин

Но есть и существенные отличия. Между всеми четырьмя президентами. Опять начнем с внешней политики. Первый, символический внешнеполитический визит Леонид Кучма осуществил в Москву. Как и Виктор Ющенко. Цели, правда, при этом отличались: Кучме было важно подтвердить курс на сотрудничество с Россией, Ющенко – опровергать свою антироссийскость, чем он и занимался следующие пять лет - вплоть до публичного отказа Дмитрия Медведева в общении с ним в августе 2010 года.

Виктор Янукович первый визит осуществил в Брюссель. Кучма первый год президентства сконцентрировался на отношениях с Россией и США. Состоялась ратификация парламентом Договора о нераспространении ядерного оружия, по которому Украина окончательно становилась безъядерной. Янукович – где-то на 5% на США - передача украинского боевого плутония в обмен на американские технологии для ядерных объектов Украины в Харькове. Другие 15% у Януковича «забрала» Азия - визиты в Китай и в Японию. Еще процентов 20 отведем на Россию. Но на 60% его внешняя политика сконцентрировалась на Евросоюзе.

В этом плане ему удалось то, что у других глав государств не получалось годами. Выполнялись условия ЕС: подписано соглашение с Россией о демаркации границы: Беларусь ратифицировала договор о границе – конечно, не в последнюю очередь потому что и Украина соответственно вела себя с этими странами. Ратифицированы три конвенции Совета Европы, приняты законы о защите персональных данных, о рынке газа, о едином регуляторе коммунальных тарифов и о доступе к публичной информации.

В отношении России были и «харьковские договоренности», и отставка указом Президента вице-премьера Владимира Семиноженко, чьи высказывания о возможном союзе Украины, России и Беларуси глава государства публично оценил как неприемлемые.

Леонид Кравчук в первый год своего президентства и первый год независимости Украины получил все возможные знаки внимания. Ющенко в первый год президентства получил от главы Франции шпагу. Кучма в первый год его президентства такие почетные знаки не получал, как, к примеру, французский орден Почетного легиона у Януковича.

В отношениях с прессой много похожего, много и различий. При Кравчуке некоммунистические СМИ только становились на собственные ноги. Леонид Кучма по полной программе использовал закрытие Л.Кравчуком телеканала «Гравис» для прихода к власти. При всех руководителях государства в разной мере развивался плюрализм современного информационного мира Украины, процесс, достигший своего апогея при В.Ющенко. При нем начали выходить и по сегодняшний день выходят многочасовые прямоэфирные ток-шоу, где власть и оппозиция представлены больше, чем в новостях. Из информационных еженедельников ни один со времен Ющенко нельзя назвать полностью провластным, некоторые – просто оппозиционны. С тех времен сложилось так, что из ведущих двадцати сайтов новостей в Интернете — по рейтингу bigmir.net — около половины резко критикуют власть, еще шесть или семь занимают умеренную позицию и лишь три или четыре склоняются к точке зрения власти.

Четыре президента – разные личности. Л.Кравчук, на заре независимости публично дебатировавший с Мирославом Поповичем, от публичности не прятался, но и не очень ее любил. Не любил ее и Леонид Кучма. Во время шахтерских забастовок 1995 года он, например, «уходил» от личного общения с их лидерами. После скандала с пленками Мельниченко третий президент вообще замкнулся в себе и делал над собой усилия, чтобы оставаться публичным. Виктор Ющенко был суперпубличным до «оранжевой революции», потом эта публичность трансформировалась в авторские телевизионные эфиры при участии журналистов разных политических взглядов.

Фото: www.president.gov.ua

Янукович в таком объеме публичной политики не практикует, но и публичности не избегает. Он приходил на киевский Майдан к протестующим против Налогового кодекса; перед каждой зарубежной поездкой отвечает на вопросы местного политического издания; четыре часа общался с народом и журналистами в прямом эфире. Можно много дискутировать о степени остроты вопросов журналистов, но это были разные журналисты, в том числе и Лариса Губина из 5 канала, и эфир был прямой.

Впрочем, при всех четырех президентах свобода слова не стала неотъемлемой потребностью общества. Что общего и чем отличались четверо руководителей в общении с «оппозицией ее величества»? У Кравчука оппозиции было много, самыми сильными были те, кого неправильно назовут «национал-демократами». Что делал Леонид Макарович? Частично нейтрализовал, сделав, как Левка Лукъяненко, послом Украины в Канаде. Частично заинтересовывал. Вячеслава Чорновила не приблизили ни тем, ни другим. У Кучмы с разными оппозициями получалось по-разному. В декабре 1999 года он сделал В.Ющенко премьером, после чего главным оппозиционером Ющенко сделал себя сам. У Ющенко получилось совсем просто: сначала нехорошие слова, затем меморандум с Януковичем в сентябре 2005 года, после чего личный рейтинг Ющенко рухнул на 46%. Януковичу досталась частично сформированная, частично саморазобщенная, частично деморализованная «успехами» прошлых лет оппозиция.

При этом Виктор Янукович решился на то, чего до него никто никогда не делал – на аудит действий предыдущей власти и заявил план по аудитированию власти нынешней. Принципиальных моментов здесь два. Проведение аудита американскими кампаниями – это возможность суда с этими кампаниями на территории США и Великобритании, суды в этих странах у нас еще пока не объявляли «заангажированными». Второе - пребывание во власти или в оппозиции перестает быть гарантией непреследования за воровство.

В публичной политике трех из четырех лидеров, надо сказать, объединяет попытка диалога со страной о ее прошлом и будущем. При этом - отсутствие публичного проекта модернизации Украины и системное невыполнение предвыборных обязательств. Думаю, Кравчук и не просчитывал вероятность реализации своего предвыборного лозунга «Украина будет жить богаче, чем Советский Союз». Кучма не выполнил обещание русского языка как второго государственного, Ющенко – «Бандитам - тюрьмы» и «Богатые поделятся с бедными». О выполнении предвыборных обещаний Януковича говорить преждевременно – он их брал на пять лет.

Фото: www.president.gov.ua

Но в целом надо сказать, что невыполнение предвыборных обещаний политиками может иметь удручающие последствия для судьбы Украины как государства. Не чувствуя, что политики выполняют свои обещания, предполагая, что обещанное выполнять не будут, обманут, все больше граждан Украины могут прийти к выводу о чуждости для них страны как политической системы. Отчуждение граждан от государства – первый шаг к концу этого государства.

Безусловно, никто не отменял поговорки «цыплят по осени считают». У каждого президента, безусловно, рано или поздно, наступает его осень. Осень подведения итогов. И надо помнить, что действия всех будущих руководителей, примеряя по руке президентскую булаву, как и то, пролезет ли шея в колар (президентский нагрудный знак – В.П.), будут анализироваться. На предмет того, насколько успешными были они по сравнению со своими предшественниками, как вели себя в стрессовых ситуациях, смогли ли реализовать сказанное и оказались ли на высоте вызовов, которое каждому ставит его время.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram