ГоловнаПолітика

Прокуратура разыскивает Михаила Поживанова и 35 млн гривен

Госкомитет по материальным резервам Поживанов возглавлял менее календарного года, с 29 декабря 2007г. 17 декабря 2008г. Но следователи Генпрокуратуры и оперативники СБУ, ознакомившись с материалами многочисленных проверок и ревизий, сильно удивились: «За такое короткое время успеть сделать так много?» И предварительно насчитали причиненный государству ущерб в сумме 35 млн. Пока…

Прокуратура разыскивает Михаила Поживанова и 35 млн гривен

Лауреат и ученый, изобретатель и бизнесмен, мэр Мариуполя

Карьера Михаила Поживанова складывалась более, чем удачно. Он родился в семье Александра Поживанова, будущего председателя Госкомитета по вопросам металлургической промышленности СССР, лауреата Госпремий СССР и УССР, двух премий СМ СССР, кавалера ордена Трудового Красного Знамени и пр. и т.д.

Михаил, выпускник Московского института стали и сплавов, пошел по следам отца. Начал разливщиком на комбинате «Азовсталь», дорос до замначальника цеха, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал лауреатом премий им. Бардина и им. Ленинского комсомола. Он мог стать украинским «Березовским», но предпочел бизнес, связанный не с финансами и политикой, а с металлом и внедрением собственных и семейных изобретений в различные процессы производства сталей. Поэтому в начале 90- годов директор малого частного предприятия «Азовтехна» мог себе позволить получать зарплату в три-четыре раза больше, чем у директора металлургического комбината.

Но стремительная карьера Поживанова чуть было не оборвалась в 1991г., когда против него было возбуждено уголовное дело № 10569 по ст. 191 УК УССР. Чем завершилось следствие, сегодня установить уже невозможно, но, судя по всему, та старая история почти никак не повредила ни имиджу, ни кошельку начинающего бизнесмена.

Первая серьезная неприятность случилась позже, в 1996г. Тогда губернатор Донецкой области, Владимир Щербань, и его бизнес-партнер, Евгений Щербань (убит 03.11.1996г.) предложили Президенту Кучме объединить в одну бизнес-структуру металлургические комбинаты «Азовсталь» и «Им. Ильича». Против этой инициативы выступил не только Поживанов, избранный в 1994г. мэром Мариуполя, но и Премьер-министр Павел Лазаренко. Естественно, причины у них были разные, но действовали они заодно.

В этой борьбе Щербани потерпели поражение, Лазаренко укрепил свое влияние, а Поживанов был вынужден уйти из бизнеса, связанного с металлургией.

Возможно, именно по этой причине в 1998г. Поживанов потерпел поражение и наместных, и на праламентских выборах.

Чиновник по бизнес-связям

В 1999 г. начался новый этап карьеры – Поживанов переехал в Киев и избрал своим поприщем систему местного самоуправления: возглавил фонд «Магдебургское право», комиссию по ЖКХ Ассоциации городов Украины и, наконец, главное управление Киевской горадминистрации по внешним связям и инвестициям. Он привел в порядок квартиру на ул. Горького и получил в числе других счастливчиков 0,24 га земли в Пуща-Водице.

Кроме того, Поживанов начал активно участвовать в политической жизни Украины.

Нет, он и раньше не чурался политики. Но его членский билет Либеральной партии был всего лишь свидетельством лояльности «донецким». Принадлежность к партии «Реформы и порядок» в 1998 г. позволяла только баллотироваться по соответствующему списку в депутаты ВР, да и то неудачно. А вот членство в РУХе уже давало надежу переместиться в верхние этажи власти, что и случилось в 2005г. Под номером 87 в списке «Нашей Украины» Поживанов получил депутатский мандат и кресло зампредседателя комитета ВР по вопросам европейской интеграции.

Фото: tsn.ua

Увы, здесь случилась новая неприятность. Дело в том, что в список НУ Поживанов попал через Народных РУХ, который в то время возглавлял Борис Тарасюк. Новые соратники друг другу не понравились сразу, а когда новичок еще и начал активно подсиживать председателя, последний резко поломал неофиту все дальнейшие планы. 24 марта 2007 г. Рух приостановил членство Поживанова в партии в связи с его деятельностью, которая «подрывала авторитет НРУ». Изгнанник так прокомментировал эти события: «Да, я претендовал (на лидерство в РУХе). Я заявлял об этом открыто, и та политика, которая проводится сейчас в партии, приведет к полной потере авторитета НРУ. За те годы, пока Тарасюк стоял у руля, Рух на порядок потерял поддержку населения. Я говорил, что в этой ситуации готов на ближайшем съезде партии бороться за должность председателя».

Естественно, что в 2007 г. на внеочередных выборах в ВР Поживанов уже состоял в рядах блока БЮТ под №117. Он курировал выборы в Одесской обл. и, видимо, за достигнутые успехи, под новый, 2008г., был «вознагражден» подарком - должностью председателя Госкомитета по материальным резервам. Случилось это 29 декабря 2007г.

Господин председатель

Поживанов руководил государственными резервами (запасы на случай чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, кризисов и войны, всего более 100 наименований) менее календарного года, но успел прославиться!

Вот несколько проектов, которые спустя годы, привлекли внимание не только временной следственной комиссии ВР, но КРУ, ГПУ и СБУ.

Первое. В начале 2008 г. Госкомрезерв под председательством Поживанова утвердил новый реестр прав требований, подлежащих продаже. Это были долги «Укртатнафты» - 100 825 тыс. тонн нефтепродуктов; долги «Западэнерго». «Центрэнерго», «Донбассэнерго». «Киевэнерго», «Харьковоблэнерго» и харьковской ТЭЦ-5. Предполагалось, что полученные от продажи средства будут использованы для пополнения запасов госрезерва. Однако, инициатива не получила дальнейшего развития. Хотя, представить себе – с каким дисконтом эти долги можно было продать и сколько миллионов «распилить» - несложно.

Второе. В марте 2008г. Правительство Юлии Тимошенко решило проявить заботу о малоимущем населении и накормить украинцев импортными мясопродуктами. По этому поводу было принято не одно распоряжением и постановление КМУ, но самое главное из них - №109-2 от 12 марта 2008 г. - так и осталось «секретом за семью печатями». Этот документ так никогда и был опубликован. И понятно, почему. Ведь премьер Тимошенко согласилась с предложениями Минэкономики и Госрезерва импортировать мясо через госкомпанию «Ресурспостач» и поручила Минэкономики определить список покупателей-предприятий мясоперерабатывающей промышленности. Цена продажи мяса была определена, как разница между стоимостью закупки и суммой уплаченной ввозной пошлины.

Фото: focus.in.ua

Достоверной статистики о том, сколько свинины и курятины было ввезено тогда в Украину, вы не найдете, но многие таможенники помнят многокилометровые очереди рефрижераторов из Польши, скопившиеся на нашей западной границе.

Третье. Летом 2008 г. Госкомрезерв отказался от практики пополнять госзапас нефтепродуктов на тендерных условиях и вместе с Министерством экономики (ау, г-н Данилишин!) предложил Кабинету министров «пересмотреть» порядок закупок. Топливо предполагали покупать на биржах, а сколько, почем и у кого именно – опять же неизвестно по причине объявленной Поживановым «секретности» информации.

Четвертое и главное. В сентябре 2008 г. Председатель Поживанов настолько вошел во вкус управления ведомством, что предпринял попытку построить собственное независимое «государство в государстве». Законопроект, подготовленный при участии Минэкономики, предусматривал предоставить право Госкомрезерву самостоятельно обновлять госзапасы; покупать имущество, материалы, продовольствие и пр. на биржах в обход тендерных процедур; взимать с неисправных компания деньги за непоставленные товары; предоставлять господдержку отдельным отраслям экономики и предприятиям; проводить товарные интервенции… И знаете, этот проект вполне мог стать Законом. Его были готовы поддержать даже депутаты от Партии регионов. И поддержали бы – если б он не исчез из рабочей повестки.

Расплата

Поживанов был освобожден от должности в декабре 2008г. и более к делам Госкомрезерва не имел прямого отношения.

Фото: www.jetsetter.ua

Однако, спустя два года «награда нашла героя». Проведенными в 2010 г. ревизиями ГлавКРУ и проверками прокуратур всех уровней в самом Госкомрезерве и его многочисленных предприятиях было найдено множество нарушений. НЕ СМОГЛИ только НАЙТИ, по минимальным подсчетам: 212 тыс. тонн зерна; 8 тыс. - мяса; 3 тыс – масла; 7 млн банок мясных консервов, 2 тыс. тонн подсолнечного масла и много-много другого.

Всего на начало 2010г. на балансе ведомства числилось материальных ценностей на сумму 532,3 млн гривен, а инвентаризация обнаружила только на 65 млн!

Впрочем, ревизии 2008-2009 г.г. нарушений обнаружили ничуть не меньше.

Николай Злочевский, Сергей Ганжа, Владимир Алехин, Виталий Никитин и другие б.руководители Госкомрезерва, вне зависимости от партийной принадлежности и личной ориентации, проводили ту же политику. В качестве примера можно привести анекдотические сделки, когда, например, нефтепродукты продавались по цене в четыре или пять раз меньшей, чем покупались тремя годами ранее…

Ну и конечно, стоит напомнить о вовсе беспрецедентном случае воровства. Госкомрезерв перечислил компании «Бабусины рецепты» 458 млн грн. за хранившееся у бизнесменов мясо. Через три дня после получения денег фирма была ликвидирована! Ни мяса, ни денег, ни бабушки!

На фоне этих цифр 35 млн гривен - цена ареста и розыска Михаила Поживанова – не выглядят значительной суммой. Но следствие только-только начинается и сумма причиненного ущерба может увеличиться в несколько раз.

Кстати, обратите внимание, что наш герой снова, как и в 1991г., привлекается к уголовной ответственности по ст. 191 УК. Неужели, привычка?

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram