В том числе, в Давосе, где Виктор Федорович, отчитываясь о росте инвестиционной привлекательности страны (1.6 миллиарда долларов за год), изрек буквально следующее: «Я приглашаю вас, уважаемые господа инвесторы, в Украину, на украинский борщ». И добавил: приезжать, де, лучше весной, когда «расцветают каштаны и раздеваются женщины».
За каких-то 12 месяцев показ юмористических шоу в стране напрочь утратил актуальность. Зачем слушать Петросяна с Галкиным, если достаточно послушать Януковича с Азаровым? Бело-голубую власть не надо даже критиковать – достаточно просто транслировать ее спичи как есть – без купюр.
Собственно, любой телеканал, который на это отваживается, априори можно считать оппозиционным. Но таковых, к сожалению, немного. Зато есть интернет. Позиции которого в правовом поле до сих пор не урегулированы.
И это радует.
К слову сказать, то же самое – просто показывать, как есть – без купюр, советовали пиарщики ПР – едва только получили полноценный контроль над «Интером» - своим боссам относительно Юлии Тимошенко.
-- Юлю не просто можно, ее нужно пускать в эфир. Она жалкая и беспомощная, люди должны это видеть, - авторитетно заявил тогда Lb.ua один из главных «телевизионных идеологов» регионалов.
Человек неглупый, он был абсолютно прав. И, в этой его правоте, ответ о причинах беспомощности, маргинальности нынешней украинской оппозиции. Главная причина – ее попытки самой вернуться к кормушке; борьба не столько за интересы граждан, сколько – личные, шкурные выгоды. И граждане эту фальшь чувствуют. Потому оппозиции не особо доверяют. Мол, что шило, что мыло.
Ну, и еще фрагмент нашего разговора.
- Вот, тебе утром сколько надо, чтоб собраться, причесаться, накраситься?
- Часа полтора.
- Правильно, как любой женщине. Еще вам нужно время, чтоб хорошенько выспаться. А мужчинам, по большому счету, все равно, как они выглядят. В этом плане Тимошенко Януковичу однозначно проигрывает. Его – с какого ракурса не покажи – смотрится замечательно, а вот Юля – не всегда.
Приблизительно в то же время повстречала на Банковой знакомого регионала. В былые дни – оппозиционности ПР – он занимал в партийной иерархии довольно высокое положение, однако с приходом бело-голубых к власти отчего-то резко дистанцировался от соратников. На логичное «почему», ответил:
- Не кончится добром это правление, не хочу пачкаться. У меня ж все в порядке: дела, бизнес. Помнишь, как там у Евтушенко: «дай Бог не вляпаться во власть».
Тогда – в мае месяце подобное звучало, как минимум, странно. Если не сказать – пессимистично. Еще не начались массовые аресты; не было притеснений оппозиции; предпринимателям не успели намертво закрутить гайки; судебную систему – поломать «через колено»; не успели «умножить на ноль парламент», отменив К-реформу.
Ныне очевидно: пророчески.
Другой наш общий знакомый, также постоянно наведывавшийся на Банковую, весело хохмил:
- Каждую среду нон-стоп смотрю «5-ый канал». Слушаю вступительное слово Николая Яновича на заседаниях правительства, получаю массу удовольствия! Дети спрашивают: «папа, на каком языке он разговаривает?», а я им анекдотом – «на украинском, с белорусским акцентом»!
Пару месяцев тому он поехал в Лондон – получать очередной кредит для развития бизнеса. Именитые банкиры Туманного Альбиона (в среде которых он, надо отдать должное, пользуется авторитетом) сказали:
- Тебе, друг, любой кредит, любые возможности. Но вот государству Украина – ни-ни.
- Почему?! – воскликнул, оскорбленный в патриотических чувствах.
- Потому, что вы – Ангола в центре Европы!
Дословно!
Что значит «Ангола в центре Европы»? Разберемся подробнее.
Ангола – африканская республика, десятилетиями грязнущая в пучине гражданских конфликтов. А враждующие кланы борются меж собой за доступ к ресурсам – нефти, алмазам, золоту, фосфатам, бокситам, урану, меди. В основном, конечно, за нефть, экспорт которой составляет 85% ВВП страны.
Для этого кланы нанимают то одну, то другую вооруженную группировку. В итоге, ресурсы никто толком не контролирует, режимы сменяют друг друга, как дама – перчатки, население прозябает за чертой бедности, погибая от голода и эпидемий, война не прекращается…
Регуляторы цивилизованного общества в Анголе не работают. Прежде всего – право. Правового поля в африканской республике просто нет.
И если в целом, сравнение Украины с Анголой – достаточно образное и размытое, то с этой точки зрения, к сожалению – предельно точное.
Скажите, пойдет ли стратегический инвестор в страну с разрушенной правовой системой? К кому – в случае ущемления, его, инвестора, прав – апеллировать? К налоговой, суду, к высшим чинам? У кого просить защиты, от кого получать гарантии? То-то же.
Товарищ-юрист, партнер одной из крупных международных компаний, имеющей офисы по всему миру, давеча уехал в зарубежный отпуск, да так и не вернулся. Пишет в «Фэйсбуке»: «поработаю в наших штаб-квартирах в других странах - там работы хватает, а дома ее сейчас нет. Дома юристы не нужны».
Он прав: в стране деградировавшего права юристы не нужны. Им здесь просто нечем заниматься.
У Системы свои регуляторы – ручного режима. В том числе – в вопросах правосудия.
Что этому противопоставить? Рецепт был выписан сразу после второго тура: «Лучший способ избавиться от Януковича – сделать его Президентом. Отсидит срок – и на пенсию!»
Одна пятая срока уже истекла.