Однажды я прочитал, что чиновниками становятся люди, не способные проявить себя творчески. Вот есть у человека талант — и он его обязательно проявит в какой-нибудь далёкой от чиновничьего дела сфере. Например, станет художником или публицистом, металлургом или врачом.
Да кем угодно.
А если таланта нет — человек станет чиновником.
По своим одноклассникам/однокурсникам могу проследить это совершенно чётко. Способные к творчеству выбрали для себя любые пути, кроме чиновничьего. Те же, кому творчество как волку самовар, — чиновники.
При этом следует учитывать тот факт, что чиновники ныне — не только государственные мужи и жёны.
20-й век — век победившей всё и вся бюрократии — распространил чиновничество во все сферы жизни. Они теперь и в частных компаниях, и в некоммерческих организациях.
И в Церкви.
Чиновник есть везде, где существует возможность выполнять какие-нибудь нелепые обязанности и получать деньги только потому, что чин. Например, арт-директора. Или чин члена правления. Или заместителя председателя какого-нибудь комитета.
Причём, конечно, есть люди с талантом к аппаратной игре и политической интриге. К соблюдению и развитию церемониала власти. Но таких людей, во-первых, меньшинство среди чиновников. А во-вторых, они не слишком-то нужны в негосударственном секторе. Ну, разве что аппаратчики.
И вот этих людей — в большинстве своём паразитов на теле экономики — объединяет такой факт биографии как хорошие отметки в школе.
Поинтересуйтесь биографией почти любого чиновника, который вам не нравится. И вы обнаружите, что в школе это был прилежный ученик.
Скорее всего, медалист. Исключения из этого правила обычно настолько красноречивы, что только подтверждают правило.
Чаще всего чиновник — это не только человек без таланта, но ещё или бывший “ботан”, или бывшая "серая мышка", или бывшая староста-стукачка. Такие персонажи вырастают, превращаются в дам и господ и начинают активно мешать нам жить.
И мешать именно в том духе, в котором сами когда-то превратились из замечательных деток в ресурс для чиновничества.
Надо понимать, что смысл обучения в школе лежит, прежде всего, в подчинении тому, чему обучают: “Например, изучение материала учебника предполагает психологическое подчинение материалу учебника. Чтобы понять, нужно сперва принять на веру, то есть выучить. Чем лучше учишь, тем больше привыкаешь подчиняться. Более того, первичная обработка полученной информации подразумевает продолжение процесса психологического подчинения выученному материалу. Осмысление требует нахождения логических связей внутри материала — то есть того, что обосновывает необходимость внутреннего согласия с прочитанным. Дальнейшее осмысление, которое может вызвать отторжение материала, или не нужно и наказывается двойками, или свидетельствует о несовершенстве учебников и замене их на учебные материалы, которые настолько совершенны, что с ними надо только соглашаться.
Фактически, процесс развития ученика от троечника к хорошисту и отличнику предполагает совершенствование в привычке соглашаться с чужим мнением, включая адаптивный эффект заранее ожидать при осмыслении чувство внутреннего удовлетворения от дополнительного внутреннего согласия с усвоенным в процессе анализа. Отсюда привычка подходить к ряду источников информации как к чему-то авторитетному.
Другой очень важный момент — объём нагрузки и степень стресса, испытываемого в процессе изучения материала. Естественно, учебная нагрузка прилежного ученика куда больше, чем у какого-нибудь разгильдяя. В итоге привычка подчиняться чужим рассуждениям, придавать значение чужим фактам, восхищаться результатами чужих усилий усваивается при большем стрессе и становится намного глубже. Всё это накладывается на положительное стимулирование”.
Вот почему чиновник так часто сконцентрирован на психологическом подчинения людей тому, что чиновник извергает из своего жалкого контртворческого ума во внешний мир. Это может быть некая сверхценная для чиновника чужая Идея, которой он восхищается. Или бесконечные процессы улучшения улучшений...
Простое правило: чем лучше учишь, тем больше привыкаешь подчиняться. А значит, чем лучше учился, тем активнее будешь стараться подчинить. Я подчёркиваю: подчинить психологически. Не на уровне правильного поведения или правильных слов, но на уровне правильного чувства. И чем лучше учился, тем менее творчески и тем более узколобо будешь подходить к решению поставленных задач. (Если, конечно, в человеке нет какого-нибудь таланта и человек становится чиновником).
Именно такую картину мы сейчас можем наблюдать в Украине.
Мало того что чиновников в стране уже едва ли не больше, чем мух, — ещё и почти все они заняты аж одной проблемой. А именно: как максимально и окончательно подчинить себе ту часть населения или общественных отношений, которые доступны им на их участке.
Так что, дорогие дети, а также их родители, запомните: в школе надо учиться плохо и учиться из этого “плохо” выкручиваться, чтобы итоговый результат позволил поступить в университет. Такая практика, во-первых, развивает гибкость и остроту ума. И, во-вторых, позволяет получить образование, а не навык подчиняться, который в нашей стране с образованием часто путают.
Короче говоря, чем хуже — тем лучше.
Ну, а количество чиновников, конечно, нужно сокращать.
С наступившим первым сентября всех!