ГоловнаПолітика

Слабое звено

Союз с НУ-НС ПР невыгоден. Союз с ПР невыгоден НУ-НС. ПР себя, тем самым, обречет на повторение грустной участи партии «Наша Украина». Коллаборационисты из НУ-НС – на однозначный пролет мимо следующего парламента.

Слабое  звено
Фото: www.salon.donetsk.ua

Яценюк: с НУ-НС лучше не связываться

Выходные добрая часть оранжевой фракции посвятила поискам ответа на вопрос: дома она или замужем. То есть, в условной коалиции с БЮТ, на самом деле – в оппозиции или в союзе с ПР. Так, в субботу Юрий Костенко, по имеющимся сведениям, успел повидаться с главой АП. У Балоги подобных встреч с новыми хозяевами Банковой состоялась ни одна и ни две. Теперь – после выборов, приближенности к ПР он не только не скрывает – кичится ею. Хвастая, к примеру, как «не дал вбросить 500 тысяч голосов на Западе страны «за Юлю».

Потенциальных «собратьев» «регионалы» предпочитают «обрабатывать» поштучно. Как Еханурова, Каськива, Жванию с Мартыненко, Третьякова. Ответственный за обработку Левочкин. Равно как за все кадровые вопросы в целом. Его на это уполномочил лично Янукович. И даже когда Ющенко, по ходу передачи дел, аккуратно поинтересовался у Виктора Федоровича: как, де, насчет обещанного Вере Ивановне киевского губернаторства, Президент отрезал: «это не ко мне. Подобные вопросы – компетенция Левочкина. С ним и разговаривайте».

Фото: glavred.info

Для паркетного бизнеса высокопоставленных чинов АП, подобное распределение полномочий – плюс. С точки зрения возможности обогащения на «откатах» за представления на назначения; за своевременную организацию встреч, способствующих назначениям и т.д. – точно. Для страны – минус. Огромный. Не потому, что любой портфель, по-прежнему, можно будет продать-купить – были б деньги; потому, что Янукович, с первых же дней, отмежевывается от непосредственного управления, делегируя Левочкину широчайшие полномочия. Этак дальше пойдет, после двух ритуальных вояжей – в Брюссель и Москву, он, с чувством выполненного долга, убудет в «расположение части» - Межигорье, играть в гольф. На ближайшие пять лет. Оставив «на дежурстве» Левочкина. Талант аппаратчика у которого велик, но с талантом Медведчука, все ж, несравним. Соответственно, надеяться на то, что Левочкин удержит ситуацию – при первом же столкновении кадровых интересов бизнес-групп, не приходится.

Именно поэтому, Янукович прямо заинтересован в том, чтоб «оставлять на дежурстве» не только Левочикна, еще и «ручного» премьер-министра. Желательно – оппонирующего Левочкину, что помогло бы обеспечить систему «сдержек и противовесов».

Подходящая кандидатура у Виктора Федоровича одна – Яценюк. Разговоры о Тигипко, Азарове, Еханурове – для отвода глаз. Ющенко – вспомогательный вариант

Фото: podrobnosti.ua

Что думает по этому поводу сам Яценюк? Судя по его пламенным спичам на последних собраниях экс-оранжевой фракции, в премьеры он не очень-то рвется. Зато возглавить разрозненных соратников, стать для них чем-то, вроде флага единения, удовлетворив, тем самым, покореженное выборами самолюбие, не прочь. В том числе, с прицелом на укрепление и расширение своего «Фронта змин»

Впрочем, будучи еще на взлете – во времена спикерства, только начиная размышлять о собственном партийном проекте, когда один из группы его консультантов посоветовал осуществить рейдерскую атаку на «Нашу Украину» - момент, мол, самый подходящий, Яценюк от идеи отказался. Аргументировал: «вы же понимаете, нет более разобщенной силы, чем «Наша Украина». С ними лучше не связываться».

С тех пор глобально ничего не изменилось. Локально – две вещи.

Первое: «оранжевые» раздроблены уже не столько идеологически - по бизнесовой «линии». Сегодня, кроме привычных групп Костенко, Кириленко, относительно «свежей» группы Балоги, можно выделить продукты «полураспада» «Народной Самообороны» (группу россиянина Бабакова во главе с Луценко и группу Жвании), да «группы Коломойского» (группу Третьякова и остатки группы Коломойского). Не говоря об игроках, представляющих свои партии в лице самих себя: Стретовича, Каськива, Катеринчука, Кармазина и т.д.

Второе: появления у Яценюка конкурента в лице Тигипко.

Самым «слабым звеном» - в смысле готовности сотрудничать с «бело-голубыми оккупантами» являются: костенковцы, «единоцентровцы», люди Коломойского (первый – Палица), люди Ющенко, «одиночки» (вроде «пориста» Каськива).

С «балоговцами» все ясно: дружбы с ПР они никогда не чурались. Вместе с Балогой, поздравлять Януковича в Украинский дом приходили: Леся Оробец, Виктор Тополов, Оксана Билозир.

Персонально с Костенко ситуация сложнее. Он – жертва политического депрессняка. Обусловленного не просто низким – смехотворно мизерным результатом. Полученным по итогам первого тура. Особо смехотворным потому, что «национал-патриотизму» Юрий Иванович отдал не год, не два – полтора десятка лет жизни. После 17-го января осознал: время потрачено зря. «А у меня семья, дети, надо искать другую какую-то нишу», - разъяснил он лично ЮВТ.

Коалиция и партстроительство: мухи – отдельно, котлеты - отдельно

«Оранжевыми» движет инстинкт самосохранения. Им сегодня важно не столько очутиться во власти, сколько – не пролететь мимо Рады на будущих выборах – плановых или досрочных. Для чего требуется уверенность в попадании в тот или иной список. Поскольку политсилы в Украине все, как одна, лидерского типа, значит, рассуждают они, ставку нужно делать именно на лидера, способного, в перспективе, завести «своих» людей в парламент.

«Нашеукраинцам» почему-то кажется, таким лидером для них мог бы стать Яценюк. На худой конец – Ющенко. Ни Ехануров, ни Кириленко, ни даже Мартыненко обозначенным требованиям не соответствуют. Хотя Мартыненко успел подсуетиться: "шепнул" бело-голубым - ежели кандидатом сделают его, голоса фракции обеспечит.

О том, что Ющенко и рейтинг – понятия несовместимые; о том, что ситуативных своих симпатиков Яценюк может очень быстро растерять – тем более, если интегрируется во власть; о том, что и партии, как таковой, у Яценюка нет, а «Наша Украина» уже ни на что негодна – тут предпочитают не говорить. Хотя все всё прекрасно понимают. Раз лидерско-партийные перспективы Ющенко и Яценюка сомнительны, возникает вопрос: зачем на них ставить?

Второй вариант попадания в партийный список – посредством ПР. Понятно, что интегрироваться в бело-голубую среду получится отнюдь не у всех желающих. Тем более, в «проходную часть» - сокращение которой напрямую зависит от активности и оппозиционного пыла Тимошенко.

Попытка отдельных элементов НУ-НС поскорее и поудобнее лечь под ПР – ни что иное, как неумение играть в долгую. В том числе, в оппозиции, которая «на выходе» может принести куда больше дивидендов, чем ситуативный коллаборационизм. С тем, конечно, условием, что игра эта командная, а не «каждый за себя».

Фото: tsn.ua

Еще одна ошибка – попытка связать воедино дела коалиционные и перспективы партстроительства.

Задача «максимум» для ПР – не просто добиться от НУ-НС перехода под свои штыки, добиться, чтоб они сами предложили кандидатуру Яценюка на пост премьера. Сняв, тем самым, с ПР все обязательства относительно своего «трудоустройства» в следующем парламенте.

Оперативно оценив обстановку, лучшие умы ПР решили: ранее 2012-го этому парламенту не бывать. Риски досрочных элекций слишком велики. Говорят прямо: «лучше 155 дезориентированных баранов в Раде, чем пять «штыков» во главе с Тимошенко». Чем дольше, мол, Юлия Владимировна пробудет за стенами Рады – тем спокойнее. В крайнем случае, если коалиционные дела пойдут совсем плохо, в Регламент можно попытаться внести изменения (попытки, кстати, уже предпринимались), разрешающие формировать коалицию не только фракциям – также нардепам. Конечно, исправить закон не так-то просто, оппоненты наверняка пожалуются на подобное новаторство в КСУ. Но, пока они пожалуются, пока КСУ отреагирует – время будет упущено, а правильная коалиция – сформирована.

«Регионам» нужен новый Янукович

Рассчитывая укрепить парламентское преимущество за счет «оранжевых», «регионалы» программируют себя на повторение печальной участи «Нашей Украины». С отсутствием единого центра принятия решений, с многочисленными распрями на псевдоидеологической почве, с перманентным шантажом «золотых акций».

Программируя – отгораживаются от иной, куда более важной для себя проблемы. Проблемы самосохранения ПР.

Очевидно, что на весь срок полномочий Виктора Федоровича Партия регионов превратится в «наше все». Партию власти, то есть. С бесстыдными здравицами лидеру-президенту, многократным приростом членов, помпезными съездами во дворце «Украина», провозглашением глобальных планов реформирования всего, начиная с основ мироздания. Точно так, как в свое время происходило с СДПУ(о), НДП, «Нашей Украиной», ЕЦ. Известно: нет более верного способа угробить политсилу, чем трансформировать ее в партию власти.

Вытащить ее из этого болота может только лидер. С фигурой нового лидера и предстоит, как раз, определиться.

Почетным председателем (по примеру Ющенко), конечно, останется Янукович, но реально управлять партией он не сможет. Следовательно, у «руля» его должен кто-то заменить. Кто?

Первый вариант – выгодный для Януковича, невыгодный для групп влияния в ПР: поставить к штурвалу главу АП. То есть человека, беззаветно преданного лично Виктору Федоровичу. Ему же и подотчетного.

Разница между главой СП и главой АП в том, что первый занимается, в основном, графиком президента, второй – обеспечивает эффективную коммуникацию президента с губернаторами. Замкнуть на себе губернаторскую вертикаль – самое разумное, что может сделать Янукович в условиях ограниченных президентских полномочий. Если по правде, так ограниченными они считались лишь потому, что Ющенко их попросту не использовал в полную силу. Удастся сие Виктору Федоровичу – глядишь, и Конституцию менять не придется.

Здесь, правда, возникает угроза конфликта (в том числе – за сферы влияния и за влиятельность) между главой СП и премьер-министром. Особенно если премьер по каким-либо причинам не будет послушен Януковичу

Второй – менее приятный для Виктора Федоровича, более благоприятный для партии: реальное лидерство ПР у руководителя фракции. Он, по понятным причинам, сможет уделять политсиле больше времени, чем глава президентского офиса. Подобная схема выгодна для «отцов-содержателей» ПР, которые, таким образом, минимизируют риск узурпации власти в ПР одним человеком. Полезности внутренней конкуренции никто не отменял.

Основных претендентов на верховенство «бело-голубым» депутатским отрядом два: Лавринович и Ефремов. Теоретически, оба они могут перебраться сейчас и в правительство, но учитывая, что «радовскую» кухню знают отлично, целесообразнее оставить их на прежнем месте. Особенно Ефремова. На Лавриновича выбор может пасть в том случае, если ему придется поступиться креслом первого вице-спикера «в пользу» кого-то из новоиспеченных коллег по коалиции (с целью ее цементирования). Скажем, Мартынюку от коммунистов или кому-то из НУ-НС. И если сам он не предпочтет после этого Банковую.

Фото: focus.ua

Правда, и тут у Виктора Федоровича остается подстраховка – место координатора парламентского большинства. Должность де-юре номинальная, де-факто – очень влиятельная.

Третий вариант – «ни нашим, ни вашим». Либо руководство ПР поручается ее коллективному органу – политсовету. Либо – «нейтральной» фигуре, не исключено – даже не имеющей депутатского мандата. В западной политической практике – с тем, конечно, расчетом, что в итоге президент, премьер, глава фракции и глава партии будут дудеть в одну дудку – его бы приняли на «ура».

Четвертый вариант – «и нашим, и вашим»: глава фракции – Ефремов (Лавринович в уме), глава партии – Колесников. Первый «служебное повышение» объективно заслужил. Второй, чтобы заменить Януковича, в подобных формальностях не нуждается.

Фото: focus.ua

В случае, если диверсифицировать лидерские риски внутри ПР у «бело-голубых» бизнесменов не получится, они могут пойти другим путем. Чем, правда, ознаменуют вступление с Януковичем в прямую конфронтацию. Именно – развивать параллельный партийный проект того же электорального толка. «Под Богатыреву», допустим (ныне безработную). Но это уже зависит от самого Януковича. Точнее, от его способности помнить о том, кому он обязан президентством.

***

Для решения этих кадровых головоломок времени у Виктора Федоровича немного. Даже не сто дней. Три недели максимум. Если продемонстрировать жесткость, способность самому управлять ситуацией, у него не получиться – начнется необратимый процесс самонаведения элит на того политического лидера, который силу проявит не на словах – в конкретных делах. Виктору Федоровичу останется, в таком случае, грустный удел королевы. Не английской – армянской. Сомнительно, что человеку, знающему феню, то бишь – истинное значение термина «армянская королева», этого хочется.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram