ГоловнаПолітика

Янукович подбирает кадры

Новый президент еще не прошел через процедуру инаугурации, но уже готов править.

На днях Виктор Янукович пообещал стране "Коалицию стабильности и реформ" и одного из трех премьеров на выбор. Вопрос "Кто именно придет к власти?" актуален сейчас, как никогда.

На манеже все те же?

Тема "перетряхивания" верхов под нужды победителя президентского забега уже не первую неделю будоражит политикум. Теоретически причин для этого немного. Согласно заметно разбалансировавшей вертикаль политреформе образца 2004 года глава государства имеет не такое уж и глобальное влияние на процесс формирования исполнительной власти. С практической же точки зрения очевидно, что новый президент, согласно логике политического процесса, поспешит обзавестись в первую очередь лояльной парламентской коалицией, во вторую — удобным правительством, делегированным собравшимся большинством. В противном же случае Виктора Януковича может ожидать повторение судьбы Виктора Ющенко, чье "сотрудничество" с Юлией Тимошенко вошло в анналы истории отечественных политических кризисов.

От воцарения почти что экс-оппозиционера в первую очередь ожидают глобальных кадровых перемен. Удивительного в этом мало: пребывание в стороне от процесса управления государством представителям Партии регионов и их сторонникам далось весьма непросто. Сладость реванша, предположительно вкусят претенденты на места на всех "этажах": от местных чиновников средней руки до руководителей центральных органов власти. Тем более, что сам новоиспеченный лидер нации заверяет, что его команда "крепких хозяйственников" уже давно заждалась, и готова с места в карьер спасать страну от последствий правления главной соперницы по предвыборной борьбе.

Своего рода анонсом "Кто будет кем?" в системе государственной власти, ориентированной под нужды Виктора Януковича служит знакомство с составом широко разрекламированного в свое время "теневого правительства". Первая мысль, которую может вызвать поверхностный взгляд на кадровый потенциал Партии регионов: "На манеже все те же!". Конечно же, нет оснований полагать, что все "теневики" непременно должны сменить свои гипотетические кресла на реальные. С другой стороны, само пребывание в подобном "шорт-листе" — уже серьезная заявка. И действительно, почему бы Николаю Азарову снова не стать настоящим министром финансов, Михаилу Папиеву - не возглавить Министерство труда и социальной политики, Нестору Шуфричу — не вернуться в МЧС, а, как вариант, Алексею Костусеву — в Антимонопольный комитет? К тому же, отдельные представители правительственного "сумрака" уже заявляют о своей готовности занять реальные посты. Например, глава "теневого" МИД Леонид Кожара высказал желание занять место Петра Порошенко. Если, конечно, последний его освободит.

Кого бы ни хотели видеть "регионалы" на тех или иных постах, им, по всей видимости, придется оглядываться на вероятных партнеров по переговорному процессу. Проще всего в тех случаях, когда кадровые "вожжи" находятся в руках президента. Так, к примеру, практически никто не сомневается в том, что больше всего шансов возглавить Министерство обороны имеет бывший "обитатель" этой должности Александр Кузьмук. К президентской квоте относится и ряд других удобных кресел. Так, напомним Конституцию, с подачи главы государства назначается глава СБУ (карьерно вырасти до которого, по слухам, может нынешний первый заместитель Валентина Наливайченко Валерий Хорошковский) и генеральный прокурор. К слову, считается, что Александр Медведько имеет неплохие шансы остаться на своем посту еще некоторое время. С одной стороны, срок его полномочий истекает уже осенью — при желании можно и не спешить. С другой стороны, свою лояльность новой власти он демонстрировал неоднократно... Но то, что президент право имеет, не значит того, что он непременно сможет им воспользоваться исключительно в собственных интересах.

Угодить всем!

Богатство выбора среди потенциальных руководителей внешнеполитическим ведомством (кроме нынешнего министра и его "теневого" коллеги в списке претендентов часто упоминают посла Украины в России Константина Грищенко и — реже - первого зама в МИД Владимира Хандогия) служит иллюстрацией той непростой ситуации, в которой оказался Виктор Янукович и его соратники. Какими бы ни были предварительные "прикидки", сделанные в разгар оппозиционного бытия, реальность может оказаться суровее. И,пожалуй, основную долю затруднений обеспечивает призрачность коалиционного будущего.

Негласный торг за пост министра иностранных дел (стоит отметить, что наиболее нейтральной и, в то же время, реалистичной кандидатурой пока выглядит Константин Грищенко) показывает степень влияния переговорного процесса на "должностные" нужды сторон. До тех пор, пока не сформировано новое большинство, всерьез говорить о составе верхушки власти не приходится. С одной стороны, отсутствие лояльного Кабмина мешает новому президенту плотно заняться низовыми структурами — в частности, расставить по местам лояльных губернаторов. С другой — потенциальный формат коалиции слишком сильно влияет на кадровые перспективы: сбрасывать со счетов пожелания партнеров может оказаться рискованным делом.

Поскольку пока трудно сказать, каким именно может получиться "Большинство за Януковича" (если оно вообще сложится), то и загадкой остается гипотетическая расстановка сил. С некоторой определенностью можно сказать, что при перезагрузке коалиции спикером, с большой долей вероятности, останется Владимир Литвин. Остальное же — тайна за семью печатями. Поделят ли "регионалы" с потенциальными "перебежчиками" из НУ-НС сферы влияния, оставив себе экономику, а национально сознательным демократам — гуманитарный блок? Пригласит ли Виктор Янукович премьера-экономиста и придется ли тому сотрудничать с живым воплощением образа "крепкого хозяйственника" Николаем Азаровым? Окажутся ли для возможных коалициантов "синицы" портфелей руководителей комитетов или замов в министерствах заманчивее чем "журавли" в Кабмине?.. Как Янукович распределит губернаторские посты между своими соратниками и союзниками?.. От состава будущего большинства зависят не только имена тех, кто может занять кресла во власти, но и тех, кому компромисс может закрыть дорогу во власть. Так, например, дежурный претендент на гуманитарное вице-премьерство Дмитрий Табачник с точки зрения осколков НУ-НС определенно не выглядит компромиссной фигурой. Не говоря уже о том, что и в рядах "регионалов" стабильной поддержкой он не пользуется.

Одновременно, то, что сейчас сторонники свежеизбранного главы государства, похоже, вынуждены вести ожесточенный торг с потенциальными союзниками, вовсе не значит, что внутри партии с долгожданной победой воцарились долгожданные тишь да гладь. Помимо выделения квот для партнеров, ПР еще предстоит благополучно (если повезет) пережить процесс раздела "слонов" между собственными многочисленными группами влияния. В свете этого становится особенно интересно, останется ли вице-спикером Александр Лавринович, переедет на Банковую или уйдет в Министерство юстиции (впрочем, возглавить последнее могут Елена Лукаш или Сергей Кивалов), кто именно сменит Виктора Януковича у руля фракции ПР, какой именно пост займет Борис Колесников (премьер/вице-премьер/глава фракции/секретарь СНБО/другие варианты) или Сергей Левочкин (должности-фавориты — глава СП или председатель НБУ)... На аккуратное удовлетворение аппетитов всех групп заинтересованных лиц может уйти немало усилий, а публика, тем временем, плотно интересуется именем будущего премьера.

Чемпион или "смертник"?

Тем временем Виктор Янукович демонстрирует похвальное постоянство в симпатиях. Двадцать первого февраля среди вариантов на должность символа "стабильно-реформационной" коалиции прозвучали сплошь знакомые имена Николая Азарова, Сергея Тигипко и Арсения Яценюка. Первый в "шорт-лист" попал в силу партийности и многолетнего успешного сотрудничества, последние — вероятно в рамках еще осенней акции "Даешь правительство третьему-четвертому месту!".

При определении наиболее вероятного победителя премьерской гонки мнения как политиков, так и политологов кардинально разнятся. Так, еще недавно было принято считать фаворитом Николая Азарова. На его стороне играют жизненный, экономический и чиновничий опыт и сравнительная нейтральность по внутрипартийным меркам — Николая Яновича часто называют равноудаленным (и удаленным на значительное расстояние) от разных центров финансового влияния. В пользу именно такого выбора звучит и настойчиво повторяемое пожелание части партийцев, которое регулярно озвучивает Борис Колесников. "Лично я считаю, что нынешняя модель власти позволяет эффективно действовать только в том случае, если премьер-министр и президент представляют одну партию. Поэтому назначение на пост главы правительства не члена Партии регионов маловероятно", - полагает заместитель главы фракции. С другой стороны, в последнее время все активнее ширится мнение, что в рамках коалиционного процесса Азаров — кандидатура непроходная. И, если его действительно категорически не поддержат в НУ-НС, президенту, для которого работающий, но не затмевающий главу государства премьер — сущий подарок, придется либо идти на принцип, либо искать кого-то менее одиозного с точки зрения "демократического" лагеря.

Таким нейтральным вариантом выглядит и Сергей Тигипко, и Арсений Яценюк. В "активе" бывшего главы центробанка имидж успешного экономиста, третье место в общем президентском зачете, политическая нейтральность и готовность договариваться. А проблемными "местами" для него являются парламентская беззащитность (отсутствие собственной фракции делает позиции приглашенного специалиста достаточно неустойчивыми) и конкуренция с Виктором Януковичем в схожих электоральных нишах. Захотят ли "регионалы" собственными руками продвигать политика, который может поживиться в их "угодьях" — большой вопрос. С другой стороны, после того, как партия Сергея Тигипко "Сильная Украина" (в "девичестве" Трудовая партия Украины) объявила о создании собственно блока, а значит — выходе из предыдущего (а это Блок Литвина), дополнительный зуб на него мог появиться и у спикера и его сторонников. А недооценивать роль Владимира Литвина в переговорном процессе, пожалуй, все-таки не стоит. Впрочем, сам Сергей Леонидович в свои перспективы не слишком уже верит. "Но я оцениваю (свои шансы стать премьером, - "Подробности") не очень хорошо, поскольку окружение Януковича сделает все, чтобы я не стал премьером", - предполагает политик.

Если Сергею Тигипко парламентские расклады идут в минус, то Арсению Яценюку — напротив, в плюс. Сравнительно нейтральный и весьма перспективный экс-спикер — неплохой кандидат на роль связующего звена, именем которого можно скрепить противоестественную, с точки зрения немалого количества избирателей, коалиционную дружбу ПР и частей НУ-НС. Внутри расшатанной фракции подобные планы местами встречают понимание. Возможно, так же лояльно к такому сценарию отнесется и сам Арсений Яценюк, если сочтет это для себя выгодным. В одном "углу ринга" — возможность занять один из высочайших постов в стране уже сейчас, а заодно — и некоторые шансы на пополнение своей партии за счет коллег по фракции. В другом — вероятность оказаться козлом отпущения под "катком" экономического кризиса и (утверждают слухи) грядущего дефолта. Именно неустойчивость ситуации может породить несговорчивость молодых политиков, которым есть, что терять. Пример того, как реалии ударили по ретйинговым позициям Юлии Тимошенко еще свеж в памяти. А далеко не каждому премьеру удастся долго оправдываться тем,что "Враги не дали". Посему, в роли эдакого "смертника" - главы "технического" Кабмина - снова-таки уместнее выглядит Николай Азаров, который скорее государственный менеджер, чем самостоятельный игрок.

До четкого определения контуров будущего парламентского большинства предварительное озвучивание кандидатов в премьеры — почти такое же гадание на кофейной гуще, как и прогнозирование состава правительства. Более того, некоторые эксперты считают, что недавнее заявление Виктора Януковича служит исключительно целям оживления переговорного процесса. "Это (три кандидата в премьеры, - "Подробности") своего рода "кукла" — связка чистых листов бумаги, которую мошенники выдают за пачку денежных купюр. Цель подобного трюка предельно ясна — отвлекающий маневр, помогающий поторговаться с НУ-НС по поводу коалиции и одновременно оказать давление на Тигипко", - допускает политолог Виктор Небоженко. В таком случае,на первый план рискует выдвинуться второй эшелон кандидатур — "региональные" Борис Колесников или Юрий Бойко, "усредненно-нейтральный" Юрий Ехануров... Торги продолжаются, и делать ставки еще не поздно.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram