Я работал в «Эльдорадо» в Киеве и в Москве, затем три работал в «Фокстроте» операционным директором сети FoxMart (входит в группу «Фокстрот») и управлял направлением «Бытовая техника и электроника». Потом вернулся в «Эльдорадо» на интернет-проект и снова перешел на направление «Бытовая техника и электроника». И где-то в 2013 году пригласили поработать в Баку, возглавить там розничную сеть. Вот уже третий год пошел, как я там работаю. Сначала в розничной сети №3 в стране Music Gallery. Ну а затем предложили значительно поменять жизнь — перейти в маркетинг. И расширить зону ответственности не только в части электроники, но и поработать в ресторанном бизнесе, в кондитерском.
Это же довольно разноплановые бизнесы. Как вам удается совмещать?
В конечном итоге все равно работаешь с точками продаж, планами. Если в электронике товарными категориями являются мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты, то в кондитерском бизнесе это торты, восточные слабости и что-то еще. Элементы финансового анализа везде плюс-минус одинаковые. У вас есть задачи по маржинальному доходу от владельцев, и задача коммерческих структур — преобразовать это все в оборот в деньгах, сделать бюджет, разбитый по точкам продаж и по товарным категориям. Вы разбиваете продажи либо между телевизорами и планшетами, либо между тортами и шоколадом.
То есть теперь в Киеве вы не только в сетях бытовой техники бываете, но и в той же сети Roshen — вдруг что-то интересное удастся перенять.
Украина достаточно далеко далеко шагнула вперед и с точки зрения розничных специалистов, и с точки зрения розничного бизнеса, включая ресторанный.
Можно ли сравнивать с Европой?
Думаю, что страны СНГ даже в чем-то обогнали Европу. Возможно, сейчас даже стоит ожидать какой-то реэкспорт технологий в ту же Европу.
В Москве, например, пошел отток к уличному ритейлу. Гипермаркеты никто не отменял, но часть магазинов - Media Markt и М.Видео — они на 7-9 тыс. кв. метров смотрятся не совсем товарно наполненными. Сейчас максимальный ассортимент не обязательно представлять в «живом» виде. Телевизор всегда телевизор, его всегда можно выбрать на прайс-агрегаторе вроде Яндекс.Маркета в России или Price.ua в Украине.
Раньше считалось, что Украина идет в фарватере России. Сейчас тоже?
С точки зрения бизнеса Россия, безусловно, продолжает оставаться лидером во всех видах розничной торговли. За счет большого количества внутренних специалистов, иностранных. Но Россия сегодня уже не та.
Основная масса специалистов, которые работают в Азербайджане, — это украинцы. Практически во всех сферах это заметно. Ну и давайте говорить о том, что никому в границах Западной или Восточной Европы не удалось создать ничего подобного украинской Rozetka.ua по размерам. И я тоже считаю, что это одна из особенностей украинского E-commerce. Потому что в России нет такого ярко выраженного лидера. Все, кто там успешно стартовали — holodilnik.ru, ulmart.ru, wikimart.ru — они все идут как-то плюс-минус одинаково.
Все мечтают скопировать Rozetka.ua, и ничего человеческое нам не чуждо. 15 апреля мы открываем крупнейший гипермаркет в Баку — maxi.az. И это же будет интернет-гипермаркет электроники. У нас в команде пять или шесть украинцев, специалисты из Киева с опытом работы в «Эльдорадо» и в «Фокстроте».
Все-таки Rozetka.ua сразу стартовала как интернет-магазин — в этом ее отличие от многих проектов.
Совершенно верно. У нее нет всех этих «болячек», которые присущи «кирпичной» (офлайн, - ред.) рознице. Там собственники и управленцы понимают, что надо бы развивать интернет. Но очень долгое время в таких компаниях интернет-направление — нелюбимый ребенок, потому что это 3-5% в обороте. Это вам не смартфоны, которые в обороте занимают 15-20%. Акцию провел — оборот в два раза вырос, а в абсолютных деньгах вообще заоблачные цифры. Здесь же доля в обороте небольшая, значительная конкурентная среда, низкая маржинальность.
Раньше интернет-торговля вендорами (поставщиками товаров под своей маркой, - ред.) практически не поддерживалась, теперь отношение поменялось, но, опять же, благодаря Rozetka.ua, которая заставила обращать внимание на онлайн-рынок.
Сейчас началась вторая волна E-commerce-бизнеса. И рейтинг E-Commerce Awards тому подтверждение. Там огромное количество проектов, которые, правда, на 90% молодые-зеленые. Но это возможность для новых проектов заявить о себе, найти партнеров и инвесторов.
Оживление интернет-коммерции связано с кризисом? Люди идут в интернет, потому что там дешевле?
Люди любят экономить, независимо от того, есть кризис или нет. Если мы говорим о мотивах покупки, не связанных с проявлением какой-то особой лояльности, как к товарам Apple или Samsung Galaxy, то люди вообще любят экономить на всем. Любят скидки. И в интернете ценой всегда можно победить при условии, что покупатель знает магазин и уже совершал там покупки.
Я думаю, что помимо этого, одна из причин интернет-бума — кажущаяся дешевизна входа на интернет-рынок. Выросло очередное поколение предпринимателей, которые считают, что сейчас они все сделают правильно.
Сейчас половина студентов умеют программировать. Думают, что сейчас они забабахают сайт — и дело пойдет.
Совершенно верно. Огромное количество интернет-магазинов — дай бог им всем пережить первый год, ведь 90% разоряются — выглядят очень сыро. Раньше было «поколение Х», «поколение У», теперь «поколение Миллениалов». Никто уже не стремится работать, делать карьеру. Хотят создать сайт и разбогатеть.
Или создать приложение для телефона — и разбогатеть.
Да, либо сделать стартап, принять участие в очередном стартап-инкубаторе, поехать в Америку.
Бизнес можно не делать.
Да-да. Это как раз самое сложное, первое привлечение и показывает, есть у человека сила воли или силы воли нет. Потому что очень сложно, получив 30-50-100 тыс. долларов не накупить себе машин-макбуков-телефонов, а вложиться в бизнес.
Если все же сравнить Азербайджан и Украину, то чем отличаются рынки? Понятно, что Азербайджан — богатая нефтяная страна, даже несмотря на то, что цена на нефть падает. Украине же сильна, наверное, количеством потребителей — размерами рынка?
Украина сильна прежде всего количеством предпринимателей и уровнем предпринимательства. Но Азербайджан по-своему интересен.
Если мы вернемся к работе бизнеса в Азербайджане сейчас, то хочу напомнить, что в этой стране в 2015 году прошли две девальвации. И для населения, которое 15 лет жило в ситуации стабильности, это невероятный шок. Рынки обрушились. Рынок упал в два раза, и не в манате (местная денежная единица, - ред.), а в пересчете на доллар. Я думаю, что к этому никто не был готов. К тому же вторую девальвацию провели 21 декабря... Сказать, что рождественские продажи были сорваны — это ничего не сказать. В рознице говорят, что декабрь год кормит.
Поэтому сейчас, с одной стороны, страна оказалась мягко говоря не готова к такому потрясению. С другой стороны, бизнес отчаянно пытается перестроиться. Очень многие закрываются. В Баку проживает половина населения страны, и весь бизнес там. И на улицах огромное количество закрытых магазинов — не только магазинов электроники, но и одежды, еды.
Вы занимаетесь разными видами бизнеса. Какой лучше перенес кризис? Люди перестали покупать технику, питаться в ресторанах?
Питаться люди практически не перестали. Если о тортах и кондитерских изделиях, то там есть относительно небольшое падение. Что касается электроники, то там просто катастрофа. Это очень сильно сказывается на отношениях с вендорами, и на отношении к рынку. Рынок сам по себе небольшой. Компания GfK, которая одновременно отслеживает Азербайджан, Грузию и Армению как единый рынок Закавказья, отмечает, что доля в продажах Азербайджана где-то половина, но меньше украинского рынка раз в 5-6.
А по интернетизации он находится в «дорозеточную» эпоху Украины. Многие еще не понимают, что в интернете можно покупать. Молодежь покупает. И тут интересно, что близость с Арабскими Эмиратами, с Дубаем, в частности, провоцирует на закупку товаров оттуда. И к этому моменту уже успели развиться AliExpress.
Азербайджан пошел по другому пути. Очень сильно развиваются сервисы доставки из зарубежных магазинов, идет состязание между компаниями, которые обещают доставить быстрее, до самых дверей и т.д. Здесь, может быть, у Азербайджана будет свой путь. Возможно, рынку не потребуется один мощный интернет-торговец. Но мы все же попробуем создать такую компанию.