В воскресенье вечером и.о. премьер-министра Сергей Арбузов в эфире телеканала "Интер" успокаивал население: "Причин для глубокой девальвации гривны нет". Финансисты премьеру не поверили - за следующие два дня гривна обесценилась на 25 копеек, достигнув 4 февраля на межбанке отметки в 8,89 гривен за доллар (здесь и далее - цена продажи на межбанке). За первые два часа торгов в среду гривна упала еще на 10 копеек. Всего же с начала года украинская валюта подешевела почти на 70 копеек или на 8,4%. Быстрее в 2014 году падает только аргентинский песо.
В бюджете на этот год правительство Азарова заложило средний обменный курс 8,5 гривен за доллар. Рынок за месяц с лихвой перевыполнил планы чиновников и не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас трудно найти вменяемого экономиста, который согласился бы с тезисом и.о. премьера, что причин для девальвации нет.
"Слабая экономика, огромный дефицит платежного баланса и бюджета, политический кризис, зависший кредит России, быстрое обесценивание валют большинства развивающихся стран из-за политики ФРС США", - перечисляет спектр причин девальвации экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Как глубоко может упасть гривна? В краткосрочной перспективе это зависит в первую очередь от готовности руководства Нацбанка тратить золотовалютные резервы на поддержку курса и от желания президента России Владимира Путина возобновить выкуп украинского госдолга. И с первым, и со вторым все не очень хорошо.
"За прошлую неделю Нацбанк четыре раза выходил на рынок с интервенциями по 8,40. В понедельник и вторник удовлетворил половину заявок, в среду - 2%, в четверг - 18%, - рассказывает казначей небольшого банка. – Но даже чтобы даже частично удовлетворить спрос, у него ушел миллиард долларов". По оценкам руководителя аналитического департамента группы компаний ICU Александра Вальчишена, в этом году резервы Нацбанка уже снизились более чем на 10% и на начало февраля составляли $18 млрд.
"Пока что рано говорить о панике среди населения, основной спрос на валюту формируют банки, крупный бизнес и очень обеспеченные люди, - считает исполнительный директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук. - Но если резервы пробьют отметку в $15 млрд, это может прозвучать для вкладчиков банков как очень тревожный звонок".
Что касается российских денег, то официально кредитная линия приостановлена до формирования нового Кабмина и знакомства руководства российской Федерации с тем, "каких правил оно (новое правительство, - LB.ua) будет придерживаться". Когда оппозиция, "регионалы" и президент договорятся о составе правительства и согласится ли новый премьер играть по российским правилам - вопрос, на который вряд ли кто-то сейчас может ответить.
Если новый Кабмин согласится начать непопулярные реформы и возобновит сотрудничество с МВФ, то деньги придется ждать не меньше месяца, пока будет готовиться и подписываться новая программа. Учитывая, что с начала февраля гривна обесценивается на 10 копеек в день, месяц – это очень долго. Конечно, у Нацбанка еще есть арсенал административных мер¸ чтобы сбить спрос на доллары. Например, НБУ может вести налог на покупку валюты или принудительно конвертировать в гривну все долларовые депозиты.
Но надо ли Нацбанку держать зубами курс, например, на отметке 8,7 или для экономики предпочтительнее более глубокая девальвация до 9,5-10 гривен за доллар?
Однозначный вывод сделать не так-то просто. Большинство потенциальных плюсов от обесценивания гривны станут видны не раньше, чем через 7-9 месяцев, в то время как минусы проявятся намного быстрее.
Плохие новости
Девальвация гривны автоматически увеличивает расходы на обслуживание вешнего долга. "Если курс будет около 10 гривен, то отношение госдолга к ВВП сразу вырастет с 40% до 45%, - подсчитал Александр Жолудь. – Увеличатся расходы бюджета на обслуживание долга, что может привести к росту и без того большого дефицита".
Девальвация приводит к снижению импорта, что сказывается на доходах бюджета. Также доходная часть бюджета сокращается из-за падения импорта, спровоцированного девальвацией.
"НДС, акцизы, пошлины с импортируемых товаров составляют весомую статью доходов бюджета", - говорит глава аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
Дешевая гривна приведет к краткосрочному снижению темпов роста ВВП. Последние три года основным драйвером экономики было растущее потребление населения. По мнению экономистов, удешевление гривны на 15-20% охладит потребительский пыл украинцев.
"Быстрая девальвация больше чем на 10% - это уже шоковая история. Наше население и бизнес, наученные не одним кризисом, в таких случаях сокращают потребление и увеличивают сбережения на "черный день", - объясняет советник президента Киевской школы экономики и бывший Исполнительный директор по экономическим вопросам Нацбанк Игорь Шумило. По оценке Александра Паращия украинская экономика не досчитается из-за девальвации на 15% несколько десятых процента ВВП.
Девальвация опасна для стабильности банковской системы. После валютного кризиса 2008-2009 года, когда гривна обесценилась на 60%, банковская система четыре года работала в убыток. Банкиры еще очень хорошо помнят очереди из желающих любой ценой забрать депозит и стремительно растущую долю просроченных кредитов. Противники девальвации тиражируют мнение, что сейчас последствия удешевления гривны могут быть не менее пагубны для банков. Это не совсем так. Доля валютных кредитов сократилась почти вдвое до 34%, и, по мнению аналитиков рейтингового агентства Fitch, 10-15% девальвацию банки перенесут безболезненно.
И о хорошем
Последние несколько лет гривна была переоценена, и ее удешевление повышает конкурентоспособность украинских товаров и услуг на внешних рынках. "Рассчитываемый нами индекс TWI (аналог реального обменного курса) показывает, что гривна, будучи в диапазоне 8,7-9,6 единиц за доллар, уже не будет считаться переоцененной, - говорит Вальчишен. – Но сейчас из-за ситуации на финансовых рынках курс должен быть ближе к верхней границе". По его мнению максимальный экономический эффект даст курс в пределах 9,6-10,5 гривен за доллар.
Больше и раньше других от девальвации выигрывают экспортеры: себестоимость их продукции дешевеет. "У нас это в первую очередь металлурги и аграрии, но спрос на их продукцию не очень эластичный, то есть, снизив цену, они не смогут продать, например, в два раза больше, - говорит Паращий, - Поэтому я бы говорил о незначительном, до 5%, росте экспорта и том, что бизнес компаний экспортеров станет более рентабельным".
Вальчишен настроен более оптимистично. По его мнению, в выигрыше окажутся не только экспортеры, но компании, работающие на внутреннем рынке. "Дешевая валюта, над которой не висят девальвационные ожидания, перезапустит экономику, сделает ее более привлекательной для инвесторов, и в итоге плюсы от роста деловой активности перекроют все краткосрочные минусы", - уверен Вальчишен. С тем, что снятие многолетних девальвационных ожиданий скорее всего окажет положительный эффект, согласен и Паращий.
"Инвесторы охотнее инвестируют в страны с недооцененной валютой. Процентные ставки по гривневым кредитам могут снизиться, так как банки не будут в них закладывать риск девальвации", - говорит эксперт. Основной недостаток "плюсов девальвации" в том, что они будут заметны не раньше следующего года.
Девальвация поможет выровнять счет текущих операций. По оценке Боярчука, при фиксированном курсе около 8,3 и без скидки на российский газ превышение импорта над экспортом составляло бы огромные 9% ВВП. Падение гривны на 15% и удешевление газа снижает дисбаланс почти до 6,5% ВВП. "Платежный баланс стал бы выравниваться только под конец года, так как первые месяцы после девальвации положительный эффект нивелируется увеличением оттока капитала из страны, - говорит Жолудь. – Внешние кредиторы и портфельные инвесторы стараются как можно скорее вернуть свои деньги, когда начинается девальвация".
Девальвация почти всегда ускоряет инфляцию. Украина тут не исключение. И дело не только в том, что около 40% ассортимента торговых сетей - импорт. "Например, стоимость зарубежных горюче-смазочных материалов заложена почти во всех товарах и услугах", - говорит Паращий. По его расчетам, 15% падение гривны приведет к ускорению инфляции на 7-10%. Рост цен будет растянут на 6-12 месяцев. "Учитывая, что уже несколько кварталов у нас дефляция, рост цен на 5-6% будет полезным для бизнеса и экономики", - уверен Вальчишен.
Но все позитивные изменения от дешевой гривны сработают при одном условии: Нацбанк должен контролировать ситуацию на валютном рынке, девальвация должна быть управляемой. "Если все участники рынка понимают, что у НБУ есть валютная политика, что он в состоянии не допустить необоснованного падения курса, например, до 15-20 гривен, то они без паники принимают происходящую девальвацию, - говорит Игорь Шумило. - Если же регулятору не удается убедить рынок в своей компетентности и возможности контролировать процесс, то удешевление с 9 до 10 гривен будет воспринято как сигнал, что через неделю доллар может стоить 12 или 15 гривен, что только разожжет девальвационные ожидания и спрос на валюту".
Есть ли у Национального банка план – скоро узнаем.