Евгений Ильич Жариков - Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Знаменитый советский и российский киноактёр. Сыграл почти в 70 фильмах. Звезда таких блистательных картин, как «Иваново детство», «Три плюс два», «Рожденная революцией» и многих других. Многолетний президент Гильдии актёров советского, а затем и российского кино. Выпускник ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). Дебютировал в кино вместе с А. Мироновым в 1961 году эпизодической ролью в фильме Ю.Я. Райзмана «А если это любовь?».
- А какая реакция была у твоих товарищей на то, что ты, первокурсник, снимаешься вдруг у такого великого режиссёра, как Юлий Яковлевич Райзман? (Ю.Я. Райзман: Народный артист СССР, Герой Соцтруда, к/к «Машенька», «Коммунист», «Твой современник» - А.Б.)
- Как тебе сказать…
- Ты, понятное дело, в институте сразу стал звездой, лидером…
- Да нет. Может кто внутри и завидовал, но Сергей Аполинарьевич очень быстро поставил всё и всех на место.
- Герасимов?
- Да. Кроме того и сам Юлий Яковлевич сделал нам однажды нужную прививку. Понимаешь, когда мы уже стали вдруг артистами, такие, вот (изображает самодовольную улыбку): «Я - артист! А фигли вы тут ходите, простые смертные!..» - он нас так пропесочил один раз! За опоздание на пять или семь минут, когда он уже сидел в автобусе, а мы позволили себе опоздать. Вот потом я больше не опаздывал! Это сейчас я снова стал себе позволять. Но не потому, что я зазнался. А потому, что кино, его производство, меня уже научило, что как бы ты поздно ни пришёл...
- …всё равно придёшь ещё слишком рано!
- Совершенно верно! Всё ещё надо готовить, готовить, готовить. Поэтому на 15 минут, на 20 минут я сейчас себе позволяю. Ну, тоскливо, правда!.. Потому что, просто как дурак приезжал. Вот снимали «Первую конную» под Вереёй. Это же, извините, два часа быстрой езды на своём автомобиле. И мчусь я, и мчусь, и нарушаю, и обгоняю. Прихожу – а я первый на съёмочной площадке! И ещё никого!.. Ни лошадей, ни камеры – ничего!.. Вадим Спиридонов (актёр В Спиридонов: «У озера», «Печки-лавочки», «Укрощение огня», «Вечный зов» - А.Б.), царство ему небесное, приходит через два часа после того, как все уже на площадке. И ничего!
- Хорошо, а как ты потом? Следующая картина у тебя тоже была не у слабого режиссёра, у Тарковского в «Ивановом детстве», да?
- 61-й год. 61-й - съёмки. 62-й – выход.
- Да. И насколько я знаю, он же заканчивал эту картину за другого режиссёра?
- Нет. Не так было. Некто Эдуард Абалов начал снимать фильм по рассказу Владимира Богомолова «Иван». Когда было отснято полкартины и, значит, истрачена половина денег, на «Мосфильме» посмотрели материал и решили, что дешевле просто смыть негатив. И смыли.
- По творческим соображениям или политическим?
- Нет! Чисто по творческим! Барахло получалось. И это дело всё прекратили. И когда Андрей пришёл на студию, а ему положено уже было снимать полнометражную дипломную картину, то ему сказали: «Берёшься за половину денег сделать, с половиной плёнки?». Он говорит: «Берусь!». И снял совершенно новый фильм. Ни одного кадра и ни одного героя из прошлого фильма не оставил.
- Так что, он и новых актёров набрал?
- Обязательно. Всех новых.
- То есть тебя не было в том, старом варианте?
- (Мотает головой) Не было! Не было. Всё старое уничтожено, смыто и забыто. И я даже не знаю, кто там в первом варианте снимался.
- Вот интересно, чувствовал тогда хоть кто-нибудь из вас, что это тот режиссёр, который вскоре станет классиком, мировой знаменитостью? Скажи, вот ты чувствовал?
- Нет. Чувствовалось. Чувствовалась сила его.
- Какая сила?
- Сила таланта.
- В чём это выражалось, проявлялось в чём? Сильная воля…
- Да! Сильная воля…
- …богатая фантазия?
- …была очень. Мог долго добиваться непременно того результата, который ему необходим. Артисты даже мучились. Как он к каждой детали подходил. Вот там в сцене убивают, скажем, кого-то, а он берёт и соломинку ему на лицо кладёт. Потом подходит Андрон и я…
- Кончаловский?
- Да. Ну, он там солдатика играет. Он был режиссёром-стажёром у Андрея.
- Кончаловский?..
- Да. Тогда он был Андреем Михалковым. А потом стал Андроном Кончаловским. (Смеётся). Каждый выпендривается по-своему!
- Так что Тарковский?
- Ну, вот такие детали он любил. Складочка там какая-то. Это мы уже потом, когда отсматривали материал, понимали, как это здорово, как это играет. Вообще, он был очень скрупулёзен в работе, просто дотошен. Улыбаешься – не так улыбаешься. Надо вот так улыбаться.
- Он же молодой был тогда ещё совсем!
- Он – да. Ему было 29 лет. Ну, не такой уж молодой. Но уже тоже человек серьёзный. Это был первый полнометражный фильм Андрея. Он за него потом получил «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. И много чего ещё…
- Так, а «Три плюс два» - это твоя третья, следующая за «Ивановым детством» картина.
- Третья, да.
- И, наверное, это была первая заметная роль у тебя.
- Как? В «Ивановом детстве» ж главная роль!
- Нет, я имею в виду, уже такая, которая принесла тебе широкую всесоюзную известность.
- А, это другое дело! Потому что комедию очень любят зрители. Комедию обычно не награждают на фестивалях, но народ обожает комедии. И в кинотеатры, прежде всего, именно на комедии и идут. В 63-м году «Три плюс два» посмотрело в Союзе 35 миллионов зрителей! Представляешь!
- А как ты попал на этот фильм?
- Ой, я выговорил слово правильно!
- В каком смысле?
- (Улыбается) Объясняю. Пробы к фильму снимали на Рижском взморье, поскольку это было совместное производство киностудии имени Горького и Рижской киностудии. И не ехать же далеко-далеко в Крым – да? – снимать пробы. Близенько под Ригой нашли для этого местечко. И вот с названием этого местечка сложилась такая шутка: кто приезжал из артистов на пробы, но не выговаривал название этого места, того сразу, значит, отправляли назад, домой. Покупали билет и отправляли обратно. А я выговорил! Место называется - «Клапкалнциемс». (Смеётся). Попробуй повторить!
- Клапкаунценс…
- Нет! (Радостно смеётся)
- Ну, я поэтому и не артист.
- Клапкалнциемс.
- Клапкалнциемс.
- О! Годишься!
- Отлично! Ну, это, я надеюсь, была шутка?
- Конечно!..
- А почему ты вообще в комедию пошёл?.. Ты ведь не смешной, так вот внешне посмотреть – вроде человек серьёзный, солидный…
- Ты знаешь, я…
- Ну, сейчас, во всяком случае.
- Я никогда не считал, что, допустим, я трагик или я герой-любовник. Какое-то определённое амплуа я на себя не вешал никогда. Я считаю, что, по возможности, актёр должен быть универсальным. Но в любой роли, даже очень серьёзной, я всегда ищу юмор. Всегда! Понимаешь!
- Кроме того, если ты не будешь шутить, никто не увидит, какая у тебя красивая улыбка.
- (Смеётся). Ты комплиментщик!
- Да ну, ты ведь актёр. А что за актёр без улыбки!
- Это дамам позволено!
- Ладно, делаешь вид, что не знал об этом? И я первый, кто тебе об этом сказал.
- Нет, у нас суперулыбка в доме – это у Натальи Фёдоровны!.. (Смеётся).
(С другой стороны комнаты, сидя в кресле, с улыбкой наблюдает за ходом съёмки очаровательная супруга Евгения Жарикова актриса Наталья Гвоздикова).
- А ты же с Андреем Мироновым был знаком до «Три плюс два»?
- Естественно.
- Вы где-то параллельно учились?
- «А если это любовь» Райзмана? Мы же там с ним снимались вместе, первые наши роли были.
- Ты с ним дружил или был знаком?
- Э-э… Был знаком.
- Как с ним работалось?
- Ни-че-го. (Пауза). Правда, он иногда позволял себе, как бы это сказать, «одеяло на себя тянуть». Хотя о покойных плохо не говорят, но это не плохо, - просто, ну, такая у него манера: немножко на себя всё это тянуть, на себя. Это идет у него от родительской пары эстрадной – Марии Мироновой и Александра Менакера. Дома у них всегда собиралось много народу, всегда шутили. И Андрей усвоил эту манеру поведения. И он, так сказать, и на съемочную площадку это принёс. Его очень быстро поставил на место, вот эту спесь с него сбил, Оганесян.
- Режиссер «Три плюс два».
- Да, режиссер Оганесян. Он говорит: «Мы снимаем тонкую французскую комедию, чего это ты мне прешь эстраду сюда, театральщину прешь? Ну-ка, давай сбавь на десять тонов!». И Андрей, надо сказать, очень быстро вошел в нужный тон, он действительно очень талантливый человек, очень талантливый! Потеря его – это, конечно…
- Ты с ним остался в хороших отношениях?
- Мы с радостью бросались друг другу на встречу, когда встречались. А специально встреч не искали. У него своя компания складывалась, у меня своя. У меня больше были в друзьях журналисты, где-то писатели – ну, это, наверное, от отца писателя. У каждого какая-то своя жизнь была. Конечно, когда работали вместе и в концертах встречались, где-то в каких-то командировках, поездках, всегда вспоминали молодость, потому что мы чудили там, будь здоров!
- Да, наслышан, как вы там за девочками приударяли…
- За какими?
- Фатеева-Кустинская! (Исполнители главных женских ролей в к/к «Три плюс два» - А.Б.).
- А, ты их имеешь в виду… Да… У них даже такой… романчик был. Кратковременный. У Андрея, да. А у нас с Кустинской… Нет, ничего не было!..
- Ну, это ты при Наташе не хочешь говорить.
- Не-е-ет! Наташа еще тогда ходила в первый или второй класс школы!
- Ну, честно, ты можешь хоть сейчас правду сказать?
- Не сложилось!
- Но хотел сложить?
- У неё, знаешь, столько там ухажеров было!
- Ладно, забудем!.. Кстати, а сложно было целоваться на площадке? Как актеры вообще чувствуют себя в подобных сценах?
- Когда влюбленность играют?
- Да. Причём, это же в присутствии съемочной группы, или хуже того, если сцена на улице - это ко всему еще и толпа зевак. Какое внутреннее ощущение при этом?
- Скажу так: каждый артист или актриса немножко должны быть влюблены в своего партнера. Потому что если этого нет, то даже, ну, хоть ты целуйся, хоть ты лижись, что хочешь делай – не чувствуется любви никакой и не будет чувствоваться. Надо убедить себя, заставить себя думать, что это очень приятный, милый тебе человек. Легкое увлечение такое должно быть обязательно! Иначе не будет достоверно. Вон у Наташки… Извините, Наталья Федоровна, что я Вас так называю запанибратски… У неё есть пару картин, где она играет невесту или влюбленную, а у неё совершенно не чувствуется, что она этого человека любит. Потому что, вот, она… Ну, вот, она такая. Она, вот, не может. Она однолюбка. И если уж она любит, то только одного.
- Подозреваю, что я даже знаю, кого.
- (Пожимает плечами, улыбается). Я, в общем, с трудом догадываюсь!
- Может по этой причине киношные романы так часто продолжаются потом и в реальной жизни, как было у вас, да?
- Ну, это бывает, но это ж не всегда. Другое дело, артисты на виду. Сколько там шалит какой-нибудь инженер, мы же не знаем! Что, может, у него в неделю семь любовниц. Мы не знаем, не видим его! Ходит и ходит себе по улице какой-то человек. С кем он ходит – никто не знает, да никого это и не интересует. Может, кроме его жены. Да и то не всегда. А у артиста стоит чуть-чуть только – все сразу: «Ой! Ой! Ой, там роман, ой!».
- За известность надо платить, между прочим.
- Правильно: первые десять лет работаешь на известность, а потом всю жизнь за это платишь. Или тебе платят!.. (Смеётся).
- А скажи, всё-таки хорошо быть известным человеком?
- Конечно, это ведь одна из целей актерской профессии.
- Не смотря на то, что в этом, безусловно, есть и свои неудобства.
- Есть.
- Но всё же достоинства перевешивают, наверное.
- (Задумчиво помолчав, кивает). Наверное, ты прав!.. (И заразительно смеётся).
***
Больше месяца врачи реанимации онкоцентра Боткинской больницы пытались спасти Женю, но… не получилось. В 9.30 утра 18 января 2012 года врачи констатировали смерть.
Похоронили Евгения Ильича Жарикова в Москве, на «актёрской аллее» Троекуровского кладбища. До своего 71-летия он не дожил всего месяц с небольшим.
26 февраля у Жени день рождения. А 27-го - 40 дней…