Вначале вкратце о тексте документа, розданного парламентариям в сессионном зале. Он состоит из пяти разделов, посвященных экономике, политике, гуманитарным вопросам и сфере безопасности. Об экономике президент отзывается достаточно критично, из изложенных фактов можно сделать вывод, что улучшения жизни население страны не почувствовало, несмотря на экономический рост и финансовую стабильность, ощущение «надежности посткризисного восстановления» нет.
Не все гладко и в политической плоскости: «слабая координация мероприятий по усовершенствованию системы государственного управления привела к неэффективным решениям, подорвавшим доверие и имидж Украины в глазах стратегических партнеров». Тем не менее, европейская интеграция остается основным приоритетом для Украины. Президент убежден, что «подписание соглашения об ассоциации с ЕС состоится, несмотря ни на какие внутренние или внешние преграды политического характера, имеющие исключительно временный характер». Для этого, по мнению главы государства, необходимо еще до решения Брюсселя «наработать механизмы имплементации положений соглашения»".
Касательно развития отношений с Россией Виктор Янукович предлагает «безотлагательно разработать базовые сценарии действий на ближайшую перспективу... отстаивая формат особых отношений с ТС по формуле «3+1». Президент предлагает переписать соглашения о свободной торговле между Украиной и Таможенным союзом, как бы не обращая внимание на уже подписанном договоре в конце прошлого года, но не ратифицированным украинским парламентом.
Досталось в послании и оппозиции. Ее деятельность названа «деструктивной» по отношению к «реформаторскому курсу» власти. Между строк сквози надежда, что проблему взаимоотношений с оппозицией удастся решить после выборов, позитивным моментов избирательной кампании гарант Конституции считает переход к смешанной системе.
Особое внимание президент обратил на грядущую реформу местного самоуправления. Судя по всему, власть опять вернется к идее изменения границ существующих административно-территориальных единиц. Станет ли эта идея началом федерализации страны, о чем в последнее время всерьез рассуждают политики, в документе не уточняется.
Документ достаточно серьезный и не бесспорный. Наверняка он вызвал бы в парламенте немало вопросов. Но отвечать на них президент не намерен. Глава государства предпочел лишний раз не переносить штандарты из Банковой на Грушевского и лично донести до парламентариев свое видение ситуации в стране не стал. На Банковой это объяснили просто: для оглашения 256 страниц текста чтецу уровня Виктора Федоровича потребуется не один час. Вроде некому в Администрации президента сочинить для гаранта тезисы.
Однако за нежеланием главы государства напрямую общаться с депутатами стоит трезвый расчет. Похоже, нынешний состав парламента уже списали со счетов. Это дал понять и сам Виктор Федорович, не исключивший возможности роспуска Верховной Рады и назначения досрочных выборов.
Курс на дистацирование от парламента, а более – от Партии регионов, на Банковой взят с прицелом на второй президентский срок. Политтехнологи тестируют схемы, которые могут позволить в нужный момент сообщить обществу о новой роли президента в качестве арбитра нации, набирая, таким образом, очки если не в Галичине, то в центральных регионах страны. В средствах массовой информации уже появились сообщения о том, что не подпишет скандальный закон о языках Колесниченко-Кивалова. И если из уст президентского советника Анны Герман прозвучало расплывчатое заверение в том, «Виктор Янукович примет такое решение относительно языкового законопроекта, которое сможет консолидировать украинское общество», то представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко прямо заявил, что гарант поручил Кабмину «рассмотреть поправки к закону о языковой политике для того, чтобы, подготовить изменения в уже принятый закон».
Стало быть, закон вновь окажется в подвешенном состоянии, а президент продемонстрирует свое несогласие с мнением партии, которая является наиболее преданной опорой его политики. Сейчас он ничем не рискует, парламент и без того недееспособный, а вот после выборов этот риск может отозваться неожиданным эхом.