Я не спрашиваю, как будет взявший рассрочку потребитель платить следующие 12 месяцев текущий платеж и 1/12 рассроченной суммы или как он будет брать рассрочку каждый месяц. И будут ли комисия-проценты-пеня за эту рассрочку? Или спонсором беспроцентной рассрочки снова станет народ Украины, наполняющий государственный бюджет? У меня вопросы – каким образом в такой модели будет жить система ЖКХ и как будут выживать ОСМД, ЖЭКи и управляющие компании. Если денег нет пойти к стоматологу, можно отложить поход на 12 месяцев, но выпадет зуб или нет, за это время гарантии никто не даст. Если жилой фонд не за что будет обслуживать, то гарантии, что он в скором времени придет в аварийное состояние (а ветхих домов в Украине и так под 80%), тоже никто не даст.
Кому рассрочка, а кому – предоплата
В отличие от потребителей, которые оплачивают электроэнергию по факту, юрлица должны вносить предоплату. Это означает, что за свет в подъезде и за работающий лифт, ОСМД, ЖЭК или управляющая компания, которая обслуживает дом должна заплатить заранее. С учетом того, что средний тариф по стране 1,3-1,5 грн за квадратный метр, 50% от собранных платежей уходит на оплату электроэнергии. А если сопоставить, что реальный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг сейчас упал до 60%, то каждый месяц управители «уходят» в минус. При этом поставщики услуг не жалеют обслуживающие компании, борясь с долгами через суды, штрафы и пеню. А теперь смотрим объективную картинку – мне, как управителю дома нужно по предоплате заплатить за электроэнергию. Допустим, я соберу в идеале в конце месяца 1000 грн квартплаты. Но уже сегодня, в начале месяца мне нужно предоплатой отдать 500 грн за электроэнергию. Что я буду иметь в конце месяца? По состоянию на сегодня – 600 грн. После инноваций правительства, кто-то оформит рассрочку, и на конец месяца я могу иметь 300-400-500 грн, а остальные, дай Бог, получу в течение 12 месяцев. А в эти 12 месяцев я буду судиться с поставщиком и платить ему пеню и штрафы за долги.
Виртуальные субсидии
Чтобы обеспечить всех, нуждающихся в получении субсидии, правительству нужно закладывать не менее 80 млрд. грн. в бюджет. И не просто закладывать, а вовремя компенсировать эти деньги поставщикам услуг.
По данным Госстата на конец певого полугодия, сумма начисленных денежных средств, который представляют услуги ЖКХ украинцам на 1 июля 2016 года составила 35,57 млрд. грн. Для сравнения, этот показатель на 1 июля 2015 года был 2,9 млрд. грн. При этом долг госбюджета Украины перед предприятия ЖКХ на 1 июля 2016 года составил 25 млрд грн (годом раньше эта цифра составляла 0,483 млрд. грн.) - субсидии начислены, а деньги поставщики коммунальных услуг получат с задержкой в 2-3 месяца.
В таких условиях я не вижу условий для развития системы управления жильем и предоставления качественных услуг. Плюс ко всему, анонсированная реформа и переход к ОСББ и управителям, которые по конкурсу будут приходить в города, на деле оказалась пшиком. Если посмотреть, кто выиграл конкурсы по управлению жильем в большинстве городов Украины, то оказывается, что ими стали городские коммунальные предприятия. Те же самые ЖЭКи, которые прошли конкурс. А как выписывать конкурсные условия под конкретные компании, во властных кабинетах знают очень хорошо – и никакая европейская компания со своими стандартами качества и мировым опытом даже не сможет подступиться к районному ЖЭКу.