После очередного провала законопроекта о высшем образовании опубликован документ, подписанный неким Деннисом Фаррингтоном, консультантом Совета Европы как раз по обсуждаемым вопросам.
Деннис Джозеф Фаррингтон, доцент SEEU (South East European University); консультант Совета Европы.
Сфера экспертности: Законодательство в области образования, управления и регулирования, обеспечение качества высшего образования. Консультирование по реформе высшего образования в Албании, Армении, Азербайджане, Беларуси, Бутане, Эстонии, Казахстане, Литве, Македонии (бывшая югославская Республика Македония), Молдове, Черногории, России, Сербии, Словакии, Словении, Украине.
В этом документе достаточно много страниц (16), автор взял лишь одну цитату, интересную для обсуждения:
«Украина, законопроект "О высшем образовании", итоговый доклад, подготовленный Деннисом Фаррингтоном 21 ноября 2011 года
… 8 Первая рекомендация по итогам семинара, причем она не была учтена, состояла в том, что закон о высшем образовании должен быть ограничен теми учебными заведениями, которые осуществляют обучение на первом цикле (степень бакалавра) и выше. Предлагалось, чтобы профессионально-технические колледжи рассматривались в отдельном законе. Это потребует нового определения того, что является "высшим образованием", принимая во внимание квалификационные рамки и развитие классификаций в рамках Международной стандартной классификации образования (МСКО). В отношении высших учебных заведений должно существовать, как предлагается в законопроекте, дальнейшее различие, таким образом, чтобы «звание» университета ограничилось теми учебными заведениями, которым разрешается работать на уровне доктора философии и выше, и которые работают с конкретным количеством академических дисциплин, при минимальном наборе студентов. …»
Если читатели захотят иметь полный документ, они могут обратиться непосредственно к источнику.
Но вернемся к цитате. Суть предложения ясна – вернуться к советской системе высшего и среднего специалного образования в рамках принятой еще в 1975 году МСКО. Но можно это понять ведь и так, что принятие рекомендации МСКО дает возможность все средние специальные учебные заведения (ССУЗы) перевести в ранг колледжей, готовящих бакалавров. Совершенно очевидно, что выпускаемые ССУЗами техники и фельдшеры, музыканты и товароведы ничуть не уступали ни по знаниям, ни по квалификации среднеевропейским бакалаврам.
Интересна история вопроса… На грани 60-х и 70-х годов вдруг прошла информация о возможной попытке японского правительства объявить о всеобщем (обязательном) высшем образовании. Это вызвало довольно сильный и болезненный резонанс в Советском Союзе. Как раз завершался переход на всеобщее обязательное среднее образование, были введены СПТУ, а тут такое… Даже на XXIV съезде КПСС сам Леонид Ильич говорил в докладе о постепенном переходе на всеобщее высшее образование. Именно тогда встал вопрос: а что же делать с ССУЗами? Так ничего и не придумали, а в США пошли другим путем… Там уже давно учреждения, подобные нашим ССУЗам, были названы колледжами, а учебу в них назвали высшим образованием, что и было закреплено в МСКО.
Однако чиновникам это не выгодно, поскольку сейчас в Украине практически отсутствуют чистые колледжи, зато есть колледжи, «переросшие» из профессиональных колледжей по некоей, зачастую торбоносной, схеме. Признание за ССУЗами статуса колледжей ведет к разрушению установленной схемы, чего чиновники допустить не могут.
Все эти соображения относятся к статье 6 последней редакции законопроекта, которую автор уже комментировал ранее.
Но самое интересное в том, что в предложениях к законопроекту о высшем образовании, которые были собраны рабочей группой КПИ по переработке последнего законопроекта КабМина, ни один из предлагающих свою редакцию статьи 6, даже не посомневался в целесообразности сохранения четырехступенчатого высшего образования при декларировании теми же чиновниками трехступенчатого. Если чиновникам Министерства это выгодно, то как же это выгодно предлагающим?
Итак, изменения к статье 6 предложили: В.Ковтунець, координатор Альянсу USETI, Мірошниченко Ю.Р., НАН України, Чорноморський державний університет імені Петра Могили (ректор - Л. П. Клименко), Ректор Білоцерківського НАУ, член-кор. НААНУ А.С. Даниленко, Міжнародний наукий-навчальний центр інформаційних технологій та систем (директор В.І. Гриценко), С.М.Ніколаєнко, Інститут вищої освіти НАПН України, Степко М.Ф., Сейко Н.А., доктор педагогічних наук, проректор з наукової роботи Житомирського державного університету імені Івана Франка., ректор Луцького НТУ В.В. Божидарнік, Полтавський національний педагогічний університет імені В.Г.Короленка, Криницька Н.І., НУБіП України, голова комісії з питань освіти, науки та інноваційної політики Громадської ради при Львівській облдержадміністрації П.Сікорський.
Объяснение может быть только одно: предлагающим совершенно неинтересна глубинная реформа высшего образования, потому что даже в случае принятия законопроекта придется менять структуру высшего образования и, в первую очередь, структуру университета, чего и не хочется, и «не можется».
Итак, если мы хотим в Европу идти со своим высшим образованием, нет иного выхода, как принять ее условия игры – внедрить схему «→ бакалавр → магистр → PhD», оставив в качестве национальной особенности возможность получения степени магистра, минуя степень бакалавра, как это кое-где (почти во всех европейских странах) принято. Но для этого в структуру университетов придется включать колледжи, а также производить другие структурные изменения, о чем будет сказано в следующих сообщениях.