Уйти, нельзя остаться

Британия совершила выбор, выбор важный и исторический, его последствия действительно не простые как для Европейского союза так и для глобального мира в целом. Но давайте посмотрим, какие аргументы и коммуникации стали первичными, слабо убедило голосовать "leave" и ожидаемый ли был этот результат.

Плакат, агитирующий голосовать за выход из ЕС в Лондоне
Фото: EPA/UPG
Плакат, агитирующий голосовать за выход из ЕС в Лондоне

В целом кампания "уйти" или "остаться" строилась на принципах адвокационных кампаний. У каждой стороны были свои интересанты, ключевые спикеры и рецепиенты информации.

Вокруг ключевых тезисов также возникали сопутствующее спецпроекты на определенные группы или территории.

Если говорить об исследованиях, то было изначально ясно, что Шотландия и Лондон будут голосовать за продолжение членства в ЕС, также как и состоятельные британцы, люди с хорошим образованием, молодые люди и люди среднего возраста. Изначальный разрыв между "остаться" и "выйти" был порядка 10-ти процентов, что довольно солидно.

Какие приемы использовала каждая из сторон (впрочем классические методы):

- размещение рекламных роликов

- работа с лидерами мнения

- работа с ключевыми группами

- формирующее материалы

- эмоциональная привязка к позиции

- "полевые" методы сбора информации

- масштабная медиа кампания

Многие могут сказать, что дело в ресурсе. Вовсе нет - в данном случае играющую роль представили именно месседжи кампании, проанализируем их.

Месседжи и сотрудничестве с ЕС рациональны они говорят о цифрах, колличестве рабочих мест, экономических связях

Основной спикер Кэмерон после офшорного скандала, когда он признал наличие активов (активы отца в офшоре с которых он платит налог на дивиденды) стал терять в рейтинге, восприятие его как лидера понизили и меры экономии, не до конца выполненные обещания. Все эти факторы влияли и на общий выбор вектора

Низкая явка молодежи, невысокая явка в Лондоне и Шотландии, Северной Ирландии, как бы нам знакомо это не было, передала право выбора более пожилому населению из Англии, которое как раз и является оплотом идеи самодостаточности и независимости Британии

Месседжи против союза с ЕС - "уйти" яркие и эмоциональные

Фото: Предоставлено Катериной Одарченко

Мигрантский кризис (в точных цифрах и страшных картинках)

Рациональный аргумент о новых возможностях и новых торговых союзах

Большие вложения Британии в общий бюджет ЕС

Апелляцию к имперскому стереотипу британца

Негативные стороны глобализации и их последствия для Британии

Описания близости менталитета с англосаксонскими странами, которые в большей мере естественны для страны нежели сотрудничество с ЕС

Ссылки на евроскептиков и из аргументы, пассионарные позиции (Ле Пен во Франции, внутреннее лидеры мнения как Борис Джонсон (экс-мэр Лондона), актив партии UKIP)

Нужно отметить что процесс выхода займет не менее 2-х лет, для этого Британия обязана выполнять все свои обязательства, в том числе финансовые перед ЕС, активно проводить "реформы" и находить внутренний баланс в обществе которое выбрало выход лишь с небольшим и неубедительным перевесом, не допустить внутреннего развала связанного с позицией Шотландии, справиться с вызовами финансового рынка и дестабилизацией на нем, вызванной последними событиями.

Катерина Одарченко Катерина Одарченко , Голова політичної партії «Національна платформа»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram