«Взяточники» больше не спрячут награбленное

Коррупция – одна из основных проблем страны, подрывающая веру украинцев в устои государства. Вымогательство денег у бизнеса, «распил» общественных земель, лесов и озер, захваченные береговые линии и закрытый доступ к морю, алчные чиновники, требующие деньги за каждую подпись, особняки и дорогие иномарки продажных судей и правоохранителей. Ко всему этому украинцы уже привыкли, считая нормой жизни. Хотя у европейцев подобное вызывает настоящий шок. Однако, благодаря процессу евроинтеграции, наметились хоть какие-то позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией.

Фото: Макс Левин

18 апреля Рада приняла два важных антикоррупционных закона, которые давно требовал Европейский Союз от Украины, а также обещал президент Янукович в рамках программы реформ. Что важно – за законопроекты голосовали представители всех парламентских фракций. А значит: и у власти, и у оппозиции нет расхождения в ключевом для страны вопросе – подписать Ассоциацию с ЕС в ноябре 2013 года.

Первый, и наиболее важный, законопроект №2803 вводит в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс термин «спецконфискация».

Что это такое? Спецконфискация – это изъятие материальных ценностей (денег, недвижимости, земли, объектов госсобственности), полученных или купленных чиновниками – коррупционерами за решение тех или иных вопросов на своей должности. Как для себя лично, так и заинтересованных товарищей.

Причем важным является тот факт, что забирать в бюджет государство будет имущество или деньги даже в случае его записи коррупционером на третьих лиц. Или перепродажи.

Раньше ведь как было. Даже если чиновник попался на взятке, то максимум, что ему грозит, помимо увольнения или небольшого уголовного срока – это конфискация личного имущества. Чиновники же у нас - всегда бедные или «бомжи», у которых активы (квартиры, машины, банковские счета) записаны на детей, жен, матерей, охранников и водителей. Ну а за большие деньги – можно и в тюрьме посидеть, чтобы потом жить обеспеченно до самой старости. Теперь же – все что украл, могут и отобрать. Решение о спецконфискации принимает суд.

Спецконфискацией усилены статьи Уголовного кодекса, касающиеся: злоупотребления властью или служебным положением, подделки служебных документов, незаконного обогащения, получения взятки.

Еще одно любопытное новшество – это замена термина «взятка» на «неправомерная выгода». В чем основное отличие? Понятие «взятка» в украинском законодательстве, в отличие от европейского, всегда было слишком размытым.

Что понимать под «взяткой»? Деньги, занесенные чиновнику? Или подаренная машина с квартирой? Или бутылка дорогого коньяка? После изменений законодательства, прописано четко: взятка – это выгода чиновника от того или иного принятого им решения в размере выше ста и больше «минимумов» доходов граждан. По нынешним меркам – от 1700 грн.

Второй принятый законопроект №2802 интересен в первую очередь тем, что запрещает применение амнистии к чиновникам, осужденным за получение неправомерной выгоды. Это очень важны момент, поскольку в Украине в основном все взяточники, откупались, получали минимальные тюремные сроки и вскоре выходили по амнистии.

В общем, Украина сделала очередной шаг в борьбе с коррупцией. По крайней мере – в теории. Проблема ведь страны не в отсутствии хороших законов, а в том - что их никто не выполняет. Поэтому теперь все зависит от правоохранительных органов – как они станут ловить коррупционеров.

Не стоит забывать и о важности участия самих украинцев в борьбе с коррупцией. Готовы ли мы сами отказать давать взятки? К примеру, недавно проведенный соцопрос фонда «Демократические инициативы» и КМИСа показал – общество привыкло жить в коррупции. Так, 35% украинцев считаю, что взятка позволяет просто и легко решить те или иные проблемы, 26% считают коррупцию нормой нашей жизни. И только 19, 4 % украинцев дают взятки потому, что их требуют сами чиновники. А с другой стороны, в 2012 году почти 76% украинцев не давали взятки за административные услуги. Так что определенный прогресс есть.

В любом случае, чем больше Украина старается евроинтегрироваться и перенять их нормы поведения, тем больше меняется ментальность людей. И укрепляется понимание: чиновник – обязан служить украинцу, а не «жировать» в своем кресле…

Дмитрий Корнейчук Дмитрий Корнейчук , Журналист, политолог, историк
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram