История о государственных займах и дальнейшей несостоятельности вовремя возвращать свои долги начинается еще с незапамятных времен. Первый известный пример государственного дефолта имел место еще в IV веке до н.э., когда несколько греческих городов-государств не смогли вернуть предоставленные им кредитные средства. Если страна вовремя не рассчитывается со своими кредиторами, считается, что она находится в состоянии дефолта.
Большинство стран за всю свою историю объявляли дефолт, по крайней мере, один раз. Смена правительства не оправдывает государство в вопросе неуплаты долгов своих предшественников. Конечно, есть несколько исключений — Франция во времена правления династии Бурбонов (после французской революции), и отказ США от уплаты долгов Конфедерации (после гражданской войны). Неплатежеспособные страны, как правило, не отказываются от уплаты долга a проводят реструктуризацию — вариант так называемой "стрижки".
В эти дни слово на букву "Д" преследует Украину, а ее экономика находится в ужасном состоянии. В 2014 году наблюдался резкий спад экономики на одну десятую, а украинская валюта потеряла около 50% своей стоимости. Теперь инфляция составляет около 25%, а у нового правительства быстро заканчиваются наличные. Прибыльность облигаций Украины выросла до рекордного уровня: финансовые рынки готовятся к дефолту.
Украине тоже следует учитывать возможность инициации дефолта и в любом случае, она не должна прибегать к разрушительному дорогостоящему краткосрочному займу с целью его предотвращения. Страна уже получила многочисленные займы для обслуживания своих иностранных облигаций, многие из которых рассчитаны на краткосрочное погашение и высокие проценты.
Очень трудно понять, каким образом падающая экономика Украины способна погасить свои текущие долги. Чем дольше Украина отсрочивает сроки погашения, тем более болезненной будет ситуация, когда она, в конце концов, не сможет выполнить свои обязательства. Следовательно, наилучшим советом для правительства Украины будет начать переговоры с владельцами облигаций о так называемых "стрижках". Ожидание и управление с помощью краткосрочного долга не позволяет правительству сфокусироваться на экономике страны. Это тоже может привести лишь к минимальным изменениям в системе, как в случае с Грецией, которая избежала дефолта благодаря наибольшей государственной финансовой помощи за всю историю, но которая осталась одной из наименее конкурентоспособных экономик в Европе под руководством олигархии.
Ситуация обострится в декабре, когда Украина должна будет погасить задолженность в размере 3 млрд долларов своему самому дерзкому кредитору — России. Хотя, проблемы могут возникнуть значительно раньше. В соответствии с условиями $3-миллиардного займа от России, доля государственного долга к ВВП Украины не должна превышать 60%. Если Украина превысит этот уровень — Россия сможет потребовать досрочного погашение долга. Официальная статистика о государственных финансах Украины выйдет в марте или в апреле.
Такая ситуация может создать как экономические, так и политические основания для того, чтобы западные кредиторы "разрешили" дефолт в Украине. Это может подтолкнуть их к проведению постдефолтоной реструктуризации: до сих пор реформы были медленными и неэффективными, а система использования западных средств была непрозрачной и сомнительной. Запад не должен "соглашаться" на проведение любой "стрижки" пока управление на всех уровнях — от министерского до регионального, через все ветви власти и все 3500 государственных компаний – не станет надежным и прозрачным.
Сценарий, в котором Россия все же будет настаивать на погашении задолженности – не так уж и плох для Украины. Современное международное право не дает России возможности для предъявления, в связи с этим, каких-либо территориальных, или других, связанных с войной, претензий. Те требования, которые представлены в Страсбурге и ООН, не влекут за собой значительных материальных последствий. Если Россия выставит свои требования относительно погашения долга — Украина может отказаться его платить. Единственным доступным средством правовой защиты для России может быть предъявление иска в английский суд, поскольку долговые обязательства обеспечиваются на основе английских законов. Украина должна приготовиться к подаче многочисленных встречных исков и требовать полного раскрытия информации относительно договоренностей о долге между российским правительством и тогдашним президентом Януковичем – увеличивая, тем самым, политическое и финансовое давление на них.