ГоловнаБлогиБлог Андрея Миселюка

Старт выборов-2019. Карточный домик под ёлочку

Лишь после официального старта президентских выборов основные претенденты на победу начнут доставать из рукавов козыри. При условии, что эти козыри там действительно припасены заранее.

Фото: 112

К начинающимся через три дня выборам главные действующие лица на кандидатской сцене подходят весьма осторожно. И с таинственным видом уверяют, что именно у них имеется надёжно спрятанный джокер для победы. Который они достанут в нужный момент – и вот тогда-то игра и будет сделана.

Хотя, как ни крути, игра в первом туре сделана не будет. И либо эти самые джокеры должны быть многосоставными (часть будет предложена избирателям до первого тура 31 марта, а оставшиеся – между первым и вторыми турами в апреле). Либо же самые «убойные аргументы» будут припасены на апрельское «междутурье».

Хотя не стоит и преувеличивать способность команд основных претендентов на победу – действующего президента Порошенко и его давней непримиримой противницы Тимошенко – а) играть в долгую и б) действовать со стратегическим размахом. Основное внимание будет уделено тактической и динамично меняющейся борьбе на множественных не больших участках фронта их противостояния. Поэтому можно прогнозировать уже с начала следующего месяца резкое увеличение интенсивности избирательной активности обоих кандидатов.

Поскольку, не смотря на эффектное обозначение основных смыслов кампаний обоих кандидатов (у Тимошенко – предложение "нового курса" развития страны в июне, у Порошенко – «жёстко-ястребиное» позиционирование против России в конце августа), к старту кампании они подошли с исходным позиционированием. Тимошенко - лидер электоральных симпатий. При этом её отрыв от Порошенко по-прежнему составляет несколько процентов.

Стремясь решить задачу увеличения этого отрыва, команда Тимошенко решила первой из всех кандидатов стартовать в июне. Представив этого давно знакомого украинцам политика в новом амплуа – с программой комплексного «нового курса» для страны. Эффект от появления в новом амплуа и раньше всех, действительно, был. Но не настолько большой, чтобы уйти в радикальный отрыв от группы ближайших конкурентов.

Поэтому Тимошенко не полностью выдержала заданную ею же рамку «новой конструктивности». И уже через несколько месяцев параллельно с декларациями о необходимости построения новой страны прибегла к своей испытанной практике жёсткой критики оппонента и популистским обещаниям. На сегодняшний день оба эти подхода сосуществуют в рамках её кампании.

Фото: Макс Требухов

Порошенко заданной линии «жёсткого антироссийского государственника» с конца августа оставался верен. Постаравшись использовать для закрепления своего позиционирования ситуацию с военным положением в десяти областях.

Но, не смотря на различия в тактиках, ни Тимошенко, ни Порошенко к официальному старту кампании не смогли решить задачу качественного отрыва от основного соперника. Подтверждением чему стали свежие данные социологических исследований. Так, согласно обнародованным результатам Социологической группы «Рейтинг» за Тимошенко готовы голосовать 13,2% всех опрошенных, за Порошенко – 7,1%.

Для соблюдения корректности в оценке динамики показателей этих кандидатов, возьмём показатели предыдущего опроса этой же социологической службы за конец сентября-начало октября: у Тимошенко – 14%, Порошенко – 8%. В принципе, сходную картину фиксируют и другие авторитетные социологические службы. Так, по данным презентованного полмесяца назад исследования КМИС, за Тимошенко готовы голосовать 11,9%, за Порошенко – 6,5%.

В общем, получается, что основная борьба между этими кандидатами начнётся после официального старта кампании. Причём ключевым в ней будет второй раунд после первого тура. Более сложная задача в первые три месяца кампании стоит перед командой Порошенко. Поскольку Тимошенко себе попадание во второй тур уже обеспечила. А команде действующего президента предстоит изрядно потрудиться, чтобы провести туда своего патрона. Поскольку, как резонно заметила глава фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина, Порошенко будет сложнее выйти во второй тур, чем победить в нём.

Андрей Миселюк Андрей Миселюк , Политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram