Что тут важно: речь не идёт о капитуляции Будапешта и о его полном согласии со всеми предложениями Киева. Не в этом заключалась цель Киева с самого начала возникновения конфликтной ситуации со странами-соседями. А в том, чтобы а) максимально полно прояснить странам-соседям содержание нового образовательного закона; б) достичь компромиссного вИдения с ними по практической имплементации его норм (а не вести речь об отмене принятого закона) и в) зафиксировать готовность всех сторон спора руководствоваться вердиктом Венецианской комиссии, куда закон об образовании направлен на экспертизу.
В диалоге с Будапештом всех этих целей удалось достичь. При том, что Венгрия с самого начала возникновения «образовательного фронта» проводила операции на разных его участках. И диалог с Киевом был только одной из них. Попыток действовать жёстко и де-конструктивно у Будапешта хватало. Так, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто обращался к верховному комиссару ООН по правам человека с просьбой провести расследование из-за украинского закона об образовании. Была также отклонённаяминистром иностранных дел Польши Витольд Ващиковский инициатива Сийярто обратиться с их общим письмом к украинской власти по поводу языкового закона в Украине. Ну а самым резонансным «конструктивом» от венгров стала угроза из-за этого закона инициировать пересмотр соглашения об ассоциации Евросоюза с Украиной.
Судя по всему, в осуществимость этих «страшилок» не верили не только в Брюсселе и Киеве, но и в самом Будапеште. Будь Венгрия на 100% уверена в своей способности добиться декларируемого, она бы параллельно не искала путей для достижения компромисса с Украиной. И еще месяц назад министр человеческих ресурсов Венгрии Золтан Балог не просил бы о личной встрече с Гриневич.
Правда, это он хотел сделать на безусловно выгодной для себя площадке - на открытии учебного года в Институте имени Ференца Ракоци II в городе Берегово Закарпатской области, куда в числе почетных гостей приглашена Гриневич. У украинского министра прибыть в Берегово тогда не получилось. Встретились Гриневич и Балог в этот четверг в Киеве. На их переговорах главе МОН удалось пояснить коллеге из Будапешта, что закон об образовании направлен на то, чтобы школьники могли усвоить ключевые компетентности, в том числе овладение государственным языком и родным языком.
И в результате Гриневич и Балог зафиксировали компромисс по основным спорным вопросам. Как отметила по завершению переговоров Гриневич, Украина настояла на необходимости расширения применения государственного языка в учебном процессе. При этом подтвердив, что будет соблюдать все свои международные обязательства, в том числе двусторонние соглашения с Венгрией по поводу того, что представители меньшинств в наших странах могут учиться на родном языке на всех ступенях обучения.
«Это означает, что мы должны увеличить количество часов на обучение на государственном языке. И когда дети будут иметь достаточный уровень, постепенно вводить изучение отдельных предметов на государственном языке вместе с изучением части предметов на венгерском языке", - отметила министр.
Модель, по которой будут учиться дети в венгерских школах, будет выработана в консультациях с венгерской общиной, зверила Гриневич: И будет представлена в виде других нормативных актов, в частности в законе о среднем образовании, в учебных планах для школ на венгерском языке обучения, где будет определен объем и какие именно предметы, а также в новых учебниках, подготовке учителей. «Имплементация должен учитывать специфику меньшинств, в частности тех, которые не принадлежат к славянским языкам», - успокоила венгров Лилия Гриневич.
При этом Украина обязалась до согласования этой модели, а также до получения заключения Венецианской комиссии не предпринимать никаких шагов в изменении системы обучения, которая на сегодня существует в венгерских школах. Переходный период, который предусмотрен в законе, будет использован для наработки этой модели, уточнила министр.
В ответ Балог отметил, что Венгрия готова к последующим консультациям по имплементации закона об образовании, в том числе и в части повышения эффективности изучения украинского языка. «Я рад конструктивному диалогу, который состоялся между нами. Мы понимаем позицию Украины, что все граждане должны владеть государственным языком. В педагогическом аспекте мы соглашаемся и готовы сотрудничать. У нас есть вопросы юридического характера, по которому мы хотим получить экспертную оценку от наших партнеров. Но мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество», - обозначил действительно конструктивную - уже без кавычек - позицию Венгрии Золтан Балог.
Окончательный happy end в истории с восприятием Венгрией «Закона об образовании» объявлять пока ещё рано. Эта история не закончена, а поставлена на паузу - до получения выводов «Венецианки». Тем не менее, прорыв на венгерском участке ещё до недавнего времени казавшегося единым фронта «языковых претензий» - это безусловный успех Украины. Тем более, что Киев смог отстоять все три своих ключевых позиции: нормы закона озабоченному соседу прояснить, дискуссию перевести с требований об отмене закона на совместную разработку подходов в его практическом применении. И теперь вместе ждать выводов Венецианской комиссии как признаваемого обеими сторонами верховного арбитра.