ГлавнаяБлогиБлог Андрея Довбенко

Экспортировать продовольствие - не значит быть сырьевой базой

Развитие экспорта – это больше, чем просто прибыль. Это включение в международные процессы и возможность быть звеном в цепочке экономических отношений. Украина стратегически развивает агросектор, но важно при этом преодолеть статус сырьевой базы. Как это сделать? С помощью новых технологий.

Фото: Depositphotos

Недавно в Киеве состоялся сельскохозяйственный инвестиционный форум с участием представителей власти и АПК Саудовской Аравии и Украины. Иностранные партнеры ждут от нас все того же, что и всегда: лучший инвестиционный климат, больше прозрачности, больше ориентированности на экспорт и открытость. Украинская сторона также выразила уверенность развивать сотрудничество. Теперь осталось главное – реализовать все задуманное.

По факту, сейчас экспорт в Саудовскую Аравию развивается позитивно. За 9 месяцев этого года Украина нарастила продажи сельхозпродукции в эту страну на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В цифрах – это 362,9 млн долл. Более того, Саудовская Аравия крайне заинтересована в возможностях агросектора Украины. Пример тому – одна из крупнейших сделок в этом секторе за последние годы – приобретение агрохолдинга «Мрія» компанией SALIC (Saudi Agricultural and Livestock InvestmentCo) в сентябре этого года за 242 млн долл. Уверен, что это не последняя сделка, о которой мы слышим, и в ближайшие годы нас ждут еще подобные события. Однако считаю важным не следовать только магии хороших цифр – это блокирует поиск путей развития.

В первую очередь, сегодня нужно понимать, что в XXI веке больше нельзя продавать просто солнце, воздух и плодородный чернозем. Сельское хозяйство во всем мире – это технологичная сфера, которая позволяет значительно увеличить урожайность и стабилизировать результаты, снизив зависимость от засухи и других неблагоприятных условий. Развитие систем M2M, альтернативной энергетики и блокчейна – все это решения, которые идут в связке с агробизнесом и обеспечивают отдельным компаниям конкурентные преимущества. Сейчас многие украинские предприятия уже поняли это, но технологическое обновление должно стать не просто инициативой бизнеса, а общей стратегией.

Украина – первая в мире по производству подсолнечника и подсолнечного масла, лидирует в поставках рапса и меда, кукурузы и пшеницы. Доля агросектора в общем экспорте из Украины составляет 34%. Но требования бизнеса к лидерам всегда выше, чем к новичкам. Мы не новички и для своего положения не имеем право так точечно и избирательно относиться к технологиям. Наоборот, чтобы удерживать позиции и развиваться, Украина должна понять, что именно инновации, внедренные в успешные бизнес-проекты, позволят компаниям выйти на новый уровень.

Да, здесь можно сказать, что долгое время агросектор у нас развивался вопреки, а не благодаря. И даже сейчас все не так просто, учитывая мораторий на продажу земли. Вместе с тем, нужно понимать, что именно поэтому необходимо значительное технологическое обновление и ставка на более высокую прогнозируемость вместе со снижением рисков. Это позволит быть более выгодными и предсказуемыми партнерами, а значит – проще работать на экспорт.

Развивать агросектор как экспортное направление – не значит быть сырьевой базой стран-партнеров. Это значит вести предсказуемый и устойчивый бизнес, который позволит украинской экономике привлечь больше средств для развития, а бизнесу – увеличить обороты и масштабы. Все базовые возможности для этого в Украине есть. Главное – использовать эти преимущества эффективно и укрепить позиции на международном рынке.

Андрей Довбенко Андрей Довбенко , Юрист, венчурный инвестор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter