Интересно, что именно лазейки в потенциально эффективном и прозрачном электронном учете дают повод для незаконных действий. Так, согласно действующему законодательству, сведения, содержащиеся в реестрах (подразумеваю Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований), являются достоверными. На практике оказывается, что они могут отличаться от фактической ситуации.
В результате мы видим, что в арсенал современных рейдеров добавился новый инструмент: незаконное внесение ложных данных в электронные реестры, что позволяет третьим лицам формально законно заходить на предприятия, устанавливать свой менеджмент и фактически управлять компанией, или же в случае недвижимости – распоряжаться ею, а также совершать по ней сделки. Здесь хочу сразу остановить от нареканий на технологии. Они как раз хорошо работают, а проблема в человеческом факторе. Появление неправдивых сведений – результат манипуляций и коррупции.
Так что текущая ситуация как раз говорит за отказ от полумер – если интегрировать технологии, то на всех участках и максимально прозрачно. Впрочем, в этой сфере есть и изменения. При Министерстве юстиции Украины работает специальная Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации. Собственно, в ее задачи и входит выявлений неправдивой информации и ошибок при регистрации. Данный институт был введен с целью устранения нарушений, которые возникают в результате ненадлежащих действий именно государственных регистраторов – тех чиновников, которые должны заниматься информационным наполнением электронных реестров.
Не могу сказать, что работа комиссии исключает все проблемы, но о ее существовании точно не стоит забывать. В дополнение к ней при Министерстве юстиции Украины совсем недавно была создана постоянная рабочая группа по вопросам обеспечения согласованных действий, направленных на защиту имущественных прав владельцев и арендаторов земельных участков. Задача группы: прекращение рейдерских атак в отношении владельцев и арендаторов земельных участков, а также предупреждения рейдерства. Непрофессионалы могут сказать, что это слишком узкая специализация. Но масштаб проблемы такой, что наличие комиссии скорее представляется обязательным.
Тот факт, что государство не закрывает глаза на проблему, а ищет пути ее решения – это, безусловно, хорошо. Но при этом создается целых два органа, занимающихся устранением последствий, а не поиском причин. Понятно, что даже при самом совершенном законодательстве найдутся недобросовестные игроки, ищущие пути рейдерского захвата. Но это не отменяет того, что уже сейчас нужно латать зияющие дыры.
Рейдерство – проблема не только украинского бизнеса, но и инвесторов. Возможность потери своих активов попросту отпугивает их, а значит сокращает приток средств в экономику страны. И если государство действительно хочет быть надежным европейским партнером, то уже сейчас нужно действовать. Минимизировать вероятность таких атак и гарантировать бизнесу законность. Более того, это простимулирует и бизнесменов быть более ответственными, а не спешить вывести активы, пока их не отобрали. Вывод до предела простой – чем понятнее и надежнее правила, тем работа удобнее для всех.