Все публикацииПолитика

КС признал законной отсрочку внесения изменений в Конституцию в части децентрализации

Изменения в Конституцию можно принимать на любой следующей после первого чтения сессии

КС признал законной отсрочку внесения изменений в Конституцию в части децентрализации
Фото: ccu.gov.ua

Конституционный суд разрешил Верховной Раде принимать в целом изменения в Конституцию Украины на любой очередной (не внеочередной) сессии, которая следует после сессии, на которой они были приняты в первом чтении.

Об этом говорится в решении КС, в котором он дает официальное толкование положения ст. 155 Конституции "следующая очередная сессия".

В статье 155 Конституции написано, что законопроект о внесении изменений в Основной закон, предварительно одобренный 226 депутатами, считается принятым, если за него проголосовали не менее 300 депутатов на следующей очередной сессии.

КС заявил, что в данной статье речь идет о возможности принимать изменения в Конституцию именно на очередной, а на внеочередной сессии. Касательно слова "следующей" КС отметил, что в законодательстве оно употребляется в разных значениях.

В связи с этим КС отметил, что Рада может установить в регламенте, на какой именно следующей сессии можно принимать в целом изменения в Основной закон.

28 января Рада прописала в регламенте абзац следующего содержания: "Если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины был предварительно утвержден Верховной Радой и не был рассмотрен на следующей очередной сессии после предварительного утверждения, то такой законопроект рассматривается Верховной Радой на следующей за ней очередной сессии".

Напомним, это решение КС является ключевым для процесса изменений в Конституцию в рамках мирного процесса на Донбассе. Один из пунктов Минских соглашений предусматривал проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе "ДНР" и "ЛНР".

31 августа 2015 года проект изменений в Конституцию, разработанный во исполнение этого обязательства, был принят в первом чтении.

Согласно процедуре, прописанной в самой же Конституции, итоговое голосование 300 голосами должно состояться на "следующей очередной сессии" парламента, которая закончилась в конце января 2016 года. В противном случае процесс изменения Конституции должен начаться заново.

Однако в Администрации Президента, чтобы обойти этот дедлайн, организовали представление 51 депутата Рады в Конституционный суд с просьбой разъяснить понятие "следующая очередная сессия" в контексте изменений в Основной закон. Авторы обращения просят КС растолковать, может ли понятие "следующая сессия" означать другую, не обязательно буквально следующую по хронологии сессию ВР. Фактически депутаты просят предоставить им возможность проводить итоговое голосование за реформу Конституции на четвертой сессии, которая будет длиться с 2 февраля по 2 сентября текущего года.

Параллельно, чтобы не зависеть от решения Конституционного суда, депутаты приняли поправки в регламент Верховной Рады, дополнив его предложением следующего содержания: "Если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины был предварительно утвержден Верховной Радой и не был рассмотрен на следующей очередной сессии после предварительного утверждения, то такой законопроект рассматривается Верховной Радой на следующей за ней очередной сессии".