Украина-Таможенный Союз: брачные игры

Если говорить откровенно, Украина находится в достаточно непростой ситуации. Располагаясь между двух таких мощных мировых центров, как Евросоюз и Москва (Таможенный Союз), крайне сложно отдать приоритет только одному конкретному партнеру. Поскольку в каждом отдельном случае последуют значительные политические и экономические потери с другой стороны. Значит, необходимо пользоваться старой-доброй византийской дипломатией, заигрывая со всеми сразу. Или, говоря словами экс-президента Кучмы, политикой «многовекторности».

Фото: Макс Левин

Взаимоотношения Украины и Таможенного Союза при президенте Януковиче прошли ряд этапов.

Первый – это первоначальное сильнейшее давление Кремля на Киев с простой формулировкой: дешевый газ только в обмен на вступление в Таможенный Союз (2010-2011 года).

«Атаку» в Киеве отбили. Хотя и нажили себе немало недоброжелателей в высоких кремлевских кабинетах.

Второй этап – это предложенная Киевом формула «3+1» (2012 год). То есть – Янукович формально согласился сотрудничать с Таможенным Союзом по определенным экономическим направлениям, выгодным Украине и России.

Естественно, подобный вариант Москву не устроил. Ведь, если объективно, Таможенный Союз создавался отнюдь не для экономического развития, а постепенного превращения его участников в одну федерацию сходную с СССР. Хотя, может, это лишь предположения.

Третий этап – усиление с 2013 года евроинтеграционного вектора Украины с одновременным желанием получить статус «наблюдателя» в Таможенном Союзе.

Состоявшийся 29 мая в Астане саммит глав Высшего евразийского экономического совета (основателя Таможенного Союза) можно назвать определенным прорывом украинской дипломатии. Ведь президенту Путину пришлось официально признать – блицкриг по завлечению Украины в ТС провален. И согласиться на предложенную Киевом идею «наблюдателя», малоприятную для Кремля. О чем будет подписан соответствующий меморандум в Минске.

Почему Путин согласился пойти на попятную? Несомненно, важнейшую роль сыграли успешные переговоры между Киевом и Брюсселем, которые ведут к подписанию в ноябре Ассоциации и Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС.

Путин занял выжидательную позицию до осени. Если европейские маневры Украины с альтернативными рынками закончатся успешно, Таможенный Союз будет вести мирный диалог. Если «вильнюсский саммит» завершится провалом (к чему Москва, как поговаривают, прилагает все усилия) – стоит ожидать очередного мощнейшего давления на Киев. Включая - экономические рычаги. В первую очередь – газ и ограничения доступа украинским товарам.

Чем важен статус «наблюдателя» для Украины? Какие «плюсы» и «минусы»?

Во-первых, он не дает никаких официальных обязательств Киева перед Таможенным Союзом. И наоборот.

По сути, Украина получает возможность изнутри изучить механизм действия ТС, все положительные стороны и противоречия, статистику. И это является нормальной практикой. Ведь перед началом проработки договора о ЗСТ с ЕС Киев также анализировал всю европейскую документальную базу.

Украина также получает время адаптировать свое законодательство и регламенты к требованиям ТС.

Во-вторых, статус «наблюдателя» в ТС не нарушает обязательства Украины перед Евросоюзом

Если мы войдем в Таможенный союз, с нами будут так же себя вест, как с Беларусью. Это не является гарантией нормального отношения к Украине

— Борис Тимонькин, председатель правления Укрсоцбанка

В Европе постоянно подчеркивают: Украина не должна подписывать никаких договоров, которые бы вступали бы в противоречие с нормами Ассоциации и Зоны свободной торговли. Поэтому, имея статус «наблюдателя» в ТС( без права подписи), Киев может спокойно доказать Брюсселю: никаких резких изменений внешнеполитического вектора не произошло. Речь идет только мониторинге и налаживании партнерских отношений с Россией. Сначала будут подписаны все евроинтеграционные документы, потом, исходя уже из них, начнутся конкретные переговоры с Таможенным Союзом.

Надо подчеркнуть, что и Европа прекрасно понимает – по ряду направлений Украина имеет полное право сотрудничать с ТС. Поскольку на европейские рынки эти товары вряд ли попадут в ближайшем будущем. Речь идет об украинском машиностроении, мясо-молочной и кондитерской продукции.

По сути, Украина нашла на время некую универсальную формулу, которая позволяет отстаивать национальный интерес. Как в ЕС (Ассоциация+ЗСТ), так и перед Таможенным Союзом («наблюдатель»). В ближайшее время все еще может измениться. Однако сделано главное –наконец-то показана четкая позиция государства. И это начинают постепенно усваивать в Брюсселе и Москве, где традиционно уважают только сильных партнеров…

Дмитрий Корнейчук Дмитрий Корнейчук , Журналист, политолог, историк
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram