ГоловнаСвіт

"Catalonia is not Spain"?

На 1 октября в испанском регионе Каталония запланирован референдум о независимости этого региона. Власти Испании и ЕС выступают против данного плебисцита, причем Мадрид пошел на силовой вариант недопущения этого мероприятия.

Фото: Rakshit Chopra

Каталония является одним из 17 автономных регионов Испании. Ее столица Барселона - динамичный, туристический и культурный средиземноморский портовый город.

В Каталонии есть свой собственный язык, который был подавлен во время диктатуры 1939-1975 годов генерала Франсиско Франко.

Но основная жалоба сейчас экономическая. Здесь проживает 7,5 миллиона жителей (16% населения страны), хотя регион вносит более 19% ВВП Испании. И хотя с 1979 года он пользуется значительной автономией, каталонцы часто жалуются, что не получают достаточного дохода.

Нынешний толчок к борьбе за отделение состоялся в 2010 году, когда Конституционный суд Испании заблокировал ключевые моменты новой хартии, по которой Каталония хотела бы еще большую автономию и чтобы ее признали как нацию внутри Испании.

Отказ суда был негативно воспринят в Каталонии, и с тех пор сотни тысяч жителей выходят на улицы каждое 11 сентября, каталонский праздник, чтобы потребовать независимости.

В ноябре 2015 Парламент Каталонии принял резолюцию, которая предусматривает отделение от Испании в течение 18 месяцев.

Новый виток напряжения случился в сентябре 2017 и развивался с головокружительной скоростью. Парламент Каталонии во время 11-часовой сессии протянул закон о референдуме, позволяющий 1 октября провести в автономной области референдум по вопросу независимости. В результате чего 52 члена трех оппозиционных партий вышли из зала, сокрушаясь о том, что парламент был захвачен сепаратистами.

Депутаты аплодируют после голосования по закону о проведении референдума о независимости Каталонии, Барселона, 07 сентября 2017
.
Фото: EPA/UPG
Депутаты аплодируют после голосования по закону о проведении референдума о независимости Каталонии, Барселона, 07 сентября 2017 .

Второй принятый той ночью закон гласил, что если большинство проголосует «за» 1 октября – причем, независимо от количества пришедших на референдум избирателей, новая независимая страна будет сформирована в течение двух дней.

А до этого региональные власти разработали документ, согласно которому о независимости автономного сообщества будет объявлено немедленно в случае отказа центральных властей страны разрешить проведение референдума об отделении от Испании.

Единственным вопросом в голосовании будет: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония была независимой страной в форме республики?». Упоминание о республике не случайное - Испания является королевством, а каталонцы хотят порвать даже с историческим прошлым.

Не пряник, а кнут

На основании решения Конституционного суда Испании, который признал каталонский референдум незаконным – так как конституция страны не предусматривает выхода отдельных регионов из состава государства, голосование было приказано остановить.

Однако каталонские власти решили провести плебисцит вопреки воле Мадрида, нарушив запрет Конституционного суда Испании. Они попросили 947 мэров своего региона предоставить помещения для голосования.

Чтобы не допустить запрещенного референдума, власти Испании пошли на жесткие шаги.

Под контроль была взята вся правоохранительная система Каталонии - автономная полиция (17 000 человек) и местное подразделение гражданской гвардии (5 000 человек) переведены под прямое управление МВД Испании. Кроме того, в Каталонию отправлено полицейское подкрепление – 3-4 тыс из других регионов Испании. Ожидается, что власти Испании всего привлекут 26 тысяч полицейских для предотвращения открытия 2,5 тысяч участков для голосования по всей Каталонии.

Фото: EPA/UPG

Также Мадрид взял на себя контроль над финансами Каталонии, чтобы предотвратить использование средств для проведения референдума.

Главный прокурор Испании завел дела на более чем 700 мэров городов Каталонии за их сотрудничество для реализации запланированного референдума. Кроме того, полиция задержала 14 представителей региональной администрации.

Накануне голосования, 28 сентября, полиция второй раз изъяла бюллетени, предназначенные для голосования. На этот раз были конфискованы еще около 2,5 млн бюллетеней и порядка 4 млн конвертов. В тот же день на складе в городе Игуалада полицейские изъяли 100 урн для голосования.

Ведется борьба и в информационном поле: полиция Испании заблокировала более 140 сайтов, в которых содержится информация о проведении референдума. Вместо главной страницы сайтов теперь можно увидеть сообщение от полиции: «Этот домен арестован и он будет передан суду». В частности, был заблокирован сайт Национальной ассамблеи Каталонии (Catalonian National Assembly, ANC) - организации, которая призывает к провозглашению независимости от Испании. Однако позже стало известно, что сайт все еще доступен по адресу с европейским доменом (.eu).

Сепаратистские объединения ANC, а также Omnium призвали жителей Каталонии продемонстрировать свое желание отделиться от Испании, несмотря на предпринятые Мадридом меры по воспрепятствованию плебисцита. Эти организации предложили образовать 1 октября мирные очереди перед избирательными участками (которые заблокированы полицией). "Прежде всего, не забывайте, что это не демонстрация, а огромная людская очередь. Картина миллионов людей с бюллетенями в руках произведет огромное впечатление", - написала группа ANC в своем обращении к сторонникам.

Демонстрация в поддержку референдума о независимости Каталонии на главной площади Барселоны, 28 сентября 2017.
Фото: EPA/UPG
Демонстрация в поддержку референдума о независимости Каталонии на главной площади Барселоны, 28 сентября 2017.

Позиция ЕС

Изначально Европейский союз старался не вмешиваться в события внутри Испании, лишь изредка подавая сигналы поддержки официального Мадрида.

Были, например, дипломатические заявления представителя Еврокомиссии журналистам, что ЕС вряд ли будет вмешиваться в кризис, и что он референдум должен уважать конституцию страны: «...мы должны уважать конституционный порядок и правовые рамки каждого государства-члена ЕС».

Более жестко выступил председатель Еврокомиссии Жан Клод Юнкер: он предупредил каталонских официальных лиц о том, что если регион выйдет из состава Испании, то он должен будет подать заявку на вступление в Европейский Союз, как и все другие новые государства-члены. «Каталония не сможет стать государством-членом ЕС на следующий день после такого голосования», - сказал он в видеообращении. И, конечно, о перспективах положительного рассмотрения такой заявки в Брюсселе сознательно умалчивают. Ведь кроме требований соответствия всем стандартам ЕС Каталония должна будет получить еще и согласие всех членов ЕС - то есть той же Испании. Что невозможно.

Фото: EPA/UPG

С другой стороны, проблема Каталонии давно перестала быть сугубо испанской (как с Брекзитом). И если Брюссель хочет остановить распад Евросоюза, то ему давно стоило бы подключатся к информационной компании (вместе или параллельно с Мадридом) для коммуникации с жителями Каталонии и постоянно, да и более четко разъяснять жителям региона о последствиях выхода из состава Испании. 

Например, что самостоятельность не принесет желаемого благополучия: исключение Каталонии из ЕС в случае выхода из состава Испании повлечет выход из еврозоны, потерю туристов, появятся границы, изоляция и нищета. Северный Кипр, Абхазия и Крым - тому наглядные примеры. Разве за это стоит каталонский майдан?

К слову, такие похожие аргументы удержали ранее Шотландию от выхода из Соединенного Королевства.

Но удобный момент, как кажется со стороны, уже упущен, и в пылу эмоций стороны слышать аргументы не склонны. А ведь в этой взрывоопасной ситуации может дойти до столкновений, достаточно просто бросить спичку.

Что интересно, внешнеполитический министр Каталонии играет на демократических ценностях того же ЕС: находясь в Брюсселе он призвал Евросоюз повлиять на Испанию, так как «гражданские права нарушаются, а качество демократии в Испании подрывается». 

Знакомая риторика, не правда ли?

Интересы России

Официально Россия, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, не вмешивается в ситуацию с референдумом в Каталонии, так как считает это внутренним делом Испании. И даже отказывается комментировать события.

Однако цена словам РФ – тем более в вопросе единства стран - известна. 

Фото: pleska.info

Незаконный референдум в Каталонии продвигают государственные медиа и сети ботов из России, а также такие фигуры как Джулиан Ассандж и Сноуден, которые также связаны с РФ, пишет испанская El Pais.

"После тайных кампаний в поддержку Brexit, Марин Ле Пен или немецких ультраправых Кремль видит в процессе каталонской независимости еще одну возможность для углубления европейского кризиса и укрепления своего международного влияния, используя сайты, которые публикуют информацию только в пользу референдума", - говорится в материале издания.

Сообщается, что для этого российские власти и спецслужбы используют такие фигуры, как основателя Wikileaks Ассанжа, его компаньона Сноудена, а также "армию ботов и миллионы автоматизированных профилей в социальных сетях, способных превратить ложь в общие тенденции современности".

Также ярко выраженную антииспанскую позицию по этому вопросу занимают российские государственные агентства RT и Sputnik. 

Согласно данным Гражданской гвардии, группа хакеров в России и странах-сателлитах постоянно создают новые ссылки на множество копий сайта о референдуме, которые испанские органы юстиции и полиция не имеют возможности закрыть.

Эти действия полностью укладываются в логику некоторых российских пропагандистов, замеченных еще в событиях в украинском Крыму и Донбассе. Сейчас они тоже открыто выступают в СМИ за распад Испании – ибо чем больше государств распадётся вокруг РФ и в Европе, тем лучше для России - «так как у нас появляются шансы», а с нынешними национальными государствами у Москвы шансов нет.

«Евросоюз должен быть перезагружен, а лучше - прекратить существование в нынешнем виде, так как он очевидный враг. Да, Европа - экономический партнёр, но и вампир (!) России, питающийся нашей энергией. Поэтому, чем ей хуже, тем лучше нам, но до определённого предела», написал в ФБ один из таких российских идеологов-евразийцев.

Кроме громких фраз есть и абсолютно прагматичные соображения Москвы: выход Каталонии рассматривается как легитимация отделения Крыма и Донбасса от Украины. И как еще один шаг к многополярности мира.

Фото: In Pursuit of Adventure

Никаких сантиментов, а-ля «братство», (как к украинцам, сербам, болгарам или даже сирийцам) у русских к Испании нет, его считают «типичным западным колониальным государством, которое чуждое славянам» и вспоминают поддержку антироссийских санкций.

Мало того, в РФ надеются, что независимость Каталонии возбудит и движение в Южной Франции: «Стоит ли говорить, что Франция - это враждебное нам (России - ред.) государство, управляемое "малым народом"?» .

Так что в кризисе в Испании и распаде ЕС россияне видят сплошные плюсы. Потому поддержкой сепаратистов одной лишь Каталонии они вряд ли ограничатся.

Ігор СоловейІгор Соловей, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram