Осталось совсем мало времени до того, как американские избиратели решат, кто же достоин возглавить Овальный кабинет на ближайшие четыре года – бывший Госсекретарь США Хиллари Клинтон или строительный магнат Дональд Трамп. И если ещё неделю назад всем казалось, что результат волеизъявления предрешён, то ныне, после возобновления расследования ФБР против кандидата от демократов и членов её команды ни одна социологическая компания не в состоянии дать чёткий прогноз и обозначить победителя президентской гонки. Так, разрыв между соперниками, согласно последним данным, сократился до менее двух пунктов. Поэтому существует реальная угроза, что в Белый дом войдёт безответственный человек, который может разрушить всю систему международной безопасности.
«Республика в опасности»
Президент США Барак Обама, уровень доверия к которому выше, чем у Хиллари Клинтон, в предыдущие две недели пытался помочь кандидату от Демократической партии перетянуть на свою сторону часть тех избирателей, которые ещё не определились. Выступая перед аудиторией на различных площадках, Обама называл Дональда Трампа «фундаментально несерьёзным» и «некомпетентным» человеком, указывая при этом, что в случае избрания республиканца над Америкой нависнет угроза. «Я конкурировал с Джоном Маккейном. Я конкурировал с Миттом Ромни, – указывал Обама. – Я считал, что я буду лучшим президентом, но я никогда не думал, что республика окажется в опасности в случае их избрания».
Справедливости ради надо сказать, что именно Белый дом причастен к сложившейся ситуации. Если бы к Дональду Трампу изначально отнеслись с полной серьёзностью, уразумев, что выдвижение популиста на главный пост в государстве непременно приведёт к радикализации и расколу внутри американского общества, то ныне говорить об угрозе внутренней безопасности страны не пришлось бы.
Содействовали популярности Трампа также СМИ, которые, с одной стороны, критиковали креатуру Республиканской партии (например, за его связи с Кремлём), а с другой - предоставляли Трампу на бесплатной основе телевизионное время или газетные площадки: лишь бы рейтинг рос. И он действительно рос – параллельно с популярностью самого Трампа.
Сейчас же авторы «New York Times» могут сколько угодно называть Трампа «худшим кандидатом в современной истории США», а команда редакторов « The Washington post » вольны укорять республиканца в его «уникальном непрофессионализме», однако это ничего не меняет, поскольку в том числе и они убедили многих американцев голосовать за Дональда Трампа.
Между тем, в погоне за хлёсткими выражениями журналисты забыли объяснить своей аудитории самое главное: Трамп – изначально безответственен.
Уроки ответственности
Выборы 1960 года вошли в американскую историю как одни из наиболее скандальных. Тогда с республиканцем, вице-президентом Ричардом Никсоном, вступил в политическую схватку представитель демократов - сенатор штата Массачусетс Джон Кеннеди. Кеннеди удалось победить с минимальным перевесом голосов (за него проголосовали 49,7% избирателей, а за Никсона — 49,6%).
Как вспоминал впоследствии сам Никсон: «Мы победили, но они украли у нас победу» . У представителя Республиканской партии тогда были все основания думать и говорить, что Кеннеди вёл нечестную борьбу. Ведь действительно, демократы сфальсифицировали тогда победу в двух «колеблющихся» штатах – Иллинойсе и Техасе.
Так, в городе Чикаго (Иллинойс) ярый сторонник Кеннеди, мэр Ричард Дейли жёстко контролировал избирательный процесс, а в Техасе команда кандидата на пост вице-президента от Демократической партии Линдона Джонсона организовывала вброс бюллетеней. Кроме того, большинство темнокожих избирателей, выказывающих поддержку Никсону, попросту не могли проголосовать. Демократы, контролировавшие в те годы Конгресс, создали абсолютно кабальную систему, которая позволяла запугивать афроамериканцев, вводить налог на голосование, проводить обязательную для этой части населения проверку на грамотность.
Понятно, что большая часть темнокожих американцев не имела возможности проголосовать. Действительно патовая ситуация тогда сложилась в штатах Алабама и Миссисипи.
Тем не менее, на следующий день после голосования Ричард Никсон признал победу Джона Кеннеди, сказав, что «в ходе наших избирательных кампаний, какими бы сложными они ни были, насколько равными ни оказались бы шансы кандидатов на победу, проигравшая сторона принимает результаты выборов и поддерживает победителей» .
Да, конечно, тогда несколько месяцев шли судебные тяжбы, где представители Республиканской партии пытались оспорить результаты волеизъявления. Однако сам Ричард Никсон дистанцировался от этого процесса. Позже в своих мемуарах он напишет, что, согласись он оспаривать победу Кеннеди, американцы обвинили бы его в «неумении проигрывать».
А теперь взглянем на другого республиканца – Дональда Трампа. Этот человек, выступая в штате Огайо, уже заявил, что признает лишь «честные результаты» выборов. А во время третьих телевизионных дебатов он вообще отказался гарантировать, что согласится с итогами голосования в случае своего поражения. «Большая пресса настроена крайне враждебно и проводит беззастенчивую кампанию, распространяя порочащие меня сведения, что само по себе ставит под сомнение легитимность избирательного процесса, – сказал Трамп. – Кроме того, в регистрационных списках избирателей значатся миллионы людей, не имеющих права голоса. Поэтому я решил повременить, и скажу вам о том, признаю я итоги выборов или нет, после их завершения» .
А за два дня до голосования в эфире телеканала «Fox News» Майкл Пенс, кандидат на пост вице-президента от республиканцев, сообщил, что Дональд Трамп признает результаты выборов, только если сочтет их ясными и однозначными, в обратном случае он оставляет за собой право обратиться к юристам. А далее он уточнил: «Мы признаем ясный исход выборов. В случае возникновения правового спора мы оставляем за собой право воспользоваться всеми имеющимися средствами».
Стоит подчеркнуть, что эта фраза довольно размыта. Собирается ли Трамп решать спор только лишь юридическим путём? Или быть может кандидат на пост президента США от Республиканской партии хочет вывести людей на улицы, заполучив власть давлением? Никто об этом не знает и не может гарантировать его поведение. Символично, что даже Барак Обама вдруг заговорил об «опасности для Республики» .
Вот это и есть безответственность – когда политик ставит свои собственные интересы превыше государственных. А Дональд Трамп – это именно такой политик.
Нерадивый президент
Давайте на минуту представим, что Дональд Трамп победил на выборах и возглавил Овальный кабинет. И вот, он начинает воплощать в жизнь свой план, озвученный им перед избирателями в Геттисберге (штат Пенсильвания).
Итак, в первую очередь новая Администрация может начать борьбу с американскими СМИ, которые поддерживали на протяжении предвыборной кампании Хиллари Клинтон. Первые жертвы уже названы – телеканалы CNN и NBC , а также печатное издание "The "Washington post".
Далее, как заявлял сам Трамп, могут последовать криминальные производства против женщин, которые обвиняли его в сексуальных домогательствах.
После чего глава государства вполне может взяться за иммигрантов. Изначально «мексиканцы построят стену» , затем Трамп начнёт выгонять нелегалов из страны. Сначала в Вашингтоне ужесточат миграционное законодательство, позволяющее сажать за решётку лиц, которые были единожды депортированы, потом в Овальном кабинете примут решение выгнать за пределы страны большую часть нелегалов, заставив правительства других стран принять назад этих людей. Примечательно, что в случае отказа новая Администрация аннулирует безвизовый режим.
В дальнейшем Трамп на законодательном уровне может запретить бывшим американским чиновникам лоббировать интересы иностранных правительств. После этого Вашингтон отменяет соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA) и Транстихоокеанском партнерстве. Впоследствии его Администрация перестанет давать деньги на борьбу с глобальным потеплением, перенаправив их на развитие инфраструктурных проектов внутри государства.
Это пока виртуальные сценарии, основанные на предвыборных обещаниях. Но они все говорят о желании Трампа изолировать Америку от глобальных процессов. Однако, сам республиканец может представлять эту изоляцию довольно фрагментарно, ведь недаром он говорит, что «я считаю, что хорошо лажу с людьми. Я, вероятно, хорошо бы поладил с Путиным» .
***
В таких условиях остается надеяться, что американцы сделают правильный выбор, избрав ответственного президента. Безответственность нынче в мире популярна, однако она опасна.