- Василий Павлович, в этом году у вас двойная нагрузка: вы работаете и главным тренером всей сборной, и тренером мужской ее части. Хватает ли вам на это времени и силы? Насколько это тяжело?- На самом деле я работаю по контракту только главным тренером сборной. Но в связи с нехваткой тренерских кадров временно занимаюсь и мужской сборной. В предыдущие годы я больше внимания уделял женской команде. Из-за ухода Королькевича у нас произошло переформатирование работы в тренерском штабе. Руководство искало для мужской сборной тренера за рубежом, но это оказалось слишком дорого для нас. Поэтому решили, что я смогу взять на себя эти функции.
- И насколько вам комфортно выполнять это решение?
- Настоящий тренер никогда не будет жаловаться. Работа тренера, она, знаете, всегда тяжелая, сложная и мало прогнозируемая. Ты вкладываешь много работы, ожидая результата, а он не всегда бывает. Те, кто этим занимаются – по настоящему одержимые люди. Потому что работа занимает все свободное время. Я с 1978 - 1988 годы работал старшим тренером сборной Украины, и работаю с 2010 по настоящее время, поэтому знаю, что это за работа и в то время «железного занавеса», и в это время независимости. Имею бесценный, так сказать, опыт. Да и любой вам скажет, что работа тренера сложная, но интересная.
- Если мы уже заговорили об истории, что очень символично накануне празднования 50-летия, то расскажите, как изменился биатлон за это время? Какие моменты в украинском биатлоне вы бы отметили как позитивные, а какие вам бы хотелось изменить?
- Ну, самый первый позитивный момент – это то, что на Украине был, есть и будет, я надеюсь, хороший, дружный коллектив. Это и тренеры на местах, которые выполняют самую «черную» работу: готовят спортсменов для выступлений на более высоком уровне. Это и тренерский штаб сборной. Это и состав Федерации биатлона Украины, Национальный олимпийский комитет, который нам оказывает поддержку, и спортивные общества, у которых пусть не очень много, но есть средства, чтобы помочь в подготовке спортсменов, областные организации, которые имеют свои базы, биатлонные школы. Ну, и во главе всего, конечно же, государство - как основной спонсор. То есть главное, что есть хороший, сработанный коллектив, которому под силу решить любые задачи. И мы их решаем. У нас есть медали Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы, этапов кубка мира и IBU, Всемирных зимних Универсиад. То есть все уровни соревнований – они закрыты. И к 50-летнему юбилею мы подошли с солидными достижениями – более 220 медалей разного качества.
Второй момент, который хотелось бы отметить, это феномен: не имея собственной базы, мы достигаем таких результатов! То есть база у нас есть, но она совсем не того уровня, не имеет должной категории. И основная команда не может там проходить подготовку. И этот же момент можно назвать негативом: мы не можем проводить международные соревнования у себя в Украине. Уже и другие сборные на нас поглядывают: что это вы таких результатов достигли, а к себе не приглашаете?! Я надеюсь, что в контексте Олимпиады-2022 такая база через год-два появится. Ведь должен быть прогресс и в этом плане, в стране должны проводиться соревнования высокого уровня, и спортсмены должны видеть это!
Я делю историю украинского биатлона на три части: становление, «зростання» и признание. Мы все эти этапы уже прошли. Так вот на третьем этапе очень активизировалась Федерация биатлона Украины, и это очень хорошо. Теперь мы идем широким фронтом.
- Это и есть секрет успеха?
- У нашего успеха три составляющих. Первая – хорошая команда, вторая – принцип «не благодаря, а вопреки», третья – монолит, стержень всего – это Федерация. Государству сложно было бы без участия и поддержки Федерации управлять процессом. Если бы только государство этим занималось – ничего хорошего бы не получилось. Это во всем мире так, в основном всем занимаются общественные организации.
- Василий Павлович, если вернуться к процессу подготовки нашей сборной к олимпийскому сезону, как идет процесс? Все ли удается сделать из задуманного?
- Мы уже много лет работаем так: берем из прошлого все лучшее, а худшее оставляем. И всегда на новый качественный уровень переходим с позитивом. Если брать этот 4-летний цикл подготовки, то первый год у нас был достаточно успешным, второй – не очень, так как мы искали разные варианты, экспериментировали. Но все равно у нас была в том году медаль чемпионата мира.
На третьем году мы уже конкретно работали по базовой модели подготовки к Олимпийским играм. И в четвертом мы пришли к тому, что наилучший вариант – это независимая работа женской и мужской команд, у каждой – по два старших тренера. И главный тренер как связующее звено между ними. Кто-то должен заниматься научно-методической работой – этим занимаюсь я.
А Олимпиада, знаете, это очень особенные соревнования, это сгусток времени, пространства и человеческих эмоций. И часто он приводит к появлению неизвестных спортсменов и их победам. Так было и с Валентиной Цербе, и с Еленой Петровой, и с Лилией Ефремовой. Мы надеемся, что и сейчас нам этот сгусток удастся преодолеть и вернуться с Олимпиады хотя бы с одной медалью.
- А если говорить конкретно о мужской части нашей сборной, как идет подготовка? Сможет ли наш новичок Дмитрий Русинов усилить команду?
- Подготовка команды идет с учетом наработанного уже опыта. Главная наша проблема – это формирование кадрового резерва. Это такая работа, которая должна вестись постоянно, без перерывов. А вот примерно с 2001 по 2008 годы у нас были сложности с государственным финансированием, и это сразу же вылилось в проблемы с кадрами. Но сейчас идет уже пополнение, и Сергей Семенов, и Артем Прима усилили нашу команду. Если бы это случилось раньше, то конечно было бы лучше. Но даже прошлый год показал, что наши мужчины готовы достойно выступать и зарабатывать медали.
А Русинов – перспективный спортсмен, в нем есть потенциал, безусловно. Через 1-2 года он себя обязательно проявит. Он, конечно, не новичок в биатлоне. И это очень здорово, что его не нужно с нуля учить. Дима выступал уже в России, но опыта международных соревнований ему пока еще не хватает. Так что нужно некоторое время, чтобы он этот опыт приобрел
Недавно завершилась эстафета флага болельщиков биатлона. Флаг подписали больше 700 людей из 26 городов Украины. На ваш взгляд, помогают ли такие акции спортсменам на соревнованиях?
- Всегда перед выездом на Олимпийские игры президенты передавали нам какой-нибудь символ – икону или флаг, или другой национальный или религиозный символ Украины. Конечно, его присутствие там важно для нас. Хорошо еще, когда рядом находятся близкие, родственники – это тоже нужно спортсменам, помогает преодолеть психологическое напряжение. Ну и приятно, что биатлон сегодня получил уже миллионную аудиторию болельщиков.
Я вот недавно был в селе, где живут родственники, так там, когда соревнования, бросают всё и бегут смотреть биатлон. Это в глухом селе! И вот эта акция, которая замечательно прошла, она показала, что люди не просто подписывают флаг – они болеют душой за биатлон. Они вложили в него любовь, душу и эти эмоции обязательно передадутся спортсменам и помогут нам на Олимпиаде. Хотелось бы, чтобы такие акции имели продолжение. Может, в других видах спорта как-то по-другому, но в нашем случае это очень нужно и очень важно.