ГоловнаСуспільствоВійна

Як кияни готуються до найгіршого

Сегодня увидеть в транспорте или в городе человека в форме – обыденность. Никого этим не удивишь. Украинская желто-синяя реальность стремительно окрасилась за год в красный, в черный и в камуфляжный цвета. Еще год назад мы не могли себе вообразить, какими навыками будем владеть, какие новые роли в жизни освоим, как поменяются шаблоны. Но в стране война, она не спрашивает, готов ли человек. И каждый поневоле думает о том, что будет делать, если и ему придется защищать страну, семью или себя самого.

Фото: www.facebook.com/taktikaukraine

«Украинская Тактика» на Красном Хуторе

Куда идет человек в камуфляже ранним утром в выходные в Киеве? Например – на тренировку по тактике. Или тактической медицине.

Сегодня под Киевом действуют несколько тренировочных баз. Одна из них – недалеко от Красного Хутора. Здесь работают инструкторы программы «Украинская Тактика» («Тактическая боевая система») – первая в Украине отечественная комплексная система ближнего боя и тактико-специальной подготовки. Организаторы занимаются этим более 20 лет профессионально, то есть, начали задолго до того, как это стало мейнстримом.

Полигон, территория ограждена бетонным забором, за ней находятся различные строения с разным предназначением. Вокруг – лес. Сама база готовилась волонтерскими усилиями с весны этого года.

«Сейчас на тренировки в среднем приходит до ста человек, - рассказывает Борис Борисович Бидичев, руководитель программы «Украинская Тактика». - А в средине лета мы были поражены наплывом людей».

Борис Борисович
Фото: www.facebook.com/taktikaukraine
Борис Борисович

- Приходят самые обычные люди, менеджеры, преподаватели, работники сферы услуг, и так далее. То, чему мы обучаем, может помочь этим людям в жизни, помочь защитить собственные семьи и своих сограждан. В целом, это возможность для всех желающих пройти практическую подготовку по гражданской обороне, научиться действовать при обстрелах, взрывах, понять, как себя защитить, если вы решили остаться в городе, где начались боевые действия. Иными словами, учим навыкам, которые помогут спасти жизнь. Все уже хорошо понимают, с чем мы можем столкнуться, - рассказывает Бидичев.

«Украинская Тактика» - первая в Украине комплексная отечественная система ближнего боя и тактико-специальной подготовки.

Людей, которые приходят сюда, учат обращению с оружием, тактическим перемещениям, действиям в составе группы, тактике малых групп (боевые построения, действия в атаке, обороне, засадные и контрзасадные действия, и тому подобное. Отдельно от занятий на полигоне те же инструкторы проводят занятия по тактической медицине.

Кто все эти люди, и зачем приходят?

Оксен, руководитель учебного заведения, педагог:

- Зачем я здесь? Чтобы защищать свою страну. Будущее поколение. От того формата жизни, в котором мы себя не видим и не представляем. Сюда приходят те, кто не хочет жить в условиях отсутствия свободы, демократии (а именно этот режим хочет навязать страна-агрессор), здесь готовиться к войне психологически и физически.

Александр, менеджер:

- Думаю, что это мне лично это необходимо. Смогу, хотя бы, защитить свою семью, друзей в случае чего. Я не еду на Восток воевать, но я хочу быть готов в том случае, если придется защищать людей здесь. Допускаю, что такое может быть.

Среди прочих – сразу несколько юристов. В жизни – в пиджаке и галстуке. Здесь – в камуфляже и «балаклавах».

«Стрррройся!»

Шеренги в два ряда выстраиваются и получают задание, приступают к исполнению.

Каждая из групп по 8 человек имеет своего командира группы. Есть среди студентов «Тактики» девушки. Работают часто лучше, чем мужчины.

Среди инструкторов – несколько девушек. Лена Семко тренировалась с 9 лет. Чемпионка Украины по тайскому боксу. Занималась также боксом, рукопашным боем, кунг-фу. Училась в школе телохранителей. Работала по специальности. Военным делом занималась последние 4 года. По образованию – соцработник и психолог.

Лена Семко
Фото: www.facebook.com/taktikaukraine
Лена Семко

Поскольку я этим и раньше занималась, мне не пришлось ничего менять в жизни, просто теперь я это воспринимаю не как хобби, а как работу. После обучения эти люди не обязаны никуда идти, ни на передовую, ни в армию. Они приобретают навыки для себя. Но после такого обучения они бывают более подготовлены, чем те, которые сейчас на передовой, - рассказывает Лена.

Что касается оружия – во время тренировок используют учебное оружие (не заряженное, конечно), а также деревянные макеты. Иногда – страйкбольные гранаты, для того, чтобы мирные граждане умели реагировать на звук и вообще на сам факт прилетевшей гранаты. А реагируют, по правде сказать, далеко не всегда. Не все понимают, к примеру, что разлет осколков гранаты происходит больше по направлению вверх. То есть, шансов выжить у лежачих больше, все-таки, хотя в любом случае – мало, если упасть рядом с гранатой.

На одном из занятий инструкторы на учебных пособиях демонстрировали виды гранат и их силу действия. Неожиданно муляж гранаты упал на пол. Инструктор уронил его специально. В первый раз только единицы отреагировали, некоторые просто вышли молча в другое помещение. Хотя в такой ситуации надо кричать «граната!» и пытаться отпрыгнуть как можно дальше «лицом в пол». В жизни думать времени не будет.

Занятия проводятся по системе благотворительных взносов. Фиксированных сумм нет, платят кто сколько может. Взносы идут на развитие базы. Поскольку людей много, инструкторы будут разбивать группы отдельно, на субботние и воскресные занятия. Задать дополнительные вопросы можно на странице программы в фейсбуке или на их сайте.

Тактическая медицина на полигоне «Снайпер»

Тактическая медицина – это не совсем медицина. Это эвакуация раненного с поля боя, что уже предполагает неслабую физическую подготовку и навыки транспортировки, и оказание первой помощи, тампонирование ран, «заклеивание» легких, фиксация переломов, но чаще всего – остановка кровотечения с применением спецсредств.

Фото: Мария Лебедева

Проводит тренинги украинское представительство международного REAGO – центр обучения и проведения базовых и специальных курсов по спасению в разных сферах деятельности, сертифицированный Американской Ассоциацией Сердца (AHA) и Советом Европы.

Обычные врачи вряд ли смогут с этим справиться. Поэтому, тренинги этой организации проводятся для разных групп и на разной основе: для медиков, для военных, которые уже побывали на передовой (специальные войска, к примеру), для журналистов, которые по доле службы могут оказаться в ситуации, где нужно будет спасать раненного – этим группам тренинги проводятся бесплатно. А если тренинг нужно сделать для компании – тогда оплата. Так же, эти же инструкторы проводят тренинги для военных прямо на передовой, поэтому в Киеве не всегда. А если есть время в Киеве – читают лекции о тактической медицине для всех желающих бесплатно.

Этот тренинг – не просто выполнение команд. Здесь не только имитация взрыва гранаты, задания другие. Это занятие проходит для журналистов и волонтеров передовой.

Перед заданием инструкторы объясняют, где будут располагаться красная, желтая зоны, и так далее. Красная – самая опасная, там не оказывают помощь. Это зона, где происходит обстрел. Задание в красной зоне – найти раненого и вытащить его в желтую зону.

Найти раненого не так просто. Перед началом такой операции инструкторы (вся группа в тактических очках) в определенном месте красной зоны выбрасывают дымовые шашки с немного едким дымом. Когда они полноценно распыляются, не видно ничего. Дымовая завеса. И в нее периодически влетают петарды. Для тех, кто никогда не слышал взрывов – очень громко. При совокупности всех этих факторов не всем удается сосредоточиться на задании и не впасть в ступор. Крики, дым, взрывы – а в гуще всего этого, где-то, лежат несколько «раненных». Сколько – так же предстоит узнать тем, кто спасает.

Группа уже внутри дымовой завесы, и через несколько минут появляется первый раненый на носилках. Спасателям (все в первый раз) явно нелегко его тащить, а впереди овраги. Циничные, в хорошем смысле, инструкторы не отстают и не прекращают разбрасывать вокруг группы петарды. А впереди – пригорки, обойти их по бокам нельзя – «заминировано», и тащить раненого надо именно через холм. Впереди несколько холмов, и по мере преодоления первого холма становится понятно, что в реальных условиях тут можно было бы остаться навечно.

Хотя в группе несколько огромных мужчин, не с первого раза удается перетащить раненого. А вокруг появляются новые «дымовухи», и глушат взрывы петард. Народ забывает, что оставаться наверху оврага небезопасно, инструкторы им кричат об ошибках, и вообще, постоянно кричат, так что психика в такой тренировке закаляется по умолчанию. Опыт приходит не сразу, но приходит.

Фото: Мария Лебедева

«Красная зона приближается!» - инструкторы дают понять, что до желтой зоны оказания первой помощи группа не успела, и нужно преодолеть срочно еще одно препятствие, вся процедура повторяется. Люди падают, бегут, никто не бросает и не уходит от задания.

А в то время, как первая группа тащит первого раненого, вторая – все еще ищет в дыму второго. Потом, после занятия, выяснили, что его вообще забыли! Второго раненого спрятали подальше, и он не подавал знаков, подобраться к нему было тяжело, и его долго искали. Но нашли. Самое тяжелое – перетаскивание через препятствие, некоторые на нем чуть не надорвались. Конечно, раненому пришлось непросто.

«Если бы вы меня так несли, как вы несли, я бы вас загрыз! - шутит инструктор. – С раненого надо пылинки сдувать, максимально стараться не беспокоить. Поверьте, он считает каждую кочку и каждую ямку, ему может быть дико больно, его нельзя так тягать, в том-то и дело!»

Одного из раненых донесли, таки, до желтой зоны. У него «раны» (летом была полная имитация крови, теперь – обмотано красной широкой лентой или скотчем) на бедре, руке и легких. Первыми пытаются «заклеить» легкие, остановить кровотечение. Времени в обрез, над головами кричит инструктор, о том, контролируют ли они фланги, так как пуля может прилететь и в желтую зону в голову того же спасающего, а его жизнь на поле боя ценится все-таки выше. Смысла в мертвом спасателе нет.

«Вы должны постоянно вертеть головой по сторонам, вы не на операции, вам нельзя постоянно смотреть в рану! Нет возможности!» И в таком ритме осуществляется помощь пострадавшему. Очень тяжело. Даже снимать.

После занятия инструкторы успокоили: для тех, кто это делал первый раз, результат далеко не самый худший.

Фото: Мария Лебедева

И девушки и мужчины вытирают лицо, приходят в себя. У одной из девушек мы поинтересовались, кто она, и откуда.

- Я из Днепропетровска, волонтер. У меня вся семья фронту помогает», - рассказывает Наталья . – «Дело в том, что раненых с передовой отсылают либо в Харьков, либо к нам в основной госпиталь. Сначала было огромное количество раненых. Мы начали заниматься сбором аптечек со спецсредствами, отправляли в военные подразделения. Но потом стали приходить новые раненые, и мы видели, что все их аптечки – практически нетронуты. Люди погибали потому, что не умели пользоваться этими спецсредствами, а не потому, что их не было. Поэтому мы с коллегой решили пройти спецкурс, для того, чтобы провести тренинг для других бойцов. Но я решила пройти весь курс, не только пользование спецсредствами.

Юрий Проскурняк, инструктор программы тактической медицины:

- Когда обычный человек видит другого человека, истекающего кровью, он может впасть элементарно в ступор. Когда это происходит не в теории, а в реальности, к примеру, с вашим братом, сестрой, родственником, другом, это совершенно иная ситуация. Работать в условиях, таких, как на передовой – это другое, здесь нужно быть подготовленным психологически.

Юрий Проскурняк
Фото: Мария Лебедева
Юрий Проскурняк

За занятиями программ Reago можно следить на их странице.

Приобрести такие навыки может так же любой желающий, как с опытом, так и без.

Марія ЛебедєваМарія Лебедєва, ​журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram