ГоловнаСуспільствоЖиття

"Коли кажуть, що Схід ми втратили, це брехня"

Журналист Владислав Головин записал для LB.ua монолог офицера внутренних войск, участвующего в антитеррористической операции в Донецкой области. По понятным причинам мы не можем назвать его имени.

Фото: EPA/UPG

О попытке штурма в одном райцентре Донбасса

Подходят к воротам эти мужики с автоматами – сепаратисты – и требуют на переговоры командира части. Говорят ему: «Сдавай нам часть, и валите отсюда или переходите на нашу сторону! Иначе будем штурмовать!».

Он им отвечает: «Мужики, вы о...ели, это же не Крым, это Украина, не буду я вам ничего сдавать».

Тогда ему рассказывают, как именно они будут штурмовать: «Мы пустим впереди женщин и мирных жителей, вы же не будете в них стрелять. И потом, парень, мы знаем, где твоя семья живет, ты же не хочешь для них проблем?».

Командир в полном ауте, просит время на размышления, в панике звонит начальству, говорит, что лучше сдаст часть, иначе шансов нет.

Начальство делает ему жесткий «втык», объясняя, что сдача части даст боевикам хороший арсенал. Ему обещают поддержку спецотрядов внутренних войск: «Если будут штурмовать, дай знать, мы тебе две «вертушки» пришлем с десантом». Он успокаивается, посылает сепаратистов лесом.

В итоге они напали ночью, сами, без женщин. Наши ребята сделали предупредительный выстрел, сепаратисты не остановились. Потом уже наши начали стрелять на поражение.

О тактике сепаратистов

У «ватников» есть два любимых приема – запугивать штурмом с использованием местных жителей или пытаться подкупить офицеров и солдат. К сожалению, второй прием иногда оказывается эффективным.

Фото: EPA/UPG

Особенно это работает в отношениях с «ментами». За 23 года независимости в «менты» шли люди для заработка, а не для того, чтобы защищать граждан или свою страну. Они покупали звания, должности и потом «отбивали» свои вложения, кормили всю структуру до самого верху. Не милиция, а бизнес-структура. И конечно когда сейчас все это рушится, они пытаются еще что-нибудь урвать.

Вы думаете, оружие у сепаратистов появилось только после захвата райотделов? Я уверен, что они его купили или захватили в наших же воинских частях. Развалили в армии все, среди самих офицеров есть сторонники сепаратизма, а возможно даже и предателей. Так как большинство нормальных офицеров или сами ушли или их выдавили из армии.

О захвате донецкого телецентра

В Донецке Национальной гвардии поставили задачу освободить телецентр, который уже неделю удерживали сепаратисты. Донецкая милиция всю неделю изображала борьбу с террористами, а по сути ничего ни делала, потому что этими террористами были ихние же бывшие коллеги. Которые так и заявили, когда им предложили покинуть здание телецентра: «Мы тут деньги зарабатываем, а вы чего под пули будете лезть?». Вот и топтались наши целую неделю возле этого телецентра.

Так вот, наши ребята «ментам» говорят: «Или помогаете нам, или уходите отсюда». Около двух часов припирались. И тогда командир подразделения Нацгвардии сказал «ментам»: «Если вы нам не помогаете, мы валим и вас, потому что получается, что вы тоже за сепаратистов». «Менты» сразу исчезли.

Донецкая милиция во время штурма ОГА
Фото: EPA/UPG
Донецкая милиция во время штурма ОГА

А из здания телецентра пришел переговорщик все с теми же денежными предложениями. Когда ему было отказано, террористы бросили оружие и со словами, что они свои деньги отработали, ушли.

О внутренних войсках и отношениях с милицией

Я не идеализирую своих бывших коллег, но такая ситуация сложилась, что внутренние войска в системе МВД всегда были как «нелюбимое дитя». Когда нужно делать какую-нибудь грязную работу, за которую денег не срубишь, туда отправляли ВВ. Даже за проведение футбольных матчей «менты» брали деньги с клубов, а охрану общественного порядка отправляли осуществлять внутренние войска, при этом даже денег на бензин не давали. И поэтому личный состав на стадион и обратно ездил на общественном транспорте.

Я уже не говорю как в летний сезон на Южное побережье в Крым перебрасывались целые бригады ВВ для охраны общественного порядка, а в это время местные «менты» зарабатывали, охраняя и «крышуя» санатории, пансионаты, базы отдыха и всю инфраструктуру отдыха на курортах.

О командовании

Кроме того, что люди внутри системы морально прогнили, попадаются еще и бездари. Кто вообще придумал посылать в Славянск батальон ВДВ на БТР и БМД, которые видно за километр? В этом явно просматривается шапкозакидательство кого-то из чинов Минобороны. Сказал какой-то генерал, сейчас я туда «десантуру» брошу, они их быстро в порошок сотрут.

Нужно было поступать иначе. Как, я не буду говорить публично, но любому военному с мозгами известно, что городской бой – один из самых сложных и таким нахрапом как введение батальона ВДВ проблему не решают.

Другой важный вопрос – почему личный состав днепропетровских десантников бросили без командиров? Я был в Краматорске и видел возле ж/д переезда их колону. Бойцы сидели на броне как затравленные звери. За два часа, что я там находился, я не увидел ни одного офицера. А за это время на бойцов грамотно оказывалось психологическое давление. На них одни с криками кидались, а другие давали попить водички и закурить. Почему никто из капитанов или майоров не увел их из города, где местные жители обрабатывали их все время? Почему командиры не провели моральную подготовку и не подготовили ребят к тому, где они будут, и что там за люди? Бросить солдат в такой ситуации – это или тупость и непрофессионализм или диверсия или предательство.

О баррикадах

Несколько десятков баррикад на Востоке вообще не представляют собой никаких серьезных инженерных заграждений. Просто горы мусора, автомобильных шин и несколько полупьяных хмырей возле них. Вообще все это можно очень быстро убрать, хмырей арестовать, и потом трактором мусор зачистить.

Фото: EPA/UPG

Баррикады возводят, чтобы показать простым законопослушным гражданам, что власти нет, а вместо нее теперь сепаратисты. И это начинает срабатывать. Люди уже готовы подчиняться тем, кто восстановит порядок и вернет привычный уклад жизни.

Об антитеррористической операции

Когда говорят, что Восток мы потеряли, это ложь. Только нужно называть сепаратистов своими именами – ТЕРРОРИСТЫ. А антитеррористическую операцию проводить более динамично. Сил и средств у державы на это достаточно.

Сейчас очень низкий темп проведения зачисток, и нет ответственности за то, что твориться на местах, у местных властей. Им или денег дают или пугают, а держава Украина молчит. Тому яркий пример – гражданка Неля Штепа в Славянске. В одном месте ее освободили, а «ватники» уже в другом месте захватили и так бардак продолжается. Люди на это смотрят и начинают роптать.

Чем дольше войска топчутся на месте, тем больше террористы укрепляются, в том числе и в жилых кварталах. А это опять же человеческие жертвы.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
LB.ua в соцмережах: