ГоловнаСуспільствоЖиття

Берестечко. Must see

В Европе существует некоторое количество полей исторических битв – чудом избежавших застройки мест, привлекающих археологов, а вслед за ними и туристов. Тевтобургский лес, где дикие германские племена поколотили цивилизованных римлян, Ватерлоо, где англичане с немцами таки добили Наполеона, и Аустерлиц, где Наполеон до этого разбил русских и австрийцев, досконально исследованы и неизменно привлекают заинтересованную публику.

В Украине тоже есть подобное место – это поле битвы под Берестечком, которое обязательно нужно посетить. Сражение происходило не на конкретной «площадке», оно охватывало огромное пространство между несколькими селами современного Радивиловского района Ривненской области. Волею судеб, центральным пунктом для всех интересующихся стало село Пляшева.

Помянуть героев Берестечка приезжает множество людей самого разного возраста
Фото: Екатерина Липа
Помянуть героев Берестечка приезжает множество людей самого разного возраста

На Берестечко стоит ехать вовсе не за тем, чтоб поплакать о судьбе героических казаков, разгромленной в июне 1651 г. армии Богдана Хмельницкого и очередной исторической трагедии Украины, на которую можно свернуть все неприятности страны чуть ли не до сегодняшнего дня. Поверьте, все эти поводы для рыданий надуманы и раздуты вследствие дикого переплетения недостаточных исторических знаний и народнической моды конца Х I Х в. с пропагандой советских времен.

На самом деле, как говаривал генерал де Голль, проиграна была битва, но не война. Регулярную армию вывел из окружения наказной гетман Иван Богун (Хмельницкого к тому времени пленили и увезли с поля татары). Гать, вымощенную возами, седлами и всем, что под руку попало, по которой уходили главные силы, защищал арьергард, который героически погиб, отстреливаясь и язвительно дразня противника. Противник все это уважительно зафиксировал в письмах и дневниках. Ровно через год, в июне 1652 г., казацкая армия посчиталась с поляками, разгромив их в битве под Батогом. Кстати, радоваться победе в этой битве у нас почему-то не любят, а вот поплакать о поражении под Берестечком – с удовольствием.

Война шла своим чередом, Берестечко было одним из ее эпизодов, неприятным, но отнюдь не переломным. И ехать в Пляшеву стоит за тем, чтобы взбудоражить собственную историческую память, подстегнуть фантазию, представив на месте масштабы битвы, передвижения колоссальных масс войск, восхититься мужеством предков. А еще увидеть жизнь этих предков через призму поразительных археологических находок и насладиться сложной символикой сецессионной архитектуры.

Фото: Катерина Липа

Сецессионная лирика

Какое отношение имеют декадентские изыски эпохи модерна к давнему кровопролитию? Самое непосредственное: именно в эпоху сецессии был выстроен мемориал во славу погибших казаков, нагруженный столь любимой в то время символикой до такой степени, что современному человеку без специальных знаний разобраться в ней непросто.

В ХІХ в., на заре исторической науки, Николай Костомаров заявил, что главные события битвы под Берестечком происходили на острове Журавлиха, неподалеку от села Пляшева. Что это совсем не так - выяснилось лет через сто. Поэтому, когда на рубеже ХІХ – ХХ вв. возникла идея отдать дань уважения героям, альтернативы острову не было. Здесь возвели удивительный комплекс Свято-Георгиевского монастыря, монахи которого и по сей день (с перерывом на советские времена) молятся за спасение душ павших.

Каждое сооружение обители (за исключением келий и хозяйственных строений) – часть общей системы символов, читающихся, прежде всего, в названиях храмов. Необычен фасад выстроенного в формах украинского модерна Георгиевского собора (св. Юрий – покровитель рыцарей и небесный защитник) – росписи прославленного Ивана Ижакевича превратили его в иконостас.

Фасад-иконостас Георгиевского собора
Фото: Екатерина Липа
Фасад-иконостас Георгиевского собора

Перед «иконостасом» солея – выступающий из земли стеклянный саркофаг с найденными в окрестных полях казацкими черепами. Пред собором-алтарем все окрестные луга и болота, среди которых все еще покоятся непогребенные кости павших, представляются храмом. В последнее воскресенье июня здесь под открытым небом традиционно служат панихиду по убиенным, на службу приезжают не только крестьяне из окрестных сел, но и люди из многих ближних и дальних городов.

На втором этаже Свято-Георгиевского собора – храм святых Бориса и Глеба, убитых братом мучеников за веру. А чуть поодаль – деревянная Михайловская церковь XVII в. (Михаил-архангел считается патроном полководцев), перевезенная из села Остров. По преданию, в этом храме молился перед битвой Богдан Хмельницкий. Довольно обычный для своего времени храм, но под ним устроена крипта, в которой покоятся кости погибших в битве казаков. Из крипты узкий коридор ведет в крошечную подземную церковь св. Параскевы-Пятницы, освещенной сквозь тот самый саркофаг с черепами, вознесенный к сводам храма. Тонкий луч, проникающий в подземелье, символизирует небесное сияние – основополагающую идею православного храма. Святая Параскева считается целительницей всяческих болей и ран – физических и душевных. Так что символика монастырского комплекса, с одной стороны, воспевает рыцарский подвиг, а, с другой - призвана врачевать раны истории.

Остров Журавлиха – идеальный образчик мирного и уважительного сосуществования монастыря и музея. Часть монастырских келий занимает Национальный заповедник «Поле Берестецкой битвы». Монахи и музейщики осознают себя хранителями памяти, поэтому открыть храм для осмотра может и послушник, и экскурсовод, монах подскажет, как пройти в экспозицию заповедника, а музейщик сообщит, в какие дни происходят важнейшие службы в монастырских храмах.

Украинский Шлиман и его находки

Немец ХІХ века Генрих Шлиман, начитавшись в детстве «Илиады», единственный в тогдашней Европе поверил, что Гомер не сказки рассказывал, и посвятил полжизни поискам Трои, которую в результате и нашел. Украинец ХХ века Игорь Свешников, которого часто сравнивают с немецким археологом, вырос на Волыни, где с детства наслушался рассказов о великой битве и скрытых в болотах кладах, которые мечтал найти.

В 1970 г. детская мечта сбылась: Свешников начал раскопки на поле знаменитого сражения, и продолжал их едва ли не до самой смерти. Археологам удалось прояснить многие детали течения битвы, установить места расположения лагерей поляков, казаков и крестьян-повстанцев, расположившихся отдельно от дисциплинированной регулярной армии. Установили и место переправы войска через болота, давшее обильный урожай находок. В спешке отступления было потеряно множество мелких вещиц, среди которых, например, немало ключей для взведения колесцовых замков мушкетов – изысканных произведений кузнечного искусства. Все главные места битвы сегодня можно увидеть – достаточно пригласить гида из Национального заповедника «Поле Берестецкой битвы» и иметь машину, поскольку расстояния придется преодолеть немалые.

 Ключ для взведения колесцового замка мушкета
Фото: Катерина Липа
Ключ для взведения колесцового замка мушкета

Парадоксально, но если бы не значительные потери армии Богдана Хмельницкого под Берестечком, мы знали бы гораздо меньше и об этой армии, и об отдельных воинах-казаках, и вообще о жизни в середине XVII в. Волынские торфяники сохранили не только металл, но и дерево, и кожу.

В Национальном заповеднике «Поле Берестецкой битвы» можно увидеть поразительные вещи: казацкие сапоги и узорчатые пуговицы от жупанов, перстни с печатями и без, патронташи-лядунки, нательные кресты и иконки, походный самогонный аппарат, похожие на детские игрушки коники-натруски, игральные кости, баночки для лекарственных снадобий, ложки в аккуратных кожаных футлярчиках, сумочки для пуль, кошельки из цветной кожи и сумки для личных вещей. Содержимое последних весьма занимательно. В них было и немного денег, и разные женские украшения (вероятно, подарки женам и любимым), и рыболовные блесны, и свинцовые цилиндрики, из которых в походе отливали пули при помощи представленных тут же приспособлений-пулелеек.

В свое время археологов озадачили непонятные мотки свинцовой проволоки, обнаруженные в казацких сумках. Оказалось, что это оконные переплеты, выдранные из проемов каких-то камениц особо хозяйственными казаками. В случае необходимости свинец мог пойти на пули, вот окна и пострадали. Излишне говорить, что археологами было найдено немало холодного и огнестрельного оружия.

Свинцовые оконные переплеты – те самые, которые хотели превратить в пули
Фото: Катерина Липа
Свинцовые оконные переплеты – те самые, которые хотели превратить в пули

Игорь Свешников много лет руководил археологической экспедицией Ривненского краеведческого музея, которая, собственно, и явила миру удивительные предметы с Берестечка. Естественно, в музее представлено больше находок, чем на острове Журавлиха, поэтому по дороге стоит посетить Ривне, чтобы увидеть еще больше удивительных предметов. Рекомендую малоприметную жемчужину коллекции: кожаный футляр для мушкета, оберегавший оружие от влаги. Выглядит вещица скромно, ее ценность в том, что это единственный из подобных предметов, сохранившийся с XVII в. до наших дней. Аналогичный футляр, но поменьше, для карабина, есть в Военном музее в Праге. Фактически казацкий футляр – единственный в мире. А это уже веская причина его увидеть.

Вообще, дань памяти героических предков дело нужное, спору нет. Но не менее важно и то, какой смысл мы вкладываем в сие мероприятие. По моему мнению, лучшее, что мы можем сделать – это знать. Павшим ни к чему наши рыдания, клятвы и россказни про казаков-характерников. Гораздо важнее живо представлять себе бритоголовых мужчин, стоявших на этом поле с заряженными мушкетами в руках, такими, которыми они были на самом деле – обыкновенными людьми, со своими слабостями и бытовыми привычками, но неизменно верными долгу. Просто нужно знать свою историю.

Катерина ЛипаКатерина Липа, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram