ГоловнаСуспільствоЖиття
Спецтема
Ничейный малыш

Усыновление: миссия выполнима

LB.ua начинает серию публикаций об усыновлении детей и приемных семьях. Наша цель - выяснить, почему в стране все еще есть «чужие» дети, спровоцировать общественную дискуссию на эту тему и, по возможности, влиять на политику государства в вопросах усыновления. Мы надеемся, что в Украине возможно повторение успеха польской «Газеты Выборчей», которая в 2007 году запустила проект «Дети домой». Вскоре к проекту подключились другие газеты, телеканалы и государственные органы. Кампания повлияла на статистику усыновлений, а по ее завершению было проведено социсследование - 47% опрошенных семей заявили, что взяли ребенка, прочитав публикацию об усыновлении в СМИ.

Усыновление: миссия выполнима
Фото: Макс Левин

В украинском усыновлении – регресс. В 2010 году нашли новых родителей в Украине 2247 детей – на сто человек меньше, чем в 2009-ом. И это после четырех лет активных усилий чиновников и общественных организаций, после стабильного роста показателей. На сегодняшний день не устроены в семью, а значит, воспитываются в интернатах и детдомах около 16 тысяч украинских детей. LB.ua попытался выделить основные проблемы, с которыми сопряжено сегодня усыновление, и проанализировать их.

Чем усыновители отличаются от приемной семьи?

Большинству украинцев известен только один способ забрать ребенка из казенного дома в семью – усыновить его, принять как своего родного. И если они не готовы к такому серьезному шагу, отказываются от идеи «взять ребенка из детдома» в принципе. А ведь они могут стать приемной семьей - в таком случае ребенок остается на фамилии своих настоящих родителей и не получает имущественных прав. Фактически, у него есть две семьи: биологическая и приемная, даже если с биологическими родителями он не общается. Приемная семья получает регулярную помощь на ребенка, а по достижению им совершеннолетия ребенок может покинуть приемную семью. Напротив, усыновлению подлежат только полные сироты, и такая семья в законодательной и этической плоскостях ничем не отличаются от обычной, биологической семьи. Усыновители получают разовую помощь на ребенка.

Кроме того, существуют детские дома семейного типа – в нем может жить до 14-ти детей. Открыть такой детский дом может практически любая благополучная семья. Деньги на содержание воспитанников детского дома семейного типа дает государство – около 200 долларов на одного ребенка. Им также помогают с жилплощадью, иногда даже с ремонтом и транспортом. Родители в таком случае – наемные работники государства. Тем не менее, ребенок получает все преимущества семейной жизни по сравнению с интернатом – заботу и навыки жизни в социуме. Сегодня в Украине 9024 ребенка воспитываются в приемных семьях и детских домах семейного типа, в то время как в интернатах – 16 тысяч…

Фото: Макс Левин

Родители бояться «не справиться»

Согласно данным опроса журнала «Український тиждень», 50% наших сограждан считают, что усыновление – это очень важный и ответственный шаг, 4% - «никогда не решатся на усыновление, чтобы не навредить ребенку». Такой сверхосторожный подход – явление интернациональное, но в развитых странах родители не только чувствуют ответственность, но еще и готовы взять ее на себя. Украинцы же находятся в нерешительности.

По мнению экспертов, это связано не только с экономическими показателями жизни в стране, но и с отсутствием государственных институций, которые помогали бы приемным семьям решать нематериальные проблемы. Преодолевать психологические кризисы, например.

Все в той же Польше с 2012 года начнут работать «координаторы альтернативного ухода». Они должны помогать ребенку адаптироваться в новой семье, давать советы родителям, решать юридические проблемы, при потребности – направлять детей на лечение или дополнительное обучение. Зная, что рядом всегда будет помощник, потенциальным родителям легче решиться на усыновление. В Украине, собираясь усыновить ребенка, вы непременно зайдете на сайт соответствующего госдепартамента. И вместо информации о поддержке увидите лишь строгое предупреждение: «Вас будет посещать социальный работник».

Впрочем, альтернатива государственным семейным помощникам в Украине есть – это общественные организации. Многие из них готовы представить волонтерскую поддержку или просто консультацию. Общество уже самоорганизовывается в нужном направлении, а там, будем надеяться, подключится и государство.

Экономический фактор тоже очень значим. «Нет денег», - одна из главных причин отказа украинцев от усыновления. Согласно социологическим опросам, проведенным госдепартаментом по усыновлению, это также основная проблема уже состоявшихся приемных семей и усыновителей. Простое и действенное решение предлагает Анна Колтунович, координатор социальных проектов «Газеты Выборчей»: «Мы посчитали, что воспитание ребенка в интернате обходится ровно в два раза дороже, чем в семье. Так почему бы, закрывая интернаты, не отдавать их деньги семьям?».

Фото: ideallogic.info

Миф о генетике

Иногда кажется, что страна зря тратится на среднее образование – многие украинцы уверены, что плохой характер и вредные привычки передаются по наследству. Большинство детей, оставшихся без родителей, - социальные сироты. От них отказались родители-алкоголики, наркоманы или просто ведущие «беспутный» образ жизни. Все это, в понимании потенциальных родителей, заложено в генах ребенка.

В действительности, у детей алкоголиков и наркоманов могут быть серьезные проблемы со здоровьем. К примеру, алкогольный эмбриональный синдром, в простонародье – пьяное зачатие – приводит нарушению связей внутри мозга ребенка. Последствия могут быть самыми разнообразными, чаще всего – это неконтролируемое поведение, эмоциональные вспышки и т.п. По мнению Ольги Долецкой, главы секции детской психиатрии Ассоциации психиатров Украины, детям в интернатах нужно качественное медицинское сопровождение – тогда проблему можно будет выявить на ранних стадиях и предупредить приемных родителей о рисках.

Однако гораздо чаще нарушения поведения возникают у усыновленных детей из-за другого синдрома – нарушения привязанности. Ребенок, который рос без родителей, не умеет налаживать эмоциональную связь со взрослыми. И лучше всего этот синдром лечится семьей.

Интернаты затягивают детей

Еще одна проблема – которая стала для редакции очень неожиданной – сотрудники интернатов часто являются противниками усыновления и детских домов семейного типа. 16 тысяч детей в интернатах воспитываются огромным штатом учителей, медработников и менеджеров. И добровольно отказываться от места работы, пристраивая детей в семьи, они не спешат, уверяет Людмила Волынец, соглава общественной организации «Служба защиты детей», в прошлом глава госдепартамента по усыновлению и защите прав ребенка.

«Бюджетный кодекс поддерживает интернатную систему. Деньги приходят не за ребенком, а на учреждение. А оно под эти деньги затягивает детей, - объясняет Волынец. – Вот пример. В официальной статистике за последние два года вы не найдете конкретных цифр по детским домам, учреждениям для самых маленьких. Есть общее число воспитанников – 3666, а сколько детей в каждом таком заведении – не указано. Потому, что они полупустые! Детей там стало гораздо меньше, но это скрывают, чтобы не закрывать дома малютки. И чтобы не сокращать штат – он, несмотря на уменьшения количества воспитанников, остается прежним».

По мнению эксперта, бороться с этой проблемой нужно на уровне бюджетного законодательства, но прежде всего – забирать детей из интернатов, усыновлять, отдавать в приемные семьи и детские дома семейного типа.

Фото: arzvesti.ru

***

Несмотря на все недочеты системы, тысячи людей в Украине становятся усыновителями и родителями-воспитателями. Не боясь безденежья, плохого поведения или болезней. В конце концов, дети - это всегда трудности, но разве потраченные на них усилия не возвращаются сторицей?

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что нужно гнаться за количественными показателями, и пристроить всех детей в первые попавшиеся «хорошие руки». Более того, редакция не считает, что бюрократические трудности при усыновлении являются проблемой – при воспитании детей родители столкнуться с гораздо большими трудностями, и бюрократию можно рассматривать всего лишь как маленькую часть проверки на серьезность намерений. Очевидно, что в стране есть и хорошие детские дома, где директора и воспитатели относятся к детям, как к родным, но так же и очевидно, что нужно отходить от интернатной системы в пользу семейной.

Альона МельникАльона Мельник, журналістка
LB.ua в соцмережах: