ГоловнаСуспільствоЖиття

Хочешь надежного мира? Готовься к войне. Хочешь победной войны? Готовься к реформе.

Как известно, наибольшей действительной опасности любая армия подвергается всего лишь в двух случаях: когда враг угрожает, и когда враг не угрожает. В первом случае угроза снимается организацией небольшой победоносной войны. Во втором случае угрозу нейтрализуют проведением реальной (или имитационной, не так суть важно, главное, хорошо пропиаренной) реформой.

Хочешь надежного мира? Готовься к войне. Хочешь победной войны? Готовься к реформе.
Фото: EPA/UPG

Несмотря на блистательную кавказскую кампанию (« бежали гордые грузины») оказалось, например, что у несокрушимой и легендарной («должен и сын героем стать, если отец герой») российской армии совсем плохо со средствами связи, разведки, навигации, приборами ночного видения и т.п.. Российские военачальники лишь по итогам войны «внезапно» осознали все эти неприятные вещи. Выяснилась, точнее, подтвердилась еще одна печальная для российской армии вещь – фактически, у неё сегодня нет пехоты (мотострелков), точнее, она есть и ее очень много, только воевать она не может. Поэтому с первого дня осетино-грузинского конфликта началось забивание гвоздей микроскопами, то есть использование в качестве пехоты бойцов десанта и спецназа. В бой сразу пошли части 76-й и 98-й воздушно-десантных дивизий, 31-й десантно-штурмовой бригады. Пошли не «с неба на землю», а с земли на землю, по-пехотному. Правда, выполнили они свою задачу, как и положено ВДВ, хорошо.

Фото: EPA/UPG

Неплохо отвоевал и укомплектованный их бывшими противниками (!) по первой чеченской кампании батальон «Восток» под командованием находящегося в федеральном розыске (!) Героя России Сулима Ямадаева. Именно «Восток» оказался наиболее эффективной частью российских Вооруженных сил в этой войне.

Чем высокотехнологичнее вид вооруженных сил, тем больше в нем проблем. Это подтвердили и славные российские ВВС. Конечно, они сразу захватили господство в воздухе над зоной конфликта, что стало одной из важнейших составляющих общего успеха. Но гибель четырех самолетов в противоборстве со страной, не имеющей ни одного истребителя и обладающей очень слабой наземной ПВО, – повод для чрезвычайно серьезных размышлений. Причем, если штурмовики Су-25, коих россияне потеряли аж три, еще можно считать «расходным материалом» современной войны (хотя все равно не обязательно лишаться их в таких количествах), то уничтожение неприятелем бомбардировщика средней дальности Ту-22М3, который и до сего дня рассчитан вроде бы на прорыв ПВО стран НАТО, – настоящая катастрофа. Тем более, что разговоры о том, что Грузия получила средства противовоздушной обороны от Украины, являются блефом: Украина располагает только теми зенитно-ракетными системами, которые ей достались в момент развала СССР, ничего нового с тех пор она не приобрела и сама не произвела. То есть, российские самолеты были сбиты российскими же и отнюдь не новыми ЗРК. И уж совсем ни в какие ворота не лезет тот факт, что микроскопические ВВС Грузии (до десятка Су-25 на начало войны) до последнего дня активных боевых действий совершали налеты (пусть – эпизодические и не очень эффективные) на позиции и колонны российских войск. Это говорит о том, что у ВВС РФ совсем плохо не только с преодолением противовоздушной обороны противника, но и с защитой от ударов с воздуха самих себя – как с «большой», так и с войсковой ПВО. Видимо, в ВВС РФ не знают (или забыли), как применять истребители, даже если у неприятеля таковых нет совсем. Очевидно, максимум, на что оказались способны краснозвёздные ястребки – сбить тихоходный и полностью беззащитный неприятельский беспилотник, как это случилось над Абхазией в конце апреля.

Не обошлось и без участия флота, хотя война и шла на ТВД, находившемся в глубине суши. Российский ВМФ впервые за постсоветский период вступил в бой, потопив то ли один, то ли даже два грузинских катера. Это, похоже, были артиллерийский катер проекта 205П (вооружение – две спаренные 30-миллиметровые пушки) и (или) патрульный катер проекта 1400М (вооружение – только пулеметы). Зачем они шли в самоубийственную атаку на российские корабли, не имея никаких шансов нанести им даже сколько-нибудь серьезные повреждения, – понять крайне сложно. Наверное, лишь для того, чтобы ВМФ РФ смог записать на свой счет первую за последние 18 лет победу (предыдущая была одержана в 1990 году над катерами эритрейцев в Красном море)? К сожалению, такая победа не свидетельствует ни о чем. Поэтому трудно сделать выводы о том, какими были бы действия нашего ВМФ при встрече с реальным сильным противником.

По официальным данным, потери ВС РФ составили 74 погибших и 19 пропавших без вести. Это, безусловно, много (особенно учитывая тот факт, что речь идет об официальных данных, реальная картина может быть хуже). Противник был не настолько силен, чтобы терять в войне с ним, тем более такой скоротечной, столько людей, а также четыре самолета (опять же только по официальным данным) и неизвестное, но заведомо ненулевое количество бронетехники. Хотя, по масштабам Российской армии, подобный урон, возможно, незначителен.

Вполне возможно, что итоги военного конфликта на Кавказе во-многом и стимулировали форсирование российских военных реформ. Так это, или нет, но термин «модернизация российской армии» с 2009 году приобрёл двойной смысл. С одной стороны, в армии началась реформа, в ходе который были упразднены некоторые части и формирования. В частности, внимание общественности и экспертов привлек процесс тотального сокращения численности военных кадров: количество генеральских должностей с 1200 уменьшилось до 780, офицерского состава – с 355 тысяч до 150 тысяч человек. Россия находится на пятом месте в общемировом рейтинге по численности действующих войск. Опережают ее Китай (2,255 млн.), США (1,426 млн.), Индия (1,325 млн.) и Северная Корея (1,106 млн.). Проводя "чистку кадров" в офицерском корпусе, министерство постаралось ликвидировать дисбаланс, акцентировав внимание на многочисленных майорах и полковниках. На сегодняшний день в рядах российской армии осталось 60 тысяч лейтенантов и "старлеев", и 8 тысяч (вместо 60-ти) тех самых полковников. В 2010-м году всем, кому повезло не попасть под увольнение, планируется существенно поднять зарплаты: каждый третий офицер будет получать от 58-ти до 75-ти тыс. руб., командиры дивизии – 120-180 тыс. руб. Соотношение офицеров и военнослужащих других категорий составляет 9% офицеров (91% – другие военнослужащие). При этом общая численность Сухопутных войск увеличилась на 10 тысяч человек за счет военнослужащих низового звена – солдат и сержантов»

Фото: EPA/UPG

С 1 декабря 2009 года новые вооруженные силы России завершили переход на бригадную основу. Это 85 бригад постоянной готовности в составе сухопутных войск. Все они находятся в постоянной готовности и готовы приступить к выполнению поставленной задачи в течение часа после поступления приказа (примеч. - в советское время на приведение в боеготовность частям давалось от одних до пяти суток). Это 33 авиационные базы и 13 бригад воздушно-космической обороны в составе ВВС. Ликвидированы как класс дивизии, полки и армии и мы имеем качественно новую ситуацию - это новая модель армии, применительно к тем геополитическим условиям, в которых находится России. Она означает, что мы отказываемся от концепции ведения большой войны, которая требует значительных мобилизационных ресурсов". Руководство Минобороны РФ особо подчёркивает, что меняется не только структура Вооруженных сил, но и сам подход к управлению войсками.

Предполагается, что в случае реального военного конфликта на территории какого-либо военного округа или у его границы командование этого округа должно быть способно самостоятельно вести управление всеми видами и родами вооруженных сил на своей территории (до реформы управление шло по цепочке и замыкалось на Генштабе). По утверждению военного руководства РФ, создание такой структуры – эффективный ответ современным реалиям ведения боевых действий.

Как известно, наиболее мощным - и наступательным, и оборонительным оружием является золото. В России это хорошо понимают. По заверениям Владимира Путина, доля современного вооружения и техники в российской армии к 2020 году должна составить не менее 70-80 процентов против нынешних десяти и на эти цели Россия намерена потратить до 2011 года около четырех триллионов рублей. Объемы финансирования оборонно-промышленного комплекса России только за прошлый год составили около 970 миллиардов рублей. При этом, для финансирования ОПК были задействованы такие инструменты, как субсидирование процентных ставок, а также прямые взносы в уставной капитал компаний. На эти меры были потрачены 70 миллиардов рублей.

Словом, наследница великих побед явно готовится превзойти предшественницу в несокрушимости и легендарности. Тем более, что военные реформы стали модным занятием – в Грузии, например, тоже проводится серьёзная военная реформа. Естественно, не отстаёт и Украина. Совсем недавно, её верховный главнокомандующий, теперь уже, слава Богу, бывший, своим высочайшим указом отменил прежний строевой шаг и приказал украинским военным маршировать по-новому, не по-москальски, а по-европейски. Полны реформаторских замыслов и военноначальники-новоназначенцы. Один уже заверил общественность, что все украинские солдатики будут одеты только в комбинезоны. Совсем как в замечательном фильме «Тот самый Мюнхгаузен»: «Мне? Однобортный мундир? Вы знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Мы не готовы к войне!».

LB.ua в соцмережах: