Эпоха Кравчука (1991 - 1994)
Главная задача президента Леонида Кравчука во внешней политике состояла в том, чтобы, во-первых, оформить цивилизованный мирный, без войны, развод с Россией. А во-вторых, доказать право на существование Украины, договорившись о признании мировым сообществом ее независимости. Ведь в Киеве помнили призыв президента США Дж.Буша-старшего (1 августа 1991 года) не выходить из состава СССР, назвав стремление украинцев к независимости «самоубийственным национализмом». И слова Маргарет Тетчер о том, что независимость Украины для нее тоже самое, что отсоединение провинции Квебек от Канады.
Для выполнения первой задачи Кравчук пошел на создание в 1991 году СНГ – Союза Независимых Государств, что констатировало окончательную смерть СССР. Правда, долгое время трудности оставались: в Крыму себя свободно чувствовали сепаратисты, претензии на Севастополь со стороны РФ продолжались вплоть до 1996 года. При Кравчуке также начался процесс раздела общего Черноморского флота в Крыму.
Президент США Билл Клинтон, президент России Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук после подписания меморандуму в
Будапеште, 5 декабря 1994 року.
Еще одним важным международным документом президентства Кравчука можно считать Будапештский меморандум 1994 года, по которому Киев отказывался от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности от США, Великобритании, России и Китая. Именно этот документ позволил Украине начать установление конструктивных отношений с Западом и получить от него финансирование. Хотя этот договор и не выполнил в итоге своей задачи, так как в одностороннем порядке был нарушен Россией.
Эпоха Кучмы (1994 - 2005)
Внешняя политика дважды президента Леонида Кучмы не предусматривала однозначного выбора интеграции Украины. Кучма считается отцом политики многовекторности – лавирования между Россией и Западом. Проблемы же у него начинались каждый раз, когда он больше склонялся к какому-то одному варианту.
Впервые Кучма стал президентом благодаря пророссийской риторике. Это помогло ему снять напряженность на российском направлении – прекратить крымский сепаратизм, завершить разделение Черноморского флота (в 1997), и, наконец, подписать (в 1997) Договор о дружбе и сотрудничеству между Украиной и Россией.
На следующих президентских выборах 1999 года Кучма победил уже как прозападный президент. Именно при Кучме были сделаны первые шаги к НАТО — подписан план Украина-НАТО, а также заложены основы будущего сближения с Евросоюзом.
Но прозападному курсу Кучмы мешала череда скандалов: недоказанные якобы поставки систем ПВО «Кольчуга» в Ирак в обход санкций привела к международной изоляции украинского президента.Это осложнение отношений с Западом подтолкнули Кучму к очередной переориентации на Россию — он объявил о намерении присоединится к пророссийскому Единому экономическому пространству (ЕЭП). Кроме того, в 2004 Кучма исключил из Военной доктрины положение о вступлении Украины в НАТО и ЕС как конечную цель внешней политики. Он заявил, что на том этапе данные вопросы являются неактуальными.
Эпоха Ющенко (2005 - 2010)
Виктор Ющенко, который стал президентом благодаря «Оранжевой Революции», восстановил курс Украины на Запад, вступление в НАТО стал государственной политикой. Такое стремление не увенчалось успехом: на Бухарестском саммите в членстве было отказано – по настойчивому требованию Путина, которому подыграли Меркель и Саркози. Правда, такую теоретическую возможность в будущем закрепили в финальном документе.
Ющенко также поддержал Грузию во время нападения на нее России.
В результате Украина впервые после объявления о независимости столкнулась с крупномасштабной атакой Кремля сразу по всем направлениям украино-российских отношений и до 2010 года между государствами воцарилась «пятилетка ненависти».
Эпоха Януковича (2010-2014)
Президентство Виктора Януковича – это попытка продолжить политику многовекторности Кучмы: от курса в НАТО в угоду Москве в Киеве отказались (ибо это не сулило никаких экономических преференций), но сохранилась самостоятельная игра в отношениях с ЕС.
В результате Янукович заявил о внеблоковом статусе Украины и продолжил базирование ЧФ РФ в Крыму (Харьковские соглашения 2010 года) еще на 25 лет, до 2042 года.
При этом курс на ЕС формально был продолжен. Но через три года, на Вильнюсском саммите, Янукович неожиданно для всех отказался подписать уже согласованное Соглашение об ассоциации Украины с ЕС и Соглашение о зоне свободной торговли. Это стало настоящим шоком для европейской внешней политики, а также привело к массовым протестам в Киеве. После применения силовиками силы против протестующих наступила эскалация конфликта – более сотни активистов погибли под пулями силовиков режима Януковича. Сам Янукович, который после этого согласился на переговоры при посредничестве стран ЕС и даже подписался под проведением досрочных президентских выборов, все равно сбежал в Россию.
Эпоха Турчинова (23 февраля - 7 июня 2014)
Сразу после бегства президента Януковича Россия начала широкомасштабную военную агрессию против Украины: сначала оккупировала Крым, затем стимулировала беспорядки в восточных и южных областях Украине, а в августе 2014 года решилась даже на введение регулярных военных частей.
Поэтому задачей исполняющего обязанности главы государства (Янукович самоустранился от выполнений своих обязанностей) Александра Турчинова, который был одновременно и главой Верховной Рады, во внешней политике стало создание широкого фронта международной поддержки Украины в ее сопротивлении РФ.
Одним из важных международных шагов была также денонсация Киевом в одностороннем порядке «Харьковских соглашений», подписанных Януковичем. Кроме того, парламент принял ряд необходимых законов для внедрения безвизового режима с ЕС.
Эпоха Порошенка (июнь 2014 – по настоящий момент)
Выбранный на Евромайдане проевропейский курс Украины продолжил победивший с большим отрывом от конкурентов на внеочередных президентских выборах Петр Порошенко. Он объявил стратегический курс на сближение с НАТО, а также подписал отвергнутое Януковичем Соглашение об ассоциации с ЕС и договор о ЗСТ.
Имеющий в том числе опыт главы МИД Порошенко обеспечил создание мировой коалиции государств, которые не только осудили агрессию России, но и ввели против Москвы экономические санкции, а также начали помогать Киеву в проведении реформ. Такой беспрецедентной поддержки на мировой арене Украина не получала за все 25 лет независимости.
Так, Запад предоставляет финансовую, техническую, консультационную и некоторую военную помощь. В Украине работают консультанты мировых организаций и стран, ряд иностранцев с мировым именем приняли гражданство Украины и занялись проведением реформ.
Современное руководство Украины строит государство с прицелом на его интеграцию в западное мировое общество. Запад демонстративно такие намерения поддерживает, однако на практике выставляет ряд ограничений – например, не спешит с безвизовым режимом с ЕС, несмотря на то, что Киев выполнил все условия. Или держит Киев на расстоянии вытянутой руки от полноценного вхождения в НАТО, заменяя его «особым партнерством» и пакетом помощи для реформирования системы безопасности. Говорить вслух о перспективе полноправного членства в Евросоюзе тоже не принято - чтобы не подставлять симпатизирующие Киеву власти в странах ЕС, которые вынуждены оправдываться перед растущим количеством евроскептиков.
Россия же всеми способами пытается затормозить происходящие изменения в Украине: поддерживает войну на Донбассе; дестабилизирует ситуацию в Украине через своих сторонников или используя внутренние противоречия; а также подговаривает некоторые силы на Западе от помощи Украине. Пока такие деструктивные действия не увенчались успехом, но и Россия не прекратит свое сопротивление до тех пор, пока в Кремле будет находиться нынешняя политическая элита, состоящая из представителей силовых структур - именно они прививают гражданам РФ имперские, милитаристские и агрессивные настроения и поэтому не согласны на демократические внутренние преобразования в РФ. И поэтому окончательный побег Украины «из совка» - из орбиты российского влияния, без общих усилий всего западного мира, находится все еще под угрозой.