ГоловнаПолітика

Роман Насіров: "Ні до якого Коломойського в Женеву я не літав і з Хомутинніком мене нічого не пов'язує"

Этот текст – продолжение интервью с главой Государственной фискальной службы Романом Насировым. Записано оно было на позапрошлой неделе, тогда же увидела свет первая часть – об аспектах налоговой реформы, Налоговой как главной "карающей длани" Банковой, претензиях к студии Шустера. Сегодня представляем вашему вниманию вторую часть. В ней – об отношениях Насирова с Виталием Хомутынником, Игорем Коломойским, истинной его коммуникации с Президентом. Особо примечательный момент – искреннее признание Насирова: "В список БПП меня пригласил Президент". Что вполне объясняет последующее – его карьеру в качесвте главы профильного парламентского комитета, сейчас – главы ГФСУ. На ключевые должности Президент расставляет лишь тех, кому доверяет лично.

Фото: 24tv.ua

"В список БПП меня пригласил Президент"

Поговорим о вас. Вы пришли в политику в качестве 51-го номера списка БПП, в Раде стали главой комитета по налоговой политике и таможне. Довольно бурный карьерный рост. Скажите, кто вас в список-то пригласил?

Такой вопрос… Я не рассчитывал, что он прозвучит. Но, раз уж вы спросили, отвечу прямо: пригласил меня Петр Алексеевич.

Как это произошло?

Я с ним работаю начиная с 2008 года. Мы пересекались достаточно часто по бизнесу, по работе. После выборов, я обращался к нему, говорил, что в моем понимании патриотизм – это когда я готов идти и делать что-то для этого государства. Этот вопрос поднимался два или три раза, но сразу ответа не было – в какой роли, в каком формате это можно было бы сделать. И вот вопрос поднялся опять перед выборами.

Вы принесли присягу на верность лично Президенту? В хорошем смысле этого слова…

Да, в хорошем смысле этого слова.

Значит, вы – человек президента.

Я - человек страны Украина, в которой сегодня президент Петр Алексеевич Порошенко.

Какие отношения вас связывают с господином Хомутынником?

Никакие. Этот вопрос поднимался неоднократно.

Только не надо говорить, что вы его знаете исключительно по парламенту.

Ну, он был членом комитета… А до этого был главой комитета (налоговой политики, - С.К.).

И он должен был снова стать главой комитета, но просто личность Виталия Хомутынника, человека который крышует налоги и таможню с 2002 года, она слишком одиозная. Поэтому главой комитета стали вы.

Как Виталий Хомутынник может сегодня крышевать налоги или таможню?

Так же, как в прошлые годы.

Пару месяцев назад в "Украинской правде" прошла заметочка: вроде как я с Хомутынником летал в Женеву к Коломойскому. Меня потом и в Кабмине, и в ВР, и журналисты много раз об этом спрашивали. До сих пор прошу чтобы "Украинская правда" или дала какие-то факты или опровергла информацию. Я даже уже не прошу, чтобы они извинились. Прошу опровергнуть просто эту информацию – потому что нет таких фактов. Ни к какому Коломойскому я не летал, тем более – с Хомутынником и меня с ним ничего не связывает.

Ни с Коломойским, ни с Хомутынником?

Ни с Коломойским, ни с Хомутынником. Вопрос Коломойского тоже поднимался неоднократно, мол я…

Тимошенко считает, вы – человек Коломойского. И не только она.

Почему?

Я у вас спрашиваю.

Я считаю, что нет никаких оснований.

Одно из резонансных решений вашего ведомства - рассрочка платежа долгов "Укрнафты". Задолженность их перед государством составляет 14 миллиардов гривен и она должна была быть погашена до конца текущего года. Однако, в "Укрнафте" сменилось руководство и они попросили тридцать дней на "разобраться в ситуации". Налоговая пошла навстречу. Вместе с тем, не секрет: погашение господином Коломойским данного долга было одним из условий условного "мирного соглашения", заключенного между ним и Президентом Порошенко в ночь, когда было принято решение об отставке Коломойского. Гарантом договоренностей выступал Александр Турчинов. Соответственно, решение о предоставлении "Укрнафте" рассрочки, не могло быть принято вами без согласования с Банковой. Никак не могло.

Кажется, вам известно намного больше, чем мне. Смотрите. Какие там были договоренности у Коломойского с кем-либо, я не могу комментировать, просто не знаю. Теперь - ситуация по "Укрнафте". С прошлого года они не платили налоги, я пришел (в ведомство, - С.К.) в мае и быстро стало понятно: платить они их, вроде как, и не собираются. За июнь-июль мы сделали достаточно формальных шагов, чтобы их чуть-чуть заставить начать платить налоги. В августе они вернулись к нам с предложением: мол, если вы реструктуризируете нам до конца года, мы станем платить. Первую половину августа мы это обсуждали и, да, в середине августа действительности подписали реструктуризацию.

Обсуждали с новым руководством компании или с Коломойским?

Реструктуризацию обсуждали с исполняющим обязанности, господином Пустоваровым. В августе мы подписали (договор, - С.К.), на общую суму налогового долга, которая у них была – это 8,6 миллиарда гривен. Подписали рассрочку вплоть до ноября месяца, до декабря, равными частями каждый месяц. В августе, впервые за весь этот период времени, они начали платить. Часть суммы закрыли в августе, часть - в сентябре, в целом – если мне память не изменят, да, порядка 1.8 миллиарда гривен. Далее произошло назначение нового руководителя и так далее. За этот период времени, ГФС взяла в налоговый залог активов "Укрнафты" на 9.2 или 9.3 миллиарда гривен. И не по теоретической стоимости, но по фактической.

То есть, если "Укрнафта" не заплатит?..

Сейчас расскажу, как идет процесс. В сентябре он не выполнили условия реструктуризации - не заплатили, что должны были по договору. В первых числах октября этот договор был разорван. Итак, на сегодня долг про реструктуризацию разорван, а в налоговом залоге находится 9,2 или 9,3 миллиарда активов. Включая, заправочные станции, здания, сооружения, оборудования для добычи, так далее. Следующий шаг – согласно регламенту, мы подаем в суд на компанию "Укрнафта", дабы произошло списание денег со счета. Если этих денег будет недостаточно, последует продажа активов компании "Укрнафта". Продажа в том объеме, который необходим для покрытия налогового долга.

Вы согласовывали рассрочку платежа с Банковой?

Я не согласовывал рассрочку платежа с Банковой.

"Ложкин никак не курирует мою работу"

Как часто вы общаетесь с Ложкиным?

Вижусь, наверное, раз в две недели.

Он курирует вашу работу?

Ложкин никак не курирует мою работу. Вместе с тем, Бориса Евгеньевича, я знаю достаточно давно - с 2007 или с 2008 года. Поддерживаю с ним нормальные отношения.

Фамилия харьковского бизнесмена Скоробогача, вам что-то говорит?

Сейчас уже говорит. Со времени моей работы в ГФС, это имя тоже несколько раз упоминалось. Но я так скажу… Вот, даже по нашему сегодняшнему разговору… Согласитесь, не может быть так, чтобы Коломойский, Хомутынник, Ложкин, Порошенко, кого вы там еще называли, одновременно "курировали" работу Фискальной службы.

Фото: 24tv.ua

Почему не может!? Очень даже может! А как все эти люди взаимодействуют, например, на выборах в Харьковской области? Когда там реализовывается фактически договорняк. Когда партия "Возрождения", которая контролируется в Харьковской области Хомутынником и Коломойским, выдвигает Геннадия Кернеса, который сам под судом и его могут "закрыть" в любой момент. Тем не менее, ему позволяют участвовать в выборах, а действующий губернатор, ставленник господина Ложкина, ему активно в этом помогает. Это не договорняк? Договорняк! А ваша ситуация - еще один пример эффективного сотрудничества людей, чьи интересы, на первый взгляд, не совпадают.

Соня, я вам на этот вопрос не смогу ответить. Тут – политика…

Это был не вопрос, а пример. Зеркалящий вашу ситуацию, где объединились интересы Коломойского, Порошенко и Хомутынника.

Не согласен. Попросил бы не объединять интересы этих трех людей, в первую очередь Президента Украины.

Видимо Юлия Тимошенко, что-то знала, когда говорила про вашу связь с Коломойским.

У нас политики очень часто что-то говорят, а потом не могут это ничем подтвердить, объяснить. Давайте смотреть на действия.

Так Скоробогач "смотрящий" от Хомутынника за Фискальной службой или нет?

Уж кто-то, а вот господин Скоробогач точно не может быть "смотрящим", тем более за налоговым органом.

Вам вообще институт "смотрящих" должен быть хорошо известен.

Почему?

В 2013-м вы работали в Государственной зерновой компании Украины. Как раз тогда ее контролировали известные Юрий Иванющенко и его правая рука Иван Аврамов. Хотела спросить, известны ли вам подробности скандальной истории, когда украинское зерно уехало в Китай, а 132 миллиона долларов за него в Украину не зашли? Бывший начальник ведомства и его первый зам сейчас в розыск объявлены в связи с этим.

Этот вопрос мне задавался неоднократно. Несколько раз я был в Генеральной покуратуре, давал свои пояснения. Моя роль в ДПЗКУ: я занимался исключительно китайским кредитом - второй его частью, направленно на инвестиции в Украину.

Как так вышло, что зерно уехало, а деньги не зашли?

Это было неоднократно описано, в действительности - банальная схема. Просто группа людей обворовала украинское государство. Потому что гарантии на китайский кредит были со стороны правительства Украины. А вместо этого вышло вот что: люди отправляли зерно через свои оффшоры, получали оплату на свои оффшоры, но эта оплата никогда так и не дошла до ДПЗКУ.

"Схем" больше нет"

Конверты. Раньше ставки по конвертированию достигали 12-15%, сейчас средняя ставка – 8-10%. Покращення.

НДС и конверты - очень связанные вещи. Что происходит: предприятие пытается купить какой-то товар или услугу, поставить это себе на затраты, тем самым получить кредит по налогу на добавленную стоимость, уменьшить свою налогооблагаемую прибыль, а деньги - отправленные за мнимые товары или услуги - получить в наличной форме. Это очень связанный процесс.

Так вот, если в прошлом были так называемые "конвертационные" площадки, были люди, которые их курировали или организовывали.

Клименко, Курченко.

Сегодня этих площадок на сегодня нет, ни в какой форме.

Нет, остатки остались.

Есть, так называемая, "партизанщина", которую мы каждый месяц, просто "убиваем", грубо говоря. Основная часть схемы по площадкам была в чем? В том, что если ты воспользуешься этим предприятием, а не другим, то никаких претензий не будет. Это - основная часть. На сегодня такого нет. Даже если, так называемые "партизаны", пытаются продать предприятие, а предприятие пытается воспользоваться этим незаконным кредитом, нам нужно где-то полтора месяца, чтобы их "догнать" и снять этот нелегальный кредит.

Ранее борьба за власть в Украине всегда была борьбой за…

Денежные потоки.

За управление денежными потоками.

Можно и так сказать.

А Виктор Федорович пришел, и эти потоки монополизировал, монополизировал коррупцию. Он создал систему, которая рухнула с его бегством. Однако, она была слишком масштабна и слишком многие были заинтересованы в продолжении ее существования. Поэтому когда вы сегодня говорите, что "хлопаете" "поштучно" каких-то "партизан", это, извините, несерьезно, негосударственный подход.

Нет, это очень масштабно, очень государственно и, еще раз повторю, это выражается в цифрах.

"Я учился и работал в Англии"

Ваша лондонская квартира, точнее две ваши лондонские квартиры, которые висят на принадлежащих вам фирмах.

Все знают - я никогда не скрывал – что с 2001 по 2007 год я учился и работал в Англии. Полностью законно. Оплачивал там все налоги, где-то естественно я жил, чем-то я занимался.

Какой у вас был статус?

Изначально у меня была студенческая виза, потом у меня была рабочая виза.

Если жить в Британии более пяти лет, можно претендовать на гражданство.

Рабочую визу я получил только где-то в 2006 году.

Поэтому я и спросила.

Возвращаемся к основному. В обеих квартирах, чего я не скрывал, я всегда был зарегистрирован прямо в украинском посольстве, чего многие не делают. Но я, как добросовестный гражданин, находясь на проживании в другой стране, там был зарегистрирован. Что начинается с недавнего времени? Я бы называл это черным пиаром. Я думаю, вы очень хорошо знаете, что такое черный пиар и когда он появляется в нашей стране.

Так кто ж вас заказал-то?

Я бы очень хотел найти кто конкретно, мне очень интересно. Почему? Потому что сначала был период два-три месяца намеков. Все намекали.

От кого намеков?

Со всех сторон.

Конкретно!

Поверьте мне, намекал бизнес, намекали даже некоторые сотрудники, которых я увольнял практически сразу.

Ликарчук, имеете в виду?

Все материалы по Ликарчуку, которые были наработаны ГФС - отделом внутренней безопасности, отделом внутреннего аудита - они переданы в Прокуратуру.

Почему вы не говорите, что Ликарчука назначил Кононенко?

Фактически его назначил Кабинет Министров Украины.

Настаивал Кононенко, а контролировать должен был депутат Грановский.

У вас больше информации, чем у меня.

Ясно. Так, вот, две ваши лондонские квартиры.

Возвращаясь к ним. Возвращаясь к моей декларации. Моя декларация заполнена в полном соответствии с законодательством Украины. И мне очень "нравится", когда говорят, что эти компании (на которые записаны квартиры, - С.К.) принадлежат моим фирмам. Это разбивается в первый же момент. Материалы, которые выкладывали в интернет, там 2005-2007 годы. Если забить названия указанных компаний, оказывается, что это - огромная Housing Associare, с сотнями домов, тысячами квартир. Которая занимается тем, что сдает их в аренду.

То есть, квартира не ваша?

Конечно, не моя.

Вообще?

К сожалению.

Я еще не встречала ни одного вменяемого человека, который – имея заграницей счета или недвижимость – записывал бы их на себя. Вот, ей Богу, ни одного такого не знаю.

Видите ли, я - законопослушный гражданин. На все свои расходы, я всегда имел доходы, легальные. Всегда платил налоги. За прошлый год моя легальная зарплата – пять миллионов гривен. Все имущество, которым владею я или члены моей семьи, я все включил в декларацию. Почему, спрашивается, в интернете выставили только часть ее – там, где пробелы? А те страницы, которые плотно заполнены, их не публиковали.

Знаете, по поводу Лондона у меня есть своя теория. Вы сейчас, конечно ее оспорите, но я озвучу. Для получения инвестиционной визы так называемой…

У меня никогда не было инвестиционной визы. Обычная рабочая…

А какая у вас сейчас, кстати?

Обычная. Самая обычная.

Так вот, наличие недвижимости дает определенные преференции. Не такие, конечно, как с странах Балтии, но тем не менее…

Я вам еще раз заявляю: у меня нет инвестиционной визы.

И этих двух квартир в Британии, либо каких-то других?

Нет.

Вы только что сказали, что заполняя декларацию, указали там имущество всей семьи. Но вот бизне с жены не указали. Почему?

О каких бизнес-проектах вы говорите?

Ваша жена - Екатерина Глимбовская, правильно?

Абсолютно верно.

И у нее есть бизнес.

У нее бизнеса нет.

Нет? А папа, Александр Глимбовский, есть?

Есть.

А у него - фирма "Альтис".

Абсолютно верно.

Получавшая строительные подряды во времена Виктора Януковича.

Это, знаете, манипуляция фактами.

Что ж тут манипулятивного?

Я могу говорить больше за себя, чем за это предприятие. Уверен: сами они могут вам прокомментировать, что работают на украинском рынке 15 или 20 лет. Вопрос такой: вы, во времена Януковича, в Украине жили?

Что вы делали до 17-го года?

И я жил в Украине. Работал в ДПЗКУ во времена Януковича? Да, работал я в ДПЗКУ. А, знаете, почему? Потому, что я считал: азиатский, китайский рынок суперперспективен для Украины. Я действительно хотел, чтобы наши отношения с китайцами и тот контракт, который был заключен, чтобы он двигался намного-намного дальше. Это был и остается, кстати, одним из крупнейших контрактов, заключенных украинским предприятием на азиатском рынке.

Ранее вы заявляли, что станете добиваться проверки на предмет того, что лондонских квартир у вас действительно нет.

Что я и сделал.

Конкретно. Куда вы обратились?

В Нацдержслужбу - чтобы они провели проверку касательно моей декларации, моего имущества: что у меня есть, чего у меня нету…

Если Нацдержслужба подтвердит, что у вашей жени нет бизнеса, то это будет очень весело, конечно. К вам, конечно, есть еще масса вопросов, но сегодня на этом, пожалуй, закончим. Спасибо вам за разговор.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
LB.ua в соцмережах: