За налоговую реформу и бизнес, и общественные организации, и даже Государственная фискальная служба воевали более полугода. Однако правительство и парламент поступили по-своему: депутаты голосовали за изменения в действующий Налоговый кодекс скомкано, без вдумчивого изучения нескольких сотен страниц вынесенного на их суд документа.
С одной стороны, налоговые новации – не более чем формальность, злая шутка Кабинета министров, которому кровь из носу нужно было "протолкнуть" их на первый фланг, перед законом о госбюджете на 2015 год. Что, собственно, правительство успешно и сделало (бюджет голосовали следом, в ту же всенощную с 28 на 29 декабря). С другой стороны, радоваться совершенно нечему, так как каждому из нас теперь предстоит жить с новыми налогами. К тому же, по итогам первого квартала депутаты вновь будут "копаться" в Налоговом кодексе, а значит, новые сюрпризы не за горами.
Ставки – выше, льготы - меньше
Как мы помним, последний вариант изменений в Налоговый кодекс, обсуждавшийся в стенах Кабмина, наделал немало шороху. Наибольший резонанс вызвали прогрессивная шкала взимания подоходного налога, внедрение непрямых методов контроля доходов (в том числе всеобщее разовое декларирование), мнимое сокращение количества налогов путем их слияния, подозрительная реформа взимания единого социального взноса (посредством введения двух ставок – 41% и 15%) и т.д.
К счастью, часть из всего этого винегрета в парламент не попала. Так, ставки налога на доходы физлиц действительно выросли. Но не до 25%, как изначально планировалось, а до 20%. В частности, трудовые доходы в размере до 10 минимальных зарплат будут облагаться налогом по ставке 15%, свыше – 20% к сумме превышения. Кстати, оказались под налогообложением и пенсии, размер которых составляет более трех минимальных зарплат (свыше 3,65 тыс гривен). Налог в размере 15% будет применяться к сумме превышения.
Для пассивных доходов (процентов, инвестприбыли, роялти) установлена единая ставка налога – 20%. Кроме дивидендов: они облагаются по 5%, но только для тех предприятий, которые платят налог на прибыль (в противном случае налог на дивиденды также составляет 20%).
В то же время депутаты пока что решили не торопиться с введением разовой декларации, которая должна стать первым шагом к контролю благосостояния налогоплательщиков по их расходам. Не будет пока и 30%-го налога на превышение затрат над доходами. Но не стоит забывать, что идея непрямых методов контроля витает в Кабмине уже не первый год, поэтому возврат к ней – лишь вопрос времени.
Ужесточили и условия налогообложения недвижимости. Но не так радикально, как ожидалось. Этот налог будет взиматься с квартир площадью больше 60 кв. метров и домов свыше 120 кв. метров или в сумме не больше 180 кв. метров (ранее льгота составляла 120 и 240 кв. метров соответственно). Налог будет взиматься за "лишние" квадратные метры, то есть владельцы квартиры в 80 кв. метров будут платить налог только за 20 кв. метров. Учитывается не только жилая, а вся площадь - в том числе лоджии и кладовые, а в доме - технические пристройки.
Размер налога будут определять местные органы самоуправления, а его ставка составит до 2% минимальной зарплаты за каждый метр. Кроме того, местные власти получили право увеличивать размер льготной площади, которая не попадает под налогообложение.
Объектом налогообложения стала и коммерческая недвижимость. Ставка налога стандартная, 2%, только до 2016 года она ограничена 1% от суммы минимальной зарплаты за каждый метр площади. Исключение сделали лишь для производственных помещений, а также малых архитектурных форм и недвижимости, принадлежащей бизнесменам, которые торгуют на рынках. Они налог платить не будут.
Сократить и добавить
Продолжается чехарда с количеством действующих налогов. Например, как и предполагалось, рентная плата будет включать в себя шесть платежей. То есть под одной "оберткой" оказался целый букет налогов. Плата за землю заменяется земельным налогом, который, фактически, абсорбирует в себя и фиксированный сельхозналог. Однако обещанной ликвидации туристического сбора и сбора за места для парковки транспортных средств и вовсе не будет. Хотя их неоднократно называли неэффективными.
Более того, с легкой руки законодателей появляются новые налоги. Например, дополнительный акциз в сфере розничной продажи алкогольных напитков и табачных изделий, а также топлива. Он будет перечисляться в местные бюджеты, а его ставка составит 5% от оборота. Причем, интересный нюанс: отныне пиво будет считаться алкогольным напитком. Соответственно, на него будет распространяться стандартная ставка, как и на весь алкоголь.
Параллельно повышаются размеры некоторых сборов, взимаемых при торговле алкогольной и табачной продукцией, при добыче нефти. Увеличение существующих акцизов коснется и топлива. Для моторных бензинов он будет составлять 202 евро за тонну (ранее – 198 евро/тонна), для сжиженного газа – 50 евро за тонну (ранее – 44 евро/тонна). Также вводится акциз на альтернативные виды топлива, он составит 99 евро/тонна.
Подакцизными стали и электромобили (можно попрощаться с планами властей сделать этот вид транспорта популярным). Сумма налога составит 110 евро за каждый автомобиль на электрической тяге.
Еще одно новшество - налог для владельцев авто с объемными двигателями, от 3 литров и выше. Его окрестили налогом на "роскошные автомобили", хотя такой критерий выглядит, мягко говоря, притянутым за уши. Вряд ли можно считать "люксовым" Toyota Camry, Honda Accord, Mitsubishi Outlander или Subaru Outback. Это типичный средний класс. Поэтому логично, что набор критериев нужно было делать шире. И распространять этот налог не только на авто, но и, скажем, на яхты или личные самолеты. Но эти транспортные средства депутаты почему-то обошли вниманием, а еще ко всему прочему отменили сбор за первую регистрацию летательных и плавсредств.
Сумма налога составит 25 тыс. гривен ежегодно. Радует лишь одно: распространяется он на "молодые" авто возрастом до 5 лет.
Кроме того, до 1 января 2016 года сохрянается еще один сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности. Для предприятий его ставка составит 2%, для населения – 4%. А также вводится акциз на электроэнергию – его ставка составит 3,2%.
Не отменили депутаты и военный сбор, он будет взиматься до момента, когда парламент примет решение о завершении реформы Вооруженных Сил Украины. Хотя ранее планировалось, что его продлят лишь до 2016 года.
Каждому по прянику
Бизнесу тоже не удалось отсидеться в углу. Из общих нововведений – ежемесячное обнародование информации о налогоплательщиках на сайте Государственной фискальной службы. Рассказывать будут об уплате налогов природными монополиями и субъектами, которые пользуются недрами. А также давать информацию о компаниях, имеющих налоговые долги с поименным указанием руководителей и сумм задолженности.
Тем не менее, налоговики обещают быть лояльными к бизнесу, и готовы не применять по итогам 2015 года санкции за нарушение правильности подсчета налога на прибыль, заполнения налоговых деклараций и сумм уплаты этого налога. Также депутаты разрешили до 1 января 2016 года использовать кассовые аппараты, которые введены в эксплуатацию до 2015 года, и предоставляют в Фискальную службу информацию только об объеме проведенных операций, но не подают электронные копии расчетных документов.
Вместе с тем, уже с 1 июля 2015 года предприниматели 2 и 3 групп (кроме тех, кто торгует на рынках и передвижных объектах) должны будут применять кассовые аппараты. Правда, тех, кто введет их в эксплуатацию до 30 июня включительно, тоже обещают избавить от проверок. На целых два года.
Вообще, вплоть до 2017 года проверки компаний и физлиц-предпринимателей, объем годового дохода которых не превышает 20 млн гривен, будут осуществляться исключительно с одобрения Кабинета министров, на основе заявления от налогоплательщика, а также по решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.
Отсрочка с заморочкой
Радует, что парламент пошел на уступки по НДС и до 1 февраля отложил внедрение новой электронной системы администрирования этого налога, которая, в том числе, предусматривает появление так называемых НДС-счетов. При этом период с 1 февраля до 1 июля будет считаться переходным. То есть, у бизнеса будет фактически полгода, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Что касается горячо обсуждаемых льгот по НДС для зернотрейдеров, то их до 2018 года решили оставить нетронутыми. Но, с интересной оговоркой: от налога освобождаются операции, кроме первой поставки зерновых сельхозпредприятиями, которые непосредственно приобрели зерно у производителей. Зато операции по экспорту зерновых освобождены от НДС полностью.
Осталось у бизнеса и право на автоматическое возмещение НДС. Но для этого налогоплательщик должен выполнить несколько условий: не иметь налоговых долгов; располагать необоротными активами, остаточная стоимость которых в три раза превышает сумму налога, заявленную к возмещению; осуществлять операции, к которым применяется "нулевая" ставка НДС либо подтвердить инвестиции в необоротные активы в сумме не менее 3 млн гривен за последние 12 календарных месяцев.
Плательщикам налога на прибыль сделали небольшую поблажку в части уплаты авансовых взносов. Так, если раньше от авансирования освобождались компании, у которых доходы за последний календарный год не превышают 10 млн гривен, то теперь эта планка увеличена до 20 млн гривен. Базовая ставка налога осталась неизменной – 18%. Вместе с тем, организаторы лотерей, помимо основной суммы налога, будут платить 10% от доходов, а букмекеры – 18% от полученного дохода.
Упростить или запутать?
Как и планировалось, количество групп плательщиков единого налога все-таки сократится с 6 до 3, а сельхозпроизводители будут отнесены в отдельную группу.
В первой группе останутся предприниматели, которые не используют наемный труд, работают в сфере розничной торговли или предоставляют услуги населению, а их годовой оборот составляет 300 тыс. гривен (ранее – 150 тыс гривен). Ставка налога – 10% от минимальной зарплаты.
Вторая группа – СПДшники, у которых количество наемных сотрудников не более 10, а годовой оборот – 1,5 млн гривен (было – 1 млн гривен). Ставка налога – 20% минимальной зарплаты.
Для третьей группы ограничение на количество наемных работников снято, а предельный годовой оборот увеличен с 3 до 20 млн гривен. Ставки налога составляют 2%+НДС либо 4% (при условии включения в налог НДС). При этом все "упрощенцы", которые входили до 2015 года а 3-6 группы, с 1 января автоматически считаются предпринимателями (это же касается и юрлиц), включенными в 3 группу единого налога.
Аграрии - плательщики фиксированного сельхозналога – теперь относятся к новой четвертой группе. Причем, фиксированный налог заменили налогом на землю, хотя принцип его взимания не изменился. Он зависит от площади земли, которая находится в собственности предприятия или эксплуатируется.
Ну и, конечно же, не стоит забывать одиозное снижение ставок единого соцвзноса (ЕСВ), за которое Верховная Рада проголосовала вместе с Налоговым кодексом. С одной стороны, шаг героический. По заверениям правительства, размер ЕСВ за несколько лет должен снизиться с нынешних 41% до 16,4%. Для этого компания-плательщик взноса будет использовать понижающие коэффициенты: 0,4 к ставке ЕСВ в 2015 году, 0,6 – в 2016 году.
Для применения коэффициентов в нынешнем году работодатель вынужден выполнить несколько условий. Так, средняя зарплата на предприятии должна увеличиться минимум на 30% по сравнению с 2014 годом, и составить не менее трех минимальных зарплат. Общая база начисления ЕСВ за месяц должна в 2,5 раз и более превышать среднемесячную базу начисления единого соцвзноса в прошлом году. Плюс ко всему, средний взнос по ЕСВ на одно застрахованное лицо после применения коэффициента не может быть менее 700 гривен.
Какое количество компаний во время кризиса будут готовы всю зарплату "по-белому", да еще и увеличить выплаты сотрудникам – вопрос риторический. Правда, с 2016 года право на использование понижающего коэффициента получат все работодатели, которые используют наемный труд (а также те лица, которые платят ЕСВ добровольно).
В ходе голосования премьер Яценюк предупредил, что закон не вступит в силу, если его не одобрят международные кредиторы ("Якщо будуть застереження наших міжнародних фінансових кредиторів, ми його переглянемо".). А поскольку есть риск, что реформа ЕСВ приведет к недобору средств и без того в "дырявый" бюджет, вариант недовольства со стороны того же МВФ вполне возможен. Значит, вероятность возврата к прежней системе взимания единого соцвзноса высока.
Ключевые налоговые новшества 2015 года:
- Вместо ликвидации налогов – появление новых платежей: акцизов на алкоголь, табак и топливо, транспортного сбора для владельцев "дорогих" авто и т.д..
- Увеличение верхней планки подоходного налога с 17 до 20%.
- Налогообложение пенсий, превышающих три минимальных зарплаты.
- Снижение льгот для владельцев недвижимости.
- Мораторий на налоговые проверки и санкции до 2016-2017 года (в зависимости от типа налога и сферы бизнеса).
- Отсрочка внедрения электронного администрирования до 1 февраля 2015 года (фактически – до 1 июля).
- Сокращение групп единого налога с 6 до 3 с одновременной либерализацией требований к суммам годового оборота СПД.
- Поэтапное снижение ставки ЕСВ, но в 2014 году лишь для тех компаний, которые согласятся повысить зарплаты сотрудникам и работать полностью прозрачно.