ГоловнаЕкономікаБізнес

Плюси та мінуси реформ у Грузії

Из всех стран, относимых к пост-советской группе, Грузия является, пожалуй, единственным успешным реформатором (прибалтийские страны по своему пути развития относятся, скорее, к восточноевропейской группе). Успех грузинских институциональных реформ заметен – обуздание коррупции, резкое улучшение условий ведения бизнеса. Несмотря на это, у страны есть масса проблем, тормозящих её развитие – относительно слаборазвитая финансовая система, энергетическая неэффективность, плохая инфраструктура и характерная для малых экономик уязвимость ко внешним потрясениям.

Фото: EPA/UPG

Успешные институциональные реформы

На постсоветском пространстве – и даже за его пределами – Грузия после 2003 года стала прочно ассоциироваться с реформами.

Список одних только институциональных реформ экономического характера впечатляет.

Грузины сократили количество налогов с 21 до 6 и снизили ставки. Кроме того, была кардинально упрощена система налогообложения, обуздана коррупция в соответствующем ведомстве, а большая часть налоговых выплат сейчас осуществляется онлайн.

Большая часть налоговых выплат сейчас осуществляется онлайн.

Похожей реформе подверглась таможня – ещё один традиционный для постсоветских стран рассадник неэффективности и коррупции. Количество тарифов на импорт было сокращено на 90%, а количество тарифных ставок – с 16 до 3. Коррупция на таможне была практически ликвидирована, а степень зарегулированности процедуры кардинально упрощена. Достаточно сказать, что количество документов, которые должен был подавать импортёр, сократилось с 52 (до реформы) до 2.

Фото: zyalt.livejournal.com/censor.net.ua

Грузия достигла определённых успехов в борьбе с коррупцией. По индексу восприятия коррупции от Transparancy International Грузия занимала в 2011-м 61-е место, а в 2002 – 85-е. Это самое сильное из зарегистрированных сокращений коррупции в мире за этот период.

В результате реформ, Грузия стала обладательницей одного из наиболее свободных трудовых кодексов в мире – с соответствующим индексом Heritage Foundation на уровне 92,1. Расходы и ограничения на найм и увольнения работников в стране минимальны. Это могло бы показаться угрожающим для социальной сферы, если бы основным конкурентом Грузии, с тем же индексом свободы трудовых отношений, не была относящаяся к странам «скандинавского социализма» Дания. Как видим, социальность и зарегулированный рынок труда – вовсе не одно и то же. К слову, опыт Грузии, социальная сфера которой развита, как минимум, не хуже, чем в других постсоветских странах, это также подтверждает.

Согласно рейтингу Doing Business 2012 от Мирового Банка, Грузия является наиболее успешным реформатором за последние пять лет. С 2006 года страна поднялась со 112-го на 16-е место в нём. По такой категории, как лёгкость начала бизнеса, Грузия занимает 7-е место в мире, по получению разрешений на строительство (традиционный источник проблем в большинстве стран мира) – 4-е, по регистрации прав собственности – 1-е, по легальным аспектам получения кредита – 8-е, а по защите инвесторов – 17-е. Кроме того, у Грузии достаточно высокие места по лёгкости налогообложения, исполнению контрактов и трансграничной торговле – 42-е, 41-е и 54-е места соответственно.

Проблемы и угрозы

Всё это вовсе не означает, что грузинская экономика лишена проблем и недостатков.

В том же рейтинге Doing Business Грузия занимает 89-е место в мире по лёгкости получения доступа к электросети (что, впрочем, частично продиктовано проблемами с энергоснабжением) и весьма низкое 109-е место по лёгкости разрешения банкротств – ниже, чем у России, Беларуси и даже Таджикистана.

Несмотря на все попытки, грузинам всё ещё не удалось качественно реформировать судебную систему и сделать высоким уровень соблюдения законов. Согласно Heritage Foundation, эффективность судов остаётся низкой и они всё ещё сильно подвержены политическому воздействию и коррупции. Также, слабо соблюдаются права на интеллектуальную собственность.

Фото: EPA/UPG

Кроме того, несмотря на все свои реформистские успехи и устремления, Грузия была и остаётся довольно отсталой и слаборазвитой страной. ВВП на душу населения в 2011 году был равен $3,210 (115-е место в мире), что ниже, чем в Ираке ($3,513, 109-е место) и в Украине ($3,621, 107-е место). Более половины работоспособного населения занято в сельском хозяйстве – больше, чем во Вьетнаме. Для сравнения, в Чехии, Канаде и Германии в сельском хозяйстве занято менее 5% населения, а в Украине, Мексике и Индии – около 15%.

Фото: EPA/UPG

Правда, последний фактор говорит не только об отсталости, но и о высоком потенциале роста грузинской экономики. Единственный известный на сегодняшний день путь успешного развития аграрной экономики состоит в индустриализации, т.е. наращивании промышленного производства и перетекании в него сельскохозяйственных работников. Причина – в промышленности можно быстро заимствовать иностранные технологии и бизнес-практики, которые резко повышают производительность труда. В результате, отдача от одного промышленного работника оказывается в несколько раз выше, чем от сельскохозяйственного, и экономика быстро растёт. Грузии этот пусть всё ещё доступен. Украине, находящейся на примерно том же уровне по ВВП на душу населения – уже нет.

Однако, даже если Грузия успешно разовьётся и станет в будущем таким себе черноморским Сингапуром, одна из её проблем неискоренима по определению – высокая подверженность колебаниям мировой экономики вследствие малого размера. Все малые страны страдают от этого, и Грузия уже имела свою долю проблем в 2008-2009, когда отрицательное сальдо баланса текущего счёта выросло до угрожающих минус 22% от ВВП. В будущем обострённая реакция на внешние кризисы также неизбежна, и стране так или иначе придётся с этим жить.

Долгосрочное восстановление

Следует отметить, что Грузии не впервой оказываться в роли наиболее передовой в плане реформ и борьбы с коррупцией страны среди бывших советских республик. Эдуард Шеварнадзе, будущий второй президент Грузии, поднялся в советские времена к вершине власти в республике именно в результате его борьбы с коррупцией, которая уже тогда была огромной проблемой. Правда, несмотря на некоторые положительные сдвиги, предвосхитить успех Саакашвили тогда не удалось, даже несмотря на схожие методы (например, замену всего персонала в тех или иных силовых структурах).

А вот в экономике Шеварнадзе был успешен. Вопреки характерной для всего "застойного" СССР стагнации, экономика Грузии росла довольно быстрыми темпами – например, с 1972 по 1974 промышленное производство выросло на 9.6%, а сельскохозяйственное – на 18%. Значительно уменьшилась проблема с товарными дефицитами. В то время, как в Москве очереди в магазинах год от года росли, в Грузии они уменьшались, а то и совсем исчезали.

Фото: osetia.kvaisa.ru

В экономике Шеварнадзе был успешен.

По словам самого Шеварнадзе, огромную роль в этом успехе сыграли экономические эксперименты, призванные децентрализовать принятие решений и стимулировать продуктивность предприятий. По сути, речь идёт о реформах, направленных на либерализацию экономики, пусть и весьма умеренную.

К 1990 году ВВП по ППС (паритету покупательной способности) на душу населения в Грузии был примерно равен российскому – только в Грузии не было российских ресурсных богатств. При этом, более высокий показатель среди советских республик имели только изначально значительно более развитые прибалты.

В первые годы своего существования Грузия понесла огромные экономические потери из-за междуусобных конфликтов.
В первые годы своего существования Грузия понесла огромные экономические потери из-за междуусобных конфликтов.

К сожалению, после получения независимости Грузия не смогла удержать своих экономических достижений. Причиной, как это часто бывает в истории, стали политические конфликты. В грузинском случае – междуусобные.

Наиболее сильная просадка экономики пришлась на 1992 год, когда в стране начались междуусобные войны – гражданская, война в Абхазии и продолжающийся конфликт в Южной Осетии – хотя спад продолжался до 1994 года. Экономические потери были огромны: от пика 1990-го до дна 1994-го ВВП по ППС упал на 72.5%, т.е. производство товаров и услуг сократилось почти в четыре раза.

Однако, в полном согласии с экономической теорией, восстановление экономики также было быстрым. В среднем ВВП по ППС рос с 1994-го по 2008-й на 10,25% ежегодно. Хотя, малый размер экономики и здесь сыграл с Грузией злую шутку – после российского дефолта 1998 года среднегодовой рост на протяжении составлял анемичные 3%.

Таким образом, в каком-то смысле можно говорить о впечатляющих успехах Грузии не как о развитии с нуля, а как о восстановлении и возвращении к тем темпам роста и развития, которые она имела в СССР – естественно, с поправкой на совсем другие времена и реалии. И современной Украине, которая также до сих пор не сумела достичь своего советского уровня ВВП на душу населения, это даёт некоторую надежду на повторение грузинского успеха.

Павел КухтаПавел Кухта, Заступник голови Стратегічної групи радників при Кабінеті міністрів України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram