Понять, почему наша страна до сих пор не имеет моральных авторитетов, сравнимых по масштабу личности и поддержке общества с бывшим чешским президентом, пытались эксперты и гости заседания.
Открывая встречу, Виталий Портников отметил, что в своем роде украинским Гавелом можно считать Виктора Ющенко, и сразу же иронично добавил: “какая Украина, такой и Гавел”. И, несмотря на сарказм, такое сравнение имеет полное право на существование, ведь в свое время значительная часть украинцев возлагала на Виктора Андреевича те же надежды, что и чехи на своего президента. Но крах этих надежд имеет смысл связывать не только с личностью Ющенко, но и с состоянием умов украинского общества. Ведь в отличие от чехов, у которых единство национальных интересов существовало еще в коммунистические времена, многие украинцы в момент провозглашения независимости искренне считали своей родиной Советский Союз. Идея национальной самостоятельности властвовала тогда над умами лишь части населения, пусть даже и самой активной. И это различие между украинцами и является одной из главных причин отсутствия моральных авторитетов в стране.
Еще одна важная черта, не позволяющая обществу достичь своих целей, - это отстутсвие личной ответственности за происходящее в стране и постоянное желание делегировать свое участие в делах государства “умному, образованному, стратегически мыслящему лидеру”. И такая безответственность каждый раз приводит к одному и тому же результату - люди молчат, а новый “отец нации” перекраивает страну под себя. И без адекватной реакции ситуация не изменится - общество, которое не протестует, глубоко больно.
Продолжая мысль Портникова, народный депутат Украины Олесь Доний сказал, что украинцам свой Гавел просто не нужен, и сравнивать Ющенко с чешским президентом неправильно. Ведь Ющенко победил именно благодаря тем чертам, которые его отличают от Гавела, - конформизму и приспособленчеству, не имеющим ничего общего с желанием реально изменить страну. И наоборот, такие столь далекие для украинских политиков вещи, как жертвенность и порядочность, позволили чешскому драматургу сыграть свою незаменимую роль в истории своей страны.
Но для того, чтобы в украинском обществе появился свой Гавел, само общество должно быть готовым адекватно воспринимать его идеи, преодолев столь деструктивные черты, как лень, бескультурье и зависть. Выбирая между разными лидерами, украинцы в последнюю очередь обращают внимание на принципиальность кандидата в отстаивании своих позиций. Но намного разумней выбрать порядочного человека, чем профессионального вора со знанием экономики.
Главный редактор Исторической правды Вахтанг Кипиани считает, что нам крайне важно понять, что же такого произошло в украинской истории, из-за чего общество потеряло инстинкт самосохранения. Ведь поведение украинцев в политической плоскости сейчас напоминает поступки алкоголика, который живет одним днем, не думая про будущее. Возможно, причина этой угрожающей ситуации кроется в том, что наиболее пассионарная часть украинского общества была уничтожена в борьбе с нацистами и советской репрессивной машиной.
Пожалуй, нельзя изменить все общество сразу. Для появления в Украине своих Гавелов необходимо объединить тех, кто еще готов спасать себя и близких, забыв на время о противоречиях. Именно такое сообщество и может стать той средой, в которой и вызреет по-настоящему достойный национальный лидер. Очевидно, что среди нас есть свой Вацлав Гавел, но только соответствующая среда может сделать из честного драматурга президента Чехии. И для такого единения нужно не загонять людей в рамки единой “правильной” идеологии, а договариваться про взаимопонимание. Ведь такие личности, как Гавел, делают непопулярные вещи ради общего блага, в то время как украинские политики готовы обещать что угодно, лишь бы получить власть. Но без согласия в обществе болезненные реформы проводить невозможно. И это согласие, эти условия для вызревания своего национального лидера, украинцы могут создать только своими руками.
Глава ученого совета Центра исследований освободительного движения Владимир Вятрович во многом соглашается с позицией Вахтанга Кипиани, когда утверждает, что разница между Украиной и Чехией заключается прежде всего в масштабах влияния коммунистического режима на эти две страны. Очень хорошо иллюстрирует эту разницу судьба двух очень похожих по своей сути людей. В то время как Гавел возглавил освободительное движение в Чехии, Иван Светличный уже физически не мог этого сделать, будучи инвалидом, искалеченным за время проведенное в лагерях. Точно в таких же масштабах коммунистические режимы двух стран повлияли на свои общества в целом. Можно сказать, что к моменту обретения независимости таким “инвалидом” был и украинский социум. Украинских гавелов убили. И убили неоднократно.
Самое конструктивное, что может сделать украинская интеллигенция в такой ситуации - это выйти из своего гетто, попытавшись взять ситуацию в свои руки. До тех пор, пока интеллектуалы будут обижаться на то, что “простой народ” их не понимает, ничего не изменится. Только наладив диалог с обществом, можно пытаться что-то менять, создавая благодатную почву для своего Гавела.
Еще более пессимистичным был специальный корреспондент информационного агентства ЛИГАБизнесИнформ Сергей Высоцкий. Ведь во многом события 91-го года больше похожи на результат заговора элит, чем на результат массовой борьбы украинцев за свою независимость. И шанс на появление движения, аналогичного наблюдавшемуся в то время в Чехии, может появиться только если уже современная власть доведет украинский народ “до ручки”. И пока в Украине не появится объединяющей идеи, общей точки приложения усилий, своего Гавела на ее территории не будет. Потому единственное, что должен делать сейчас любой честный украинец - это перестать ждать, пока придет Ланселот, чтобы убить дракона, а начать наконец убивать дракона в себе.