ГоловнаПолітика

Вперед, к торжеству парламентаризма?

Либерально настроенные политики XVIII века, рассуждая об идеальных обществах, склонялись к мысли о том, что именно парламентаризм может стать панацеей от всех общественных бед.

Вперед, к торжеству парламентаризма?

Именно парламентаризм может даровать людям свободу. Именно парламентаризм более всего может обеспечить интересы молодого и агрессивного класса – буржуазии (у нас именуемой средним классом). Естественно – им приходилось сталкиваться с абсолютной или конституционной властью монархов, многие из которых были далеки от идеала (современниками Энциклопедистов были и сумасшедший английский король Георг IV, и самодур Людовик XV, и дегенеративные монархи Неаполя и Обеих Сицилий).

Последующие столетия стали борьбой между желанием правителей (многие из которых были избраны вполне демократическим путём) властвовать единолично и – с другой стороны – попытками утвердить коллективный руководящий орган. Борьба Наполеона с разного рода Конвентами и Директориями увенчалась успехом первого – он стал императором, уготовив своим оппонентам не слишком завидную участь. Революция, начинавшаяся в зале для игры в мяч как попытка установления коллективной власти в противовес абсолютной власти короля прошла несколько кровавых и подлых стадий и завершилась абсолютной властью императора.

Жан Огюст Энгр. "Наполеон на императорском троне", 1806
Жан Огюст Энгр. "Наполеон на императорском троне", 1806

И позже Франция показала образец цикличности диктатур и парламентаризмов в истории – почти по теории маятника: абсолютизм Бурбонов – революция с коллективными формами правления – Наполеон и постнаполеоновское правление Людовика – коллективная «диктатура банкиров» во времена Орлеанской династии – революция и Вторая республика – переворот и диктатура Наполеона Третьего – Парижская Коммуна и Третья Республика – оккупационная власть гитлеровцев и диктатура правительства Виши – Четвёртая Республика и разгул демократии – диктатура де Голля – Пятая Республика – нынешний бонапартизм Саркози… Маятник колеблется…

Почему мы обратили внимание на Францию? Да просто наиболее удобная и сжатая формула общественного бытия. Практически все страны Европы и Америки в той или иной степени проходят путь, который можно найти в истории Франции. Эдакая страна-энциклопедия политических казусов. Учебник политологии, зажатый между Альпами, Лазурным Берегом, Пиринеями, Бискайским заливом, Ла-Маншем и Арденнами.

Сегодня только ленивый не говорит о том, что в Украине воплощается авторитарный путь развития. Что – само по себе (с политологической течки зрения и точки зрения управленческих схем) – нельзя оценивать положительно или отрицательно. Воспитанные в демолиберальном духе люди считают, что демократии нет альтернативы. Политики так не думают и постоянно норовят ввести более жёсткую систему управления. Для Европы 20-30-х годов прошлого века тоталитарная перспектива тоже считалась сама собою разумеющейся – а демократию вообще придумали евреи. Посему не будем морализаторствовать и говорить о том, какой плохой у нас президент и какие плохие донецкие, попирающие демократию – общество заслуживает на того президента, который его имеет. А в президента стрелять нельзя – он имеет так, как умеет.

Просто на фоне усиления давления на бизнес (особенно малый и средний), на фоне рейдерских захватов и передела собственности, на фоне усиления классового расслоения общества начинает расти недовольство – в первую очередь со стороны буржуазии. Буржуазия – это такая субстанция, которая либо выходит на баррикады, защищая свои интересы и нажитое непосильным трудом, либо же использует против диктатуры такой инструмент, как парламент.

Парламент для буржуа – возможность не только поговорить (слово «парле» - «говорить» образует корень слова «парламент»). Это ещё и возможность принимать законы, осуществлять лоббистскую деятельность, влиять на какие-то процессы. Именно поэтому парламент на некотором этапе может заинтересовать буржуазию – или, если вам не нравится слово буржуазия, то средний класс, малый и средний бизнес… То есть, всех тех, кому есть что терять кроме своих цепей.

Уже сейчас начинается активная подготовка к парламентским выборам-2012. В Администрации Президента «нарезаются» округа для мажоритарщиков (в том, что принятие нового закона о выборах – технический момент, никто уже не сомневается). Главы администраций должны представить соответствующие списки тех, кто будет поддержан властью на выборах. Сами потенциальные мажоритарщики уже проявляют повышенный интерес к подготовительному этапу выборов и готовы тратить деньги на кампанию, понимая, что чем раньше кампания начнётся, тем эффективнее она будет. По крайней мере, как говорит один из представителей Института Горшенина, уже сейчас к ним выстроилась дикая очередь потенциальных кандидатов из разных регионов – немедленно начинать работу в округах. То есть, существует понимание серьёзности игры и повышенной конкурентности на предстоящих выборах.

Усиление Януковича – это подготовка к усилению парламентаризма. Третий закон Ньютона – сила действия равна силе противодействия. Глупо предполагать, что будущий парламент будет сплошь региональным и послушным. Теоретически – да: Партия регионов с эпигонами вкупе проведут две трети парламентариев. Но вот тут и начнётся настоящая каша.

Кто будет представлен в следующем парламенте? Не просто ПР! И вряд ли будущий парламент будет плясать под дудку Чечетова. Представьте себе несколько групп со своими интересами. Уже сейчас можно очертить эти группы

Наиболее влиятельной группой будет, скорее всего, группа Александра Януковича. Один эксперт когда-то сказал: «Вот все говорят о Юре Енакиевском. На самом деле его роль – это роль, которую в Древней Руси при малолетних князьях выполнял специально назначенный «дядька». Так вот: Юра Енакиевский – это «дядька» при Саше Януковиче». Скорее всего, именно Александр Викторович и Юрий Владимирович будут формировать самую влиятельную группу. Причём формироваться она будет так, как в 1998 году «Відродження регіонів» - преимущественно из мажоритарщиков (сейчас практически не осталось тех, кто не верит в воскрешение мажоритарки) с добавлением перебежчиков.

Ещё одна группа будет создана теми политическими силами, которые сегодня группируются вокруг Игоря Калетника – главы Госкомтаможни. Даже не одна, а целых две, учитывая тот факт, что Калетник сегодня активно поддерживает и коммунистов (дружба с Александром Голубом, стареющим Симоненко и его супруги, работа по выдавливанию из партии балласта в виде «аксакалов» - Грача и Александровской), и новую фракцию в парламенте – «Реформи заради майбутнього» (как рассказывал один из депутатов-«реформаторов», лидер их фракции разрешил критиковать кого угодно, кроме Калетника). Группа «молодых волков», сформированная вокруг Калетника, скорее всего пополнится за счёт слияния с группой «молодых шакалов» во главе с Антоном Яценко - а тут и Василий Волга, и его тёзка Цушко, и влияние на левый фланг. Калетник – человек с серьёзными менеджерскими качествами, сильный управленец, перспективный политик, у него есть все шансы стать политической «звездой» предстоящего сезона.

Ещё две группы создадут Ринат Ахметов и Андрей Клюев. Наконец, группа Дмитрия Фирташа и Сергея Лёвочкина (без Валерия Хорошковского, который сегодня уже отправился в самостоятельное плавание, подтвердив догадки экспертов о том, что в группе РУЭ он был только случайным попутчиком).

Кстати, упомянутый Валерий Хорошковский потенциально тоже может стать важным фактором не только государственной, но и именно политической жизни страны – он обладает немалым количеством тех свойств, которые необходимы для политического долголетия. Искусственно созданный негативный ажиотаж вокруг его имени сегодня постепенно нивелировался (в политологии полушутя этот эффект называют «эффектном тефлона» - когда к человеку негатив не пристаёт). Сегодня Хорошковский ориентирован исключительно на президента и пытается позиционироваться вне клановых раскладов. Кто знает – возможно, через полгода под него и партия появится?

Фактически можно будет говорить о конце проекта «Партия регионов». Янукович пойдёт по пути Кучмы, создавшего в парламенте целую кучу пропрезидентских фракций, при этом умело используя их для своей собственной игры. Напомним: борьба пропрезидентских фракций, переход некоторых из них в оппозицию, постоянная конкуренция привели к тому, что парламент в конце 90-х годов – в начале 2000-х играл важную роль в процессах формирования среднего класса в Украине. Майдан 2004 года стал следствием не столько всенародного порыва, не столько организаторских способностей Ющенко и Тимошенко, сколько побочным эффектом постоянной возни в парламенте, конкуренции и противостояния. Парламент стал тем первичным бульоном, в котором зародилась жизнь украинского среднего класса.

Я уже не говорю о роли парламентских статистов – маленьких фракций и групп, существенно усиливающих борьбу «титанов». А карликов будет, скорее всего, несколько – и Яценюк, и Тягнибок, и Тигипко… Не стоит сбрасывать со счетов и Юлию Тимошенко с её политической силой – она будет представлена в парламенте даже в том случае, если выборы 2012 пройдут под лозунгом украинского классика Василя Симоненко «Можна все на світі вибирати, сину. Вибрати не можна тільки «Батьківщину»!». Даже если фракция БЮТ будет насчитывать 30 – 50 человек, их будет достаточно для создания шумовых эффектов и для лоббирования интересов тех или иных групп. Но возможно, на дрожжах протестов пакет ЮВТ будет поувесистее.

Лоббизм – вот лозунг будущего парламента. Зачастую лоббизм является двигателем прогресса и инструментом для исправления ошибок. И одновременно лоббизм является мощным орудием в борьбе с авторитаризмом. В современной России, где фактически уничтожен институт оппозиции, буржуазия решает вопросы посредством думского лобби. Мол, мы уважаем Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича, воздаём им хвалу денно и нощно, но вот все интересующие нас вопросы – от квот и лицензий до акцизов и налогов – предпочитаем решать в стенах Думы.

Улучшение лоббистских возможностей автоматически приводит к пониманию: а чем мы, парламентарии, хуже президентской вертикали? Мы – тоже ветвь власти. И тоже претендуем на власть. Наше общество уже не раз переживало эпоху развитого парламентаризма – и каждый раз эта эпоха вела к ослаблению авторитарных тенденций. 1989 – 1991 годы, деятельность Верховного Совета СССР привели к краху тоталитарной советской системы. 1994 – 1998 – противостояние Президента и парламента – привели к обретению Украиной Конституции и рыночной экономики. Именно парламент в 2004 году стал модератором и регулятором общественных процессов, не давая им перерасти ни во всеобщий Майдан, ни в торжество реакции, ни в традиционную славянскую политическую игру «стенка на стенку».

То есть, парламентаризм как форма противодействия авторитарным тенденциям и форма защиты интересов буржуазии может проявиться уже в будущем парламенте. Естественно, президент это понимает и попытается в новой Конституции предусмотреть контроль над деятельностью Верховной Рады. Ну, добавит несколько механизмов роспуска парламента (сейчас эти механизмы в Конституции отсутствуют). Введёт институт парламентских приставов. Мало ли изобретений может даровать человечеству наш остроумный президент?

Интереснее всего, что нынешние друзья и соратники президента, попав в будущий парламент, вполне возможно, окажутся в тихой оппозиции к Януковичу. Помните апрель 2004-го? Помните, как Кучме не дали провести политическую реформу? Не хватило всего 4-х голосов! Среди них – голосов Александра Волкова и Андрея Деркача! А теперь вспомните референдум 2000-го года. Его результаты так и остались неимплементированными – не смотря на всенародный одобрям-с и показатели свыше 80% за все четыре пункта. Хотя – теоретически – парламент (и третьего, и четвёртого созывов) был ручным, управляемым и удобным. Но что-то не срасталось! Именно – была тихая оппозиция к Даниловичу. Мол, дедушка, работай над страной, а наши права и вольности не трожь. То же может получиться и теперь.

Большинство депутатов не захотят идти по пути усиления власти президента. Чем оборачивается такое усиление даже для своих – показали недавние события на рынке «Барабашово» в Харькове. Фельдман уже столько раз принёс присягу в верности новой власти, настолько интегрировался в новую команду, - а тут на тебе: маски-шоу с захватом рынка! И кто? Свои! А «Седьмой километр» в Одессе? А наступление на структуры Тигипко в регионах? Никто не застрахован от последствий межвидовой борьбы. Разве что надо создать действенную систему балансов и противовесов. И парламентаризм может стать таким противовесом.

Я не верю, что ситуация в Украине изменится революционным путём. Я не верю, что Янукович ослабнет или уйдёт с политической арены вследствие действий нынешней оппозиции – смешной и неубедительной. Но я верю, что в ближайшие годы усилится роль парламента и парламентаризма. Изменения в стране возможны вследствие усиления конкурентной борьбы в окружении Януковича, оккупировавшего парламент и вынужденного расширить свою базу влияния на разные слои общества. Закономерность, однако…

Хотя… Помнится, Томас Джефферсон, один из отцов-основателей и третий президент США, говорил о том, что парламент может превратиться в коллективного диктатора… Ой вэй, как говорят в Одессе.

Наталья ПриходькоНаталья Приходько, независимый журналист Института Горшенина
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram